Римские провинции в императорскую эпоху (на примере сравнения Ахайи и Галлии).

Сравнительная характеристика культуры Рима республиканского и императорского времени.

У римлян не было собственной философии, всё заимствовали у греков.

Республиканский период: заимствовали зап.версию греч. алфавита, акт.влияние греков. Есть римская (низовые культы религии и всё, что из этого выросло: портретная скульптура, чтобы предок себя узнал) и греч.сферы. Росписи.

Лит-ра: драматурги комедийно-бытового плана Теренций, Плавт.

Императорский: Цицерон и Юлий Цезарь (создали латинский), Виргилий, Овидий, Лукреций, Гораций.

Историки и писатели: Петроний, Тацит, Текливий, философы – плохо со своей философией (греч. на самом деле) Сенека, Марк Аврелий. Стоики, эпикурейцы, неоплатонизм – греч., но римского времени.

Римляне копируют греков: многое сохранилось в римских копиях.

Инженерное дело и строительство – у греков этого не было. Арка, свод. Создали выдающиеся символы – триумфальные арки и акведуки по всей империи.

 

28. Рим 4 в.: деятельность Константина Великого, Юлиана Отступника и Феодосия.

Правление Константина Великого (306–337).После ухода Диоклетиана вспыхнули очередные междоусобицы из-за престола. В 306 г. британские легионы провозгласили новым императором выдвинувшегося в ходе политической борьбы Константина (306–337), который стал фактическим правителем империи лишь с 324 г.

Его политика явилась продолжением линии Диоклетиана. Константин провел более успешную денежную реформу в 314 г. Он ввел новую золотую монету — солид, которая получила широкое хождение в империи и на долгое время стала основной денежной единицей, а также мелкую разменную монету, чеканившуюся из серебра. Были восстановлены некоторые денежные сборы, ранее взимавшиеся натурой. Тем не менее Константин не мог остановить процессы, давно разворачивавшиеся в экономике, поскольку натурализация хозяйства по-прежнему сохранялась.

Император произвел прикрепление ремесленников к профессиональным коллегиям, когда профессии превращались в наследственные — одно из условий возникновения цеховой системы в Средние века. В результате эдикта «О беглых колонах» (332) произошло прикрепление к земле колонов. Чтобы поставить под контроль армию, были сокращены некоторые воинские образования. Константин пытался поднять престиж военной службы, превратив профессию воина в наследственную, предоставив всем легионерам гражданство.

В плане административного деления сохранялись прежние диоцезы и провинции. Но теперь каждая из четырех частей империи (тетрархии) называлась префектурой, во главе с префектом претория. Магистратуры перестали быть объектом притязаний, поскольку римляне, опасаясь чиновнического бремени, не желали занимать должности, за которые следовало нести материальную ответственность.

Особое явление представляла собой религиозная политика Константина, связанная с общим положением христианства в первые века его существования.

Источники по истории раннего христианства. До эпохи Константина не существует большого количества информации по раннему христианству. Для I в. н. э. практически единственным серьезным источником является Новый Завет. От его датировки во многом зависело определение времени распространения раннего христианства.

Для I в. источниками могут служить отдельные произведения, в частности «Дидахе» «Учение 12 апостолов», относящееся к концу I в., Первое послание Климента Римского, а также отрывок из «Анналов» Тацита о гонении при Нероне.

Во II в. произведений становится больше, но их недостаточно для полного отражения реалий раннего христианства. Появляются творения апологетов: Минуция Феликса, Иустина-философа и мученика, Афинагора, Тациана и других. Часто апологеты обращались к императору, но их послания могли до него не доходить, поскольку для писателей император являл собой обобщенный образ языческого государства. Благодаря апологетам сохранилась аргументация их противников и перечень обвинений, выдвигавшихся против христиан. Кроме апологетов, ко II в. относятся фрагменты произведений Плиния Младшего и Лукиана.

В III в. появились памятники, связанные с попыткой обобщить литургическую практику. В частности, Дидаскалия, так называемое «Учение 12 апостолов». «Апостольское предание» Ипполита Римского.

Появился такой крупный автор, как Ориген, на которого опирались многие христианские учители и отцы Церкви более поздней эпохи, Климент Александрийский («Строматы», «Педагог»), Ириней Лионский («Против ересей»), Тертуллиан, позднее отступивший от Церкви. И лишь к началу IV в. относится первая христианская история, написанная Евсевием Кесарийским.

