АНТИЧНОСТЬ
Целла
Золотая пантера с гравировкой. Келермесский курган. VI в. до н. э. |
Таманский сфинкс (фигурный лекиф из Фанагории). Конец V в. до н. э.
Слоновая кость обычно передавала обнаженное тело, лицо; золото применялось в изображении волос, оружия, одежды и украшений, а также священных атрибутов (например, эгида Афины в Парфеноне). Некоторые сведения об этой технике дают остатки статуй середины VI в. до н. э., найденные в Дельфах. Определенное представление об использовании золота может также дать т. н. таманский сфинкс — великолепный фигурный лекиф из Фанагории конца V в. до н. э. Существуют высказывания древних авторов, позволяющие утверждать, что Фидий применял при создании Афины Парфе-
нос (см. Парфенон) золото разных тонов, что способствовало большей пластической выразительности и тонкости градаций формы. Подобный прием применяли и греческие мастера Северного Причерноморья при создании некоторых культовых ;: ювелирных украшений, используя золото двух-трех оттенков и гравированный рисунок на нем.
ЦЕЛЛА (лат. се11а), первоначально небольшая комната для съестных припасов, кладовая в римских жилых домах и усадьбах. Также внутренняя часть культовых зданий — храмов и монументальных гробниц; закрытое святилище, в котором находилось изображение божества.
Целла храма Афины Афайи на острове Эгина. Ок. 500-480 г. до н. э. |
В римском храмовом зодчестве Ц. по своей функции полностью совпадает с наосом древнегреческого храма (см Периптер). Поэтому святилище в древнегреческом храме также называют Ц., подразумевая при этом все три обычных помещения храмового святилища: наос (собственно святилище), пронаос (преддверие) и опистодом (помещение позади святилища). Ц. могла иметь двойную колоннаду (см. Парфенон).