АНТИЧНОСТЬ

Сосий

Скопас

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА



 


украшены драгоценными камнями, цветной пастой и стеклом, примером чего является роскошная сар­матская диадема I в. н. э. Форма ее напоминает антич­ный головной убор — калаф; вставки изготовлены из голубого кварца, гранатов и цветного стекла. Ро­зетки выполнены в греческом стиле.

Самобытностью отличаются архитектурные па­мятники Боспорского царства. В античных городах Северного Причерноморья сложились своеобраз­ные разновидности погребального сооружения, в том числе перекрытый уступчатыми сводами подкурганный каменный склеп с коридором-дромо-сом. Была распространена декоративная стенная роспись, скульптурные надгробия-стелы, распис­ная керамика. К числу ее наиболее характерных образцов принадлежат ольвийские и боспорские вазы со стилизованными растительными мотива­ми, боспорские «акварельные» пелики. Своеобраз­ны ольвийские бронзовые зеркала со стилизован­ными изображениями на рукоятках (VI-V вв. до н. э.). В городах Северного Причерноморья найдены и за­мечательные образцы чисто греческих скульптур­ных произведений, хранящих следы воздействия классической культуры Эллады.

Литература:

Блаватский В. Д. Античная археология Северного При­черноморья. М., 1961.

Блаватский В. Д. Искусство Северного Причерноморья античной эпохи. М., 1947.

Иванова А. П. Искусство античных городов Северного Причерноморья. М.-Л., 1953.

СКОПАС(Зкораз), знаменитый древнегреческий скульптор и архитектор, родом с острова Парос. Работал в 380—330 гг. до н. э. во многих городах Древней Эллады и Малой Азии. В качестве архи­тектора С. руководил постройкой храма Афины Алей в Тегее (Пелопоннес) и мавзолея в Галикар-насе (середина IV в. до н. э.). Среди сохранившихся подлинных произведений С. важнейшими являются скульптурные работы. Древняя литература назы­вает 25 мраморных статуй работы С.

Мастер участвовал в создании рельефного фри­за галикарнасского мавзолея с изображением бит­вы амазонок и в украшении храма Артемиды в Эфесе. Галикарнасские рельефы были созданы им в сотрудничестве с Бриаксисом, Тимофеем и Леохаром. Круглая скульптура С. известна по рим­ским копиям («Потос», «Молодой Геракл», «Меле­агр», «Менада»). Характерной чертой его авторско­го стиля является стремление запечатлеть минуты проявления могучей энергии, порыва. Поэтому мно­гие его работы исполнены страстности, динамики, яркой экспрессии. Одно из лучших произведений скульптора — мраморная статуя «Менада», изоб­ражающая вакханку, спутницу бога Диониса. Рабо-


та создана в середине IV в. до н. э. и также сохра­нилась лишь в сильно поврежденной римской ко­пии. Мастер изобразил вакханку в бурном и стре­мительном танце, во власти экстаза, к которому был направлен дионисийский ритуал. Фигура ме­нады изогнута, ее голова запрокинута, разметав­шиеся волосы падают па плечи. Короткие складки развевающегося хитона создают иллюзию порыви­стого движения спутницы Диониса; мастерски раз­работанная игра светотени в струении складок под­черкивает ощущение динамики. Не красота гармонии, обретенной в героическом усилии, а эф­фектная красота самого порыва является основой образов С.

Если у скульпторов V в. до н. э., например у Мирона, движение важно, но его элементы и приемы передачи точно рассчитаны и разумно обусловлены, то у С. движение становится выра­зительным средством передачи стихийного начала. В одной из греческих эпиграмм о «Менаде» есть следующие строки: «Камень паросский — вакхан­ка, но камню дал душу ваятель». Кроме того, в от­личие от предшественников, С. учитывал возмож­ность кругового обзора скульптуры. Излюбленным материалом мастера был мрамор. Ему приписыва­ют выдающуюся по художественным достоинствам надгробную плиту ок 340 г. до н. э. с изображением юноши и старца. Рядом с юношей — фигурка спяще­го ребенка, символизирующего смерть. Точно най-





 




 


 


Скопас (?). Надгробная стела (т. н. стела Гегесо) с некрополя Керамик в Афинах. Ок. 340 г. до н. э.


Скопас. Надгробие юноши из Аттики. Ок. 340 г. до н. э.


 


денные жесты и позы людей придают этой сцене поистине драматическое звучание. Впервые имен­но в творчестве С. раскрываются уже не настрое­ния величественного покоя, но такие состояния, как страдание, боль утраты, философское разду­мье. Лица статуй С. лишены величественного по­коя; как и фигуры, они хранят отпечаток страсти и драматического пафоса. Переход к передаче опре­деленного эмоционального аффекта, т. е. от общего состояния духа к переживанию, имел в творчестве С. принципиальное значение: здесь зарождалось новое понимание человека и различных сторон его бытия. Образы С. не портретны, они не имеют ка­честв индивидуальной характерности; их еще от­личает классическая обобщенность, но тем суще­ственнее ее новое осмысление.

Творчество С. оказало большое воздействие на скульпторов эллинистической эпохи, в частности на произведения мастеров III—II вв., работавших в Пергаме, — создателей прославленного Пергам-ского алтаря.

Литература:

Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древ­ней Греции. М., 1987.

Чубова А. П. Скопас. Л.-М., 1959.


СОСИЙ, знаменитый аттический гончар VI в. до н. э., возможно, также и вазописец. Сохранились два его произведения. Одно из них — т. н. чаша Со-

Чаша Сосия. Ок. 500 г. до н. э.