Другим по форме, но не менее важным источником по христианству является эпиграфический материал, то есть надписи на твердых материалах, в первую очередь, сохранившиеся в христианских катакомбах. Катакомбы — искусственно пробитые длинные подземные проходы, многоярусные галереи, близ Рима и под ним, где тайно собирались христиане; здесь же они хоронили своих собратьев. Поэтому христианские надписи по преимуществу надгробные. Основная их масса относится к эпохе после Константина, к IV–V вв.

В силу вышесказанного ранняя история христианства часто восстанавливается за счет источников, более поздних по времени или в полной мере не признанных Церковью. Последние, не будучи каноническими, тем не менее являются историческими памятниками. Например, таким спорным документом являются «Постановления апостольские», созданные в конце IV в.

Христианская традиция и греческое наследие.Письменная христианская традиция изначально формировалась на греческой основе. Практически не известны крупные произведения христианских авторов, написанные на латинском языке, вплоть до начала III в. н. э.

Первым крупным автором, писавшим на латинском, стал Тертуллиан, живший в конце II — начале III в. Однако серьезное оформление латинской христианской традиции приходится на IV–V в., когда выдвинулись такие крупные личности, как св. Иероним Стридонский, св. Амвросий Медиоланский, блж. Августин.

Приоритет греческого языка над латинским сохранился в православной традиции, в обиходе которой нет текстов или песнопений, переведенных с латинского. Греческое мышление породило соответствующий язык, способный адекватно, не односторонне выражать глубокие, а потому сложные для уяснения понятия. Недаром он сыграл существенную роль в становлении церковнославянского языка.

Правление Юлиана Отступника (360–363).Следующим крупным императором стал племянник Константина Великого Юлиан, прозванный Отступником (Апостатом), правивший с 360 по 363 г. Взбунтовавшиеся галльские войска провозгласили его Августом. Он получил хорошее воспитание под руководством христианского священника, увлекался философией и был одним из блестяще образованных людей своего времени.

При новом императоре произошло оживление городской жизни, так как он покровительствовал городам: передавал им земли, занимался муниципальным благоустройством, расширял права городских советов. Последний акт свидетельствовал о продолжавшейся децентрализации империи, которую Юлиан сознавал, передавая власть в местные муниципальные советы.

Печальную известность получила религиозная политика Юлиана, с именем которого связано последнее гонение на христиан. Оно отличалось от гонений в предшествовавшие эпохи. Церковь лишалась государственной помощи, христиане не допускались к высшим постам и были лишены права преподавания в школах. В самом эдикте не было прямого запрета деятельности Церкви, но сформулирован он был таким образом, что применить его можно было только к христианам — хитрая уловка, так как юридически никаких гонений не было: при Юлиане провозглашалась терпимость применительно ко всем религиям.

Ошибка императора состояла в том, что, воздвигнув гонения на Церковь, он ничего не смог ей противопоставить, кроме отживавшей последние дни римской религии. В представлении Юлиана неоязычество было призвано морально обновить мир, но теми же средствами, какие предлагало христианство. Поэтому оно формировалось как отражение христианства. Юлиан пытался объединить жрецов в единую организацию со ступенчатой иерархией, поощрял благотворительную деятельность языческих храмов, в частности, создание при них приютов призрения для немощных. Храмы заново отстраивались, им возвращалось конфискованное имущество. В проведении такой «модернизации» Юлиан, может, и не вполне сознательно, ориентировался на христианскую Церковь. Гонения прекратились со смертью императора.

Правление Феодосия Великого (379–395).После Валента к власти пришел Феодосий, прозванный Великим (379–395). Он не нарушал относительно мирных отношений с готами и заключил с ними договор (382). Вестготы стали федератами, союзниками, имевшими определенные права, в отличие от простых наемников, на службе у Равенны, и временно разместились в префектуре Иллирик, на Балканском полуострове. Они получали жалование, продовольствие и необходимое снаряжение. Фактически возникла юридическая основа для будущих варварских королевств в рамках разваливавшейся империи.

В 380 г. Феодосий издал эдикт «О католической вере», по которому христианство признавалось обязательным вероисповеданием в Римской империи. Вместе с тем начались преследования ариан, под знаком борьбы с которыми развернулась церковная история IV в. С антиязыческой политикой Феодосия связано окончательное запрещение Олимпийских игр (393).

