АНТИЧНОСТЬ


 




 


 


Серебряная амфора из Чертомлыкского кургана близ Никополя. IV в. до н. э.


Вазописец Андокид. Краснофигурная амфора. VI в. до н. э.


 


тись, их днище имело специальную широкую подставку. Разновидностью А. является гидрия — со-:уд для воды, по форме подобный А, но для удоб-тва имеющий три ручки.

В художественном отношении наиболее интересны древнегреческие А. периода архаики и классики, со-ланные мастерами Эксекием, Амасисом, Андокидом, Глурисом, Полигнотом I и др.

Наряду с овальными панафинейскими А. были : 'Пулярны тонкопрофильные ноланские, а также "лее высокие и грубые узкие А., использовав­шиеся как тара для перевозки продуктов. А. служи­ли также мерными сосудами. Объем А., применяв-лейся римлянами для измерения жидкостей, ставлял 26 литров.

Литература:

Б.шватский В. Д. История античной расписной керами-М., 1953.

АНДОКИД (АпскМйез), известный мастер кера-;:ки последней трети VI в. до н. э.; работая

качестве гончара, изготавливал сосуды, которые -списывал художник, названный позднее его

:с-нем. Некоторые исследователи приписывают ■- -вазописцу введение в обиход краснофигурной


росписи, которая выполнялась на черном фоне и составила в греческой вазописи направление, ха­рактерное для мастеров классической эпохи. На амфорах А. изображены не только мифологичес­кие, но нередко и чисто бытовые сцены доволь­но необычной тематики (например, изображение женской бани). А. иногда работал совместно с масте­ром Лисиппом, который выполнял на обратной стороне сосуда роспись черными фигурами на красном фоне.

Композиция и исполнение отдельных фигур ма­стером А. носят следы ионического влияния. Среди сохранившихся ваз — чернофигурные (амфора «Геракл и Цербер»), краснофигурные (амфора с кифаредом), а также исполненные в обеих тех­никах (амфора «Пирующий Геракл»).

АНТАБЛЕМЕНТ (франц. еп!аЫетеп1, от гаЫе — стол, доска), верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, — важная составляющая классического архитектурного ордера. В А. входят архитектурные элементы балочного перекрытия, т. е. та его часть, где стена или колоннада соединя­ется с крышей. А. делится на три основных элемен­та: архитрав, фриз и карниз. В дорийском ордере