Тема 3. Теоретические основы менеджмента и его современное состояние
Основные вопросы темы
1. Понятия, задачи и виды менеджмента.
2. Функции менеджмента.
1.Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего времени не имеет точной формулировки.
Существует множество различных взглядов на понятие «менеджмент».
Менеджмент – наука об управлении – совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли.
Президент Американской ассоциации управления Экли сказал, что менеджмент это управление не вещами, а воздействие на людей. Это искусство получать нужные вещи посредством управления людьми.
Менеджмент – это также умение добиваться определённой цели, используя интеллект и мотивы.
Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает следующее толкование понятию менеджмента:
1. Способ, манера обращения с людьми.
2. Власть и искусство управления.
3. Особого рода умелость и административные навыки.
4. Орган управления, административная единица.
В американском учебнике для студентов по курсу «Основы менеджмента» дается следующее определение «Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей».
Фредерик Тейлор считал, что менеджмент – это истинная наука, покоящаяся на фундаменте точных наук, правил и принципов.
В понимании Питера Фердинанда Друкера менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Он был против расширительного толкования понятия менеджмента и считал, что его следует относить только к производственному предприятию (только в области производства товаров и услуг).
Расширенное толкование менеджмента дают Э.Петерсон и Э.Плоумен в книге “Организация бизнеса и менеджмент” “В широкои смысле, с социальной точки зрения, менеджмент является техникой или методом, с помощью которых устанавливаются, выясняются и реализуются цели и задачи в результате свойственной человеку тенденции к формированию групп (правительства, клубы, деловые предприятия и т.д.)”
Менеджмент – теория и практика рационального управления производством в условиях рыночной экономики.
Менеджмент – вид человеческой деятельности, связанной с управлением и организацией работы предприятия для реализации конкретных целей.
По определению В.Леонтьева «Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм рационального управления фирмой, компанией в плане обновления, инновации, нововведений в сферах продукции, технологий, организации производства, управленческого труда, социальных отношений».
И.Н. Герчиков рассматривает менеджмент как самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент – особый вид управления, необходимый экономически самостоятельному субъекту в рыночной экономике; это система гибкого предприимчивого руководства, способного своевременно перестраиваться, чутко реагировать на коньюктуру рынка, условия конкурентной борьбы, социальные факторы развития.
Менеджмент – это механизм обеспечения баланса и координация трёх основных процессов организации: 1 – получение ресурсов из внешней среды; 2 – преобразование ресурсов в продукт; 3 – реализация продукта во внешней среде.
В обиходе менеджмент обычно идентифицируется группой людей, занимающихся руководством и деятельностью всего персонала какой-либо организации для достижения поставленных целей.
Таким образом, имеется два понятия менеджмента. Первое понятие: менеджмент – это орган управления, руководство. Второе понятие – это управление людьми (действие).
Виды менеджмента:
стратегический | организационный | налоговый | международный | нормативный |
инновационный | производственный | финансовый | государственный | программный |
информационный | торговый | менеджмент качества | региональный | целевой |
операционный | маркетинговый | муниципальный | ||
оперативный | кадровый |
Метод менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.
1. Метод теории игр используется для оценки влияния какого-либо действия на конкурентов.
2. Метод имитационного моделирования, при котором используются специальные устройства, имитирующие реальный мир, т.е. определяется экономическое положение организации, конкурентов с их последующими экономическими действиями в той или иной ситуации.
3. Метод дерева решений позволяет представить проблему в виде схемы и увидеть альтернативы визуально.
4. Метод прогнозирования для выявления альтернатив и их вероятности.