В 395 г. после смерти императора произошло окончательное разделение на Восточную и Западную империи. Восточная продолжала жить самостоятельно, и у нее началась своя, ранневизантийская история.

 

Общее положение Греции в первые века н. э. В 27 г. до Р. Х. на территории Греции была организована римская провинция Ахайя. одной из эллинских провинций, в число которых входили еще Эпир (Северная Греция) и Македония (к северу от Балканского полуострова). Балканские провинции находились в центре пересечения двух процессов: с одной стороны, они являлись источником эллинизации других областей, с другой — сами подвергались влиянию римской культуры и романизировались.

Население Греции в императорскую эпоху, как и в эллинистическое время, по-прежнему сильно сокращалось, поскольку греки покидали Элладу. I–II вв. н. э. — последний расцвет греческих городов. Полисы, в первую очередь, Афины и Коринф, ранее являвшиеся крупными культурными и религиозными центрами, приобрели формальную автономию. города чеканили собственную медную монету. Сохранялись и прежние внешне не измененные конституции городов: собиралось народное собрание, избирались магистраты, действовали городские советы. Политическая жизнь была под неусыпным надзором Рима. его власть проявлялась в постоянном нарушении автономии городов. Полисы не вели самостоятельной внешней политики и платили Риму налоги. Кроме того, зависимость выражалась в беспрекословном повиновении римским наместникам, назначавшимся из центра.

Управление провинцией.Ахайя являлась сенатской провинцией. В этом смысле положение Греции было привилегированным. Рим разделял местное население на граждан и не граждан, но деление было не сословным, а искусственно созданным. Гражданство с умыслом предоставлялось, в первую очередь, состоятельным людям, чтобы создать новую социальную опору имперской власти в Греции. Новые граждане прибирали к своим рукам землю, входили в управленческие структуры и формировали новую знать.

Другое средство воздействия на греческие города состояло в предоставлении им разного статуса, пресекавшем возможность объединения. В Грецию еще при Юлии Цезаре в города Филиппы и Коринф были выведены колонии с чисто римским населением, сыгравшие определенную роль в распространении латинской культуры в этих областях.

Отношения Греции и императоров.Императоры выступали в качестве покровителей Греции, уплачивая дань уважения греческой культуре.

Со II в. н. э. Адриан создал и возглавил панэллинское движение, призванное объединить греков, живших в империи. Центром его провозглашалась Эллада, а синедрион, своего рода организационный комитет, находился в Афинах. В основе движения лежала утопическая идея создания всегреческой организации с целью укрепить единство античного мира перед лицом надвигавшегося варварства. В связи с панэллинским движением в Греции поднялась волна архаизма, связанная с возрождением давно забытых или устаревших традиций и празднеств.

Другим средством укрепления власти императора в Греции являлся его культ, связанный по большей части с городскими объединениями, признававшими императора в качестве божественного покровителя. В остальных сферах религиозной жизни все оставалось по-прежнему: каждые четыре года проходили Олимпийские игры (вплоть до 394 г.), в Элевсине устраивались мистерии, давал предсказания дельфийский оракул — внешне, как и во внутренней политической жизни, почти ничего не менялось.

Уровень романизации провинции.В Греции шло медленное слияние римской и греческой культур, но романизация часто носила поверхностный характер, поскольку греки плохо поддавались римскому влиянию и относились к римлянам враждебно.

Романизация выразилась в формальных моментах. В Коринфе были введены гладиаторские бои, в надписях упоминался римский календарь. В целом взаимодействие двух культур происходило не в пользу римлян. В свою очередь, эллинизация сказалась в употреблении греческого языка наряду с латинским, хотя до конца II в. он по-прежнему оставался языком высших слоев римского общества, а получение греческого образования признавалось престижным.

Греческая литература императорской эпохи.В римскую эпоху были крупные греческие писатели, среди которых ярко выделился Плутарх (46 — после 119). Лукиан из Самосаты (120–190). Последним крупным историком античности стал грек Дион Кассий (ок. 160–235), создал историю Рима от основания города, доведя ее до 229 года.

В IV в. историк Аммиан Марцеллин составил историю походов императора Юлиана Отступника.

Нашествия костобоков (170) и готов (267).около 170 г. в Грецию из района Карпат вторглись племена костобоков. В их этническом составе присутствовал фракийско-славянский элемент. Нашествие представляло собой разовый набег. Они разграбили Аттику, разрушили Элевсинский храм и вернулись обратно.

