Вечевой строй.

В Древнерусском государстве сохранилосьвече — народное собрание, в котором участвовало все взрослое население города, а иногда и жители пригородов и даже деревень. Одной из его функций было комплектование народного ополчения и выборы его предводителей — тысяцкого, сотских, десятских. Со временем тысяцкий уже назначался князем из своих приближенных. Весь строй Киевского государства, характер власти князя и окружающей его знати исключали возможность систематического функционирования народных собраний. В XI-XII вв. все случаи упоминания вечевых собраний в летописях связаны с исключительными ситуациями, когда в результате военной угрозы, стихийных бедствий или длительного голода администрация оказывалась не в состоянии контролировать положение. Исключение из этого правила составляли только Новгород с его «пригородом» Псковом и в какой-то степени Полоцк. Здесь вече сохранило свою силу и стало со временем одним из неотъемлемых атрибутов феодальной республики (Новгород и Псков).

Укрепление власти великого киевского князя шло как в борьбе, так и в процессе синтеза родоплеменных систем управления с формирующимся центральным государствен­ным управлением. Первоначально функции языческих князей так или иначе были связаны с военными задачами и дипломатическими отношениями, охраной торговых пу­тей, сбором дани (полюдье). Власть киевского князя усиливалась по мере поглощения власти князей союзов племен, подвластных Киеву.

Киевскому князю подчинялись местные племенные князья, которые по договору находились «под рукою» киевского князя и родоплеменная знать, выполнявшая судебно-административные функции. Однако нередко великим киевским князьям приходилось сталкиваться с се­паратизмом местных князей, что предопределило постепенную ликвидацию этого института (за весь Х в.).

Это же заставило их искать религиозно-идеологические средства для укрепления вла­сти киевской династии. Так, Владимир I проводит грандиозную религиозную реформу, пытаясь превратить Киев в общерусский сакральный центр, со­брав в столице пантеон богов во главе с Перуном, но это не помогло. Требовались более радикальные сред­ства для сплочения Киевской Руси и укрепления власти князя.

В 988 г. Владимир I принимает восточное христианства в качестве гос.религии, что имело для Руси судьбоносное значение. Именно оно привело к транс­формации древнерусского культурного архетипа, изменению ментальности и вхождению в православную византийско-славянскую цивилизацию. Эволюционный тип общественного развития сменился инновационным, его безусловным источником становится Киев. Начинается постепенное утверждение канонических христи­анских представлений о природе власти, государства и его целях.

Важное значение имели киевское вече для высшего и цент­рального управления и вечевые собрания в центрах местных княжеств - для регионального управления. Веча отлича­лись от прежних племенных собраний, участие в них принимали все свободные горожане, они являлись структурным элементом высшего го­с.управления. Вече и князь заключали друг с дру­гом договор, представлявший из себя взаимную присягу. В случае его нарушения вече могло отказать князю в занятии престола.

Т.о., фор­ма правления на Руси может быть определена как «дружинное государство», в котором содержались монархическая (князь), олигархическая (старшая дру­жина, бояре) и демократическая (вече) тенденции. Ни одна из них в Киевской Руси не получила полного воплощения.