Аккада период

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА



 




 


 


Статуя Гудеа — правителя Лагаша. Голова. XXII в. до н. э.


Стела царя Нарам-Суэна. Конец III тыс. до н. э.


 


снизу вверх, но в ней нет условного членения на фризы-регистры; композиция ее с центром в ле­вом верхнем углу плиты динамична; изображение царя, хотя и увеличено по сравнению с остальны­ми, исполнено движения и выразительности. Фи­гуры пластичны и пропорциональны, в композиции мастерски сочетаются пустые плоскости и фрагмен­ты, тесно заполненные изображениями воинов. Большую редкость для шумеро-аккадского искусст­ва представляет введение в эту триумфальную сте­лу пейзажа.

Сходны по стилю и стела Шаррукена, отмеченная пластической смелостью в изображении человечес­кого тела, и печати А. п. с их разнообразием сюже­тов, взятых из мифологии и фольклорных преданий.

К числу шедевров культуры А. п. относятся и не­многочисленные скульптурные головы, достаточ­но точно передающие этнический тип и, вероят­но, при всей обобщенности и идеализированности наделенные портретным сходством. Особенной ху­дожественной удачей является знаменитая скульп­турная голова Саргона Древнего, выполненная из меди. Индивидуальный по своим чертам, отличаю­щийся тонкой моделировкой профиля, тугих завит­ков бороды, глаз (прежде инкрустированных), в пор­трете правителя Аккада ярко воплощаются в себе качества волевого и мужественного характера.

Именно в эту эпоху сложился облик излюблен­ного героя шумеро-аккадской мифологии Гильга-


меша, и отголоски сказаний об этом воине, мудре­це и полубоге угадываются во многих образах пластического искусства.

Архитектура А. п. изучена несколько меньше и со­хранилась лишь частично. О высоком уровне строи­тельства свидетельствуют остатки дворцового комп­лекса Эшнунны (совр. Тель-Асмар). Ок 2200 г. до н э. Аккад был покорен полукочевыми племенами гу-тиев и утратил свое доминирующее значение, после чего центром Южной Месопотамии стал Ва­вилон. Однако традиции культуры А. п., особенно в области скульптуры, сохранили свою жизненную силу, и в позднейших памятниках ощущается тен­денция к передаче портретной индивидуальности и тонкой пластической проработке материала. Ак­кадские традиции воздействовали на стиль, в ко­тором выполнены многочисленные статуи правите­ля г. Лагаша — Гудеа (XXII в. до н а). Эти скульптурные портреты, несмотря на относитель­но небольшие размеры, отмечены почти неведо­мой доселе монументальностью. Они выполнены из твердого привозного камня диорита, но тщатель­но отшлифованы и отличаются филигранной рабо­той. В портретах переданы не только характерные черты лица, но и возрастные признаки. Возможно, при дворе правителя работали мастера-аккадцы, наряду с шумерийцами, но симптоматично, что все лучшие скульптурные работы этой эпохи вы­полнены в аккадской манере.