Другое крупное вторжение имело место в 267 г., когда Афины разграбил неожиданно приплывший на кораблях отряд готов.

С начала IV в., при императоре Константине, Греция утратила даже формальную политическую автономию в связи с введением новых налогов. Отныне греки превращались в граждан Восточной Римской империи и растворялись в ее гражданском коллективе.

В целом национальное унижение греков в императорскую эпоху сосуществовало с признанием римлянами их умственного превосходства над собой, поскольку греческая культура и теперь являлась питательной почвой для духовного развития империи.

Административное управление провинцией Галлия. Галлия была провинцией испытавшей сильную романизацию. Галлия охватывала территорию современной Франции, частично Бельгии и Германии. Страну населяло множество различных племен, объединенных общим названием галлов, или кельтов. Традиционно римляне делили Галлию на Трансальпинскую (за Альпами) и Цизальпинскую (по эту сторону Альп). Население Цизальпинской Галлии получило гражданские права еще при Юлии Цезаре, поэтому достаточно быстро романизировалось и фактически не отличалось от италиков. Реально она состояла из четырех областей, покоренных в разное время.

Покоренные области в I в. до Р. Х. часто восставали, поэтому перед Августом стояла важная задача удержать их в своих руках за счет постоянно находившейся в Галлии рейнской армии.

Крупным центром, столицей трех Галлий был Лугдун. Тесные отношения с римлянами скреплялись особым статусом Лугдуна, первоначально единственного галльского города, жители которого обладали полными правами римского гражданства. Здесь были воздвигнуты жертвенники богине Роме и гению римского императора (с 12 г. до Р. Х.), чеканилась имперская монета, находились правительственные учреждения, основные кельтские храмы и резиденция императора в период его посещений Галлии.

Галлия делилась на 64 округа, территория которых совпадала с расселением племен, названия которых давали имена целым городам.

Все делопроизводство велось на широко распространенном латинском языке. Однако местные диалекты сохранялись. Романизация становилась более слабой по мере удаления от римлян и рейнского легиона. Быстрая переброска воинов в случае смут на западные территории обеспечивалась за счет проведения качественных и постоянно поддерживаемых в хорошем состоянии дорог.

Друиды. Воспитание юношества. Галльский пантеон сохранялся сравнительно долго, но о самих божествах известно мало. Во главе богов стоял Огмий, изображавшийся в виде старика, от языка которого к ушам слушателей тянулась золотая цепь — знак могущества речи. Цернунн выступал в виде скрюченного человека с оленьими рогами и свисавшей с них цепочкой, держа на коленях мешок с деньгами. В пантеоне был бог войны, требовавший человеческих жертв. Некоторые солдаты, захваченные галлами в Тевтобургском лесу в 9 г. до Р. Х., были принесены ему в жертву.

В галльской религии были очень сильны культы неримских божеств, однако римлян больше беспокоили не столько культы, сколько жречество — друиды. Центр друидов находился в Великобритании, а в Галлии они скрывались в священных рощах, пророчествовали, колдовали, воспитывали молодежь и совершали жертвоприношения. Среди друидов встречались и женщины. Собрания жрецов проходили в Шартре. Друиды стремились к религиозному и светскому господству, поэтому один жрец истолковал пожар Рима как предвозвестие будущего господства северных областей над южными (то есть римскими). Будучи учителями и по-своему образованными людьми, друиды оказывали сильное влияние на молодых людей, которые до двадцати лет находились под их руководством и получали знания в самых разных областях: физике, праве, медицине и т. д. Для римского государства это жречество представляло явную опасность, поэтому императоры налагали на деятельность друидов жесткие запреты.

После упразднения школ друидов в Галлии стали возникать греко-римские гимнасии, в которых преподавались греческий и латинский языки. В позднеримское время именно в Галлии появилась школа пышного красноречия с центром в Бурдигале. Здесь творил знаменитый поэт IV века Авсоний. В эпоху Средних веков Галлия, будучи последним прибежищем школьной словесности, станет родиной благочестивого стихосложения, а позднее — поэзии трубадуров.

 

30. Причины кризиса римской империи кон. 4 – 5 вв. Нашествие варварских племён и падение Западной римской империи.

Создание варварских королевств в V в.Весь V в. превратился в период нашествий варваров на территорию империи. В 410 г. Рим впервые за много столетий был взят вестготами во главе с Аларихом и жестоко разграблен.

