Древние государства индонезийских народов.

Древние мон-кхмерские государства.

Большинство монских и кхмерских государств возникло приблизительно около I в. н. э. Все они были тесно связаны между собой. В этой относительно однородной среде периодически возникали различные объединения, наиболее крупное из которых — империя Бапном (Фунань) — объе-


диняло в период расцвета почти весь равнинный монский и кхмерский Южный Индокитай.

Возникновение Бапнома относится к первым векам новой эры. После периода «собирания» страны, завершившегося на рубеже II—III вв., древнекхмерские правители перешли к завоевательным войнам. Самым знаменитым из них был Фаншиман, построивший сильный флот и захвативший ряд соседних государств и

племенных территорий. Военная, морская и торговая мощь Бапнома постоянно увеличивалась до середины IV

в. н. э. Велось широкое ирригационное и храмовое строительство, в стране распространялись индуизм и буддизм, укреплялась власть правителя.

В V — начале VI в. в древнекхмерском обществе усилились северные группы, почти не участвовавшие в торговле и связанные по преимуществу с сельским хозяйством; постепенно они подчинили себе приморские

районы, и империя Бапном прекратила свое существование.

Мон-кхмерские народы восприняли некоторые элементы культуры Южного Индостана, в частности письменность, священный язык санскрит, некоторые черты религии, причем моны — в основном буддизма, а кхмеры — индуизма. Воспринятые религии подверглись существенным изменениям и отбору, на основе традиционного культа предков возник культ обожествленного предка монарха.

 

В островном мире в I—VI в. н. э. складывались две группы государств: западная (или малайская) и восточная (или яванская). Западная группа состояла из суматранских государств, среди которых быстро шел процесс централизации и небольших государственных образований Малаккского полуострова. Социальные структуры были здесь более или менее схожи.

В жизни этих государств внешняя торговля, включая и транзитную (по преимуществу пряностями, в том числе и с Молуккских островов), играла большую роль, так как они располагались на оживленном торговом пути. Мореходами Юго-Восточной Азии были в эти века и мон-кхмеры, и индонезийцы.

Из государств Шалмаладвипы (древнее название Малаккского полуострова) наиболее известны Ланкасука

(со II в. н. э.),

Катаха и Тамбралинга. Иноземные путешественники отмечали пышность их дворов, силу армий. Среди городского населения были широко распространены санскритская литература, письменность и язык, ин- дуистские и буддийские верования. Древние государства Западной Индонезии имели торговые и дипломатические связи как на западе, так и на востоке.

Несколько иначе выглядели аграрные малайские и яванские государства на Яве и Калимантане. Наиболее известны государство Тарума на Западной Яве и государство Мулавармана, названное так по имени одного из его правителей, на востоке Калимантана (IV—V вв.). Социальная структура этих государств была похожа на

структуру Бапнома. Государство руководило ирригационным строительством, ведшимся, по-видимому, руками

общинников; раздавало земли (поля и сады), скот и рабов индуистскому жречеству (буддизм здесь был распро-

странен еще слабо). Видимо, существовала и государственная собственность на землю.

Государство Чампа, населенное народом индонезийской семьи языков, располагалось на восточном берегу Индокитайского полуострова, в его центральной части; оно было одним из древнейших в Юго-Восточной Азии. По своей аграрной структуре оно напоминало вьетское общество, но выгодное приморское положение с самого

начала сделало Чампу морской торговой державой с сильным флотом и регулярными заморскими связями.

Чамские правители широко практиковали грабеж прибрежных соседей и всячески оберегали свое господство на морях. В культурном отношении чамы были частью индонезийского мира, во многом на них влияли и кхмеры. Отношения с ханьцами характеризовались в древности большим количеством войн, чередовавшихся с дипломатическими миссиями и торговыми контактами.

С середины I тысячелетия до н. э. у целого ряда народов Древней Юго-Восточной Азии начали складываться первые государства. Для них характерен свой тип экономики (поливное рисоводство как основа сельского хозяйства), социальной организации (малая сельская община), духовной культуры (культ предков в религиозной сфере, «донгшонский стиль» в сфере изобразительного искусства). Государства наиболее крупных древних народов —


предков вьетов, кхмеров, монов, малайцев, яванцев — занимали территорию удобных для орошения долин средних и крупных рек, некоторые из них постепенно распространяли свое влияние на предгорья. Северная часть этих государств (вьеты) вела упорные оборонительные войны с древне-

китайскими государствами, в результате которых территория Древней Юго-Восточной Азии несколько сократилась. Остальные государства Юго-Восточной Азии в эти века не вели крупных войн; их торговые и культурные связи были ориентированы на запад — на Индостанский субконтинент.