Ассирии искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА



 




 


 


Лестница ападаны Дария-Ксеркса в Персеполе. VI в. до н. э.


Статуя Ашшурнасирпала II. IX в. до н. э.


 


ла 36 колонн, поставленных по 6 в один ряд; А Ар­таксеркса IIв Персеполе, построенная в V в. до н. а, насчитывала 100 колонн. Открытость А. и мерное чередование колонн были новыми чертами архи­тектурного мышления, свидетельствовавшими об осознании человеком пространства и включении его в архитектурную композицию.

Новым было и решение освещения: свет прони­кал через верхние проемы зала и создавал слож­ную игру, усиленную яркой росписью стен А. и многоцветной каменной отделкой колонн. В силу чи­сто светского назначения иранская А. значительно отличается от египетского гипостильного зала, где колонны были поставлены тесно, что позволяло со­здать таинственный полумрак.

АССИРИИ ИСКУССТВО,памятники архитекту­ры и изобразительного искусства, сложившиеся в культуре Ассирии — древнего государства на территории современного Ирака. Историческим ядром Ассирии являлся Ашшур, игравший роль посредника между Двуречьем и Малой Азией. К началу 2000 г. до н. э. основу его населения со­ставляли семиты-аккадцы. В XVIII—XV вв. города Ассирии находились под владычеством Вавилона и хурритского царства Миттани, после чего одному из правителей Ашшура удалось создать сильную самостоятельную державу и подчинить своему влиянию Вавилонию, а позднее и Северное Двуре-


чье. Правители получали титул царей Ассирии. После временного ослабления (XII в. до н. э.) начал­ся новый подъем могущества Ассирии и завоева­тельные походы ее царей, продолжавшиеся вплоть до IX в. до н. э. Столица государства за этот период много раз переносилась в другие города, и царской резиденцией, а следовательно, и главным культурным центром становились Кальху, Дур-Шаррукин (совр. Хорсабад) и Ниневия (совр. Куюн-джик). В последующее столетие завоевательная