Историю кино принято отсчитыватьот первого публичного платного киносеанса,организованного братьями Люмьер в Париже в «Гран кафе» на бульваре Капуцинок 28 декабря 1895 г.
Дитя научно-технического прогресса
Основные тезисы
Тема 1. 1895–1919 гг.: Поиски киноязыка
Часть II. История кино
Раздел 1. Первые шаги европейского кино
История кино – череда разрозненных открытий, к которым свои усилия приложили многие ученые:
ü Ж. Л. М. Дагер:изобретение фотографии (1839).Изобретенный Дагером и Ж. Н. Ньепсом способ получения фотографического изображения был назван дагеротипией;
ü Петер Роже (1824): феномен инерции зрительного восприятия. Инерция зрительного восприятия позволяет нам видеть последовательность отдельных неподвижных изображений как единое непрерывное действие. Этот принцип лежит в основе всего процесса создания и просмотра фильмов;
ü Джордж Истмен (1885 г.): изобретение прочной и гибкой целлулоидной пленки;
ü Уильям Диксон (1881): перфорация; (1894): первая кинокамера – кинетограф;
ü Уильям Диксон, Томас Эдисон (1894): кинетоскоп(греч. kinetos – «подвижный»)–аппарат для рассматривания быстро сменяющихся фотографических снимков, при котором создается впечатление движения снятых объектов;
ü Луи и Огюст Люмьер (1895):братья запатентовали первый киноаппарат и дали ему название«КИНЕМАТОГРАФ» (от греч. kinema, род. п. кinematos – «движение» и grapho – «пишу»). Кинематограф – аппарат для съемки на кинопленку движущихся объектов и для последующего воспроизведения получаемых снимков путем проецирования их на экран, а также комплекс устройств и методов, обеспечивающих съемку и демонстрацию фильма. Технологически базируется на идее световой проекции.Термин «кинематограф» впервые появился и стал общепринятым в его французском варианте – «синематограф».
Вывод.Технологические истоки указывают на две принципиальные составляющие кинематографа:фотография (фиксация световых лучей) идвижение(динамика визуальных образов).Фотография связывает кино с изобразительной традицией, идущей от живописи, т.е.с идеей искусства. «Движущаяся картинка»отсылает к балаганам, райкам, ярмарочным аттракционам, иллюзионам, т. е. к традиции массового, развлекательного зрелища.
ü Первая «программа Люмьера»включала сцены, снятые с натуры: «Выход рабочих с завода Люмьер», «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», «Разрушение стены», «Политый поливальщик» и т. п. Люмьеры первыми начали систематический выпуск фильмов.
ü Жорж Мельес(1861–1938)–французский режиссер,основоположник игрового кино. Организовал первое профессиональное объединение производителей фильмов. Первый кинорежиссер, по-настоящему превративший фильм в эффектное зрелище. В 1902 – 1906 гг. создал свои наиболее значительные фильмы – фантастические и сказочные феерии. Известен как изобретатель трюков: стоп-кадр, ускоренная и замедленная съемка и т. д. Лучшая работа – «Путешествие на Луну» (1902).
ü В 1896 г. к выпуску и продаже фильмов приступили фирмы «Пате фрер»и «Гомон».
Вывод.Со времен фильмов братьев Люмьер и Ж. Мельеса внутри кинематографа, по определению немецкого историка кино З. Кракауэра, существуют две противоборствующие тенденции: «реалистическая» («линия Люмьера») и «иллюзионистская» («линия Мельеса»). Выдающийся французский кинорежиссер Ф. Трюффо, предлагая свою диалектику кино, также связывает ее оппозиционные элементы («исследование» и «зрелища» с именами Люмьера и Мельеса (см. Приложение №2).