У варваров не было намерения разрушить империю, так как они сохраняли пиетет по отношению к императорской власти и не мыслили себя вне ее. Варвары стремились найти свое место в империи, разрывая ее на части и этим способствуя ее будущему крушению.

римляне смирялись с созданием новых государственных образований на своей территории. Наиболее ранним из них стало Вестготское королевство (418), возникшее в юго-западной части Галлии, Аквитании, и впоследствии присоединившее к себе земли Испании. Следующее, Вандальское королевство было основано в Северной Африке в 429 г. Вандалы в 455 г. взяли Рим вторично и подвергли его наиболее опустошительному разорению. Королевство Бургундское возникло в 443 г. в юго-восточной Франции, Сабаудии, а Англо-сакское — в 451 г. в юго-восточной части Британии.

Формально зависимость королевств от Равенны выразилась в том, что варвары платили дань и защищали интересы императора, но реально только тогда, когда находили нужным. Империя окончательно разваливалась. Вернуться к централизованному управлению оказывалось невозможным, никто из императоров уже не пытался повернуть вспять колесо истории.

Единственным событием, временно объединившим римлян и варваров, стало нашествие гуннов. гунны стали ненавистны всем, поэтому в 451 г. была создана коалиция военных сил римлян, франков, бургундов, вестготов и саксов, давших гуннам знаменитое сражение на Каталаунских полях. Гунны во главе с Атиллой потерпели поражение. коалиция быстро развалилась.

Падение Римской империи.В 476 г. командующий императорской гвардией германец Одоакр низложил малолетнего императора Ромула Августула, упразднив императорскую власть на Западе.

476 г. стал формальным концом Западной Римской империи, равно как и концом античной истории. Падение империи явилось логичным завершением одряхлевшего античного общества. Скончавшись, античность в то же время дала жизнь христианской и культурной традиции Европы.

Упадок Рима был обусловлен и экономическими, и политическими, и социальными причинами, но в первую очередь, кризис начался в сфере духовной и первые его симптомы возникли не в V и не в IV в., а гораздо раньше, когда был утрачен идеал гармонически развитого человека, рухнула полисная религия и идеология, воплощавшая реальное мировоззрение античного человека, после упразднения республики и установления фактической монархии. То есть реальный кризис берет начало с эпохи Августа, когда римское государство достигло вершины своего могущества и начался постепенный откат назад. Римское государство не развалилось после Августа и не только существовало, но даже благоденствовало, однако его духовный остов уже был сломан: римская история лишилась цементировавшей ее духовной основы.

Непосредственная преемственность по отношению к античности сохранилась только в Восточной империи, где между средневековой и античной эпохами не было резкого разрыва, который имел место на Западе. На Востоке античность плавно перетекает в византийскую историю через сокровищницу греческого духовного наследия. Именно византийская традиция станет основой восточноевропейской цивилизации большинства славянских стран. На Западе прямую связь с европейской традицией не всегда четко прослеживается, поскольку завладевшие Европой варвары постулировали новый тип исторической культуры.

Некоторые европейские процессы можно увязать с эпохой античности, — например, в сильно романизированных областях исчезнувшей империи позиции католической Церкви позднее были наиболее крепки: в Италии, Испании, частично Франции и Германии. Там же, где романизация была слабой или докуда она почти не дошла, папство не удержало своей власти и победил протестантизм: в скандинавских странах, Британии, частью Франции и Германии.

 

31. Римская религия республиканского времени и религиозный синкретизм императорской эпохи: характерные черты сходства и различия.

Римская религия – некоторая специфика по сравнению с Грецией. Земледельческая, но меньше, больше – семейно-родовой. Духи предков и мелкие божества местностей (перекрёстков, рощ). С духами предков сложно, о них надо заботиться, покормить, если его вовремя не покормить, он становится злобным, селится на перекрёстке и мелко пакостит. Еда уже не помогает.

Синкретизм в императорскую эпоху. Создание много­нацио­наль­ного государства было связано с распространением различных культов по всей империи, и мозаика религиозных течений вела к синкретизму — объединению разнородных начал в религии без создания единого, внутренне логичного и гармоничного учения, поскольку основой механического единства являлось только государство, то есть светская власть. Культ гения императора: не сам император божественный, но некая божественность выражалась в том, что поклонялись его гению – какому-то божеству-покровителю, который изображался в виде статуи императора, которой приносили жертву. Это проявление лояльности, никто в это не верил. Отсюда и коллизия с христианами. Они единственные верили во что-то.