СИМОН УШАКОВ. «СЛОВО К ЛЮБОТЩАТЕЛЕМ ИКОННОГО ПИСАНИЯ». 1667 Г.

ФЕДОРА СКИБИНА В ПРИКАЗНОЙ ИЗБЕ 0 ХОЗЯЙСТВЕ КАЗАХОВ. 1697 Г.

РАССПРОСНЫЙ ЛИСТ ТОБОЛЬСКОГО КАЗАКА

...А крепости-де в Туркестане и в городах валены, валы земляные и по валу кладены стены кирпича необожженно­го, а вышиною и с валом стена сажени в полтретьи, а шири­ною местами в сажень, а в иных местах больше и меньше,

а к верху аршина по полутора и по два; а болыпе-де у них в городах валенье одни земляные валы без кирпичу, а зем­ля плотна и не сыпуча, а рвов-де копаных нет. И во всех тех городах живут бухарцы, а казахов мало, а казахи-де все живут для пашенных земель по кочевьям, а пахоты-де их скудны, коней и овец много, а коров мало; кормятся мясом и молоком. А к бою-де удачливы, волшебству-де учены от донских беглецов, а по смете-де всех их казаков будет ты­сяч с 20 и больше.

А рек-де больших в земле их нет, а три-де реки из-под камени пали, и те средние, а Сырт-де река течет из-под камени, от городов их не в близости, а рыбы-де в ней мало, да и не ловят, а пала-де устьем в море Хивинское или Араль­ское. А городов-де особых нет, а к воинскому-де делу с каза­ками одного ученья и кормятся воровством (т. е. промышля­ют набегами, сопровождающимися угоном скота. — Е. С).

Вопросы и заданияк документу.

  1. Опишите хозяйство казахов.
  2. Чем оно отличалось от хозяйства других наро­дов, вошедших в состав России?
  3. Как различия в географи­ческих условиях проживания, в экономических и культур­ных традициях народов могли повлиять на развитие Российского государства?

 

 

Премудрый художник всех умных тварей и вещей, со­творивший человека по образу и подобию своему, дал ему душевную способность начертать образы всех этих тварей, что называется фантазией, и отдельным лицам от природы дал дарование с различным совершенством создавать эти образы и посредством различных художеств делать замысленное легко видимым.

...Не только сам господь Бог является художником иконописания, но и все существующее благодаря чувству зре­ния может получить эту силу вследствие тайной и удиви­тельной хитрости; всякая вещь, представшая перед зерка­лом, в нем свой образ напишет по дивной Божьей премудрости. Разве не чудо этот удивительный образ? Если человек движется, и он движется; перед стоящим стоит, перед смеющимся смеется, перед плачущим плачет, или иное что человек делает, и он делает, является всегда живым, хотя ни тела, ни души не имеет человеческих. Также в воде, на мраморе и на иных вещах, хорошо выглаженных мы видим, без всякого труда, одновременно написанные об­разы всяких предметов...

Имея от господа Бога талант иконописательства, вру­ченный моему ничтожеству, не хотел я его скрыть в землю, чтобы не принять за то осуждение, но попытался в своем старании перед Богом выполнить искусным иконописательством ту азбуку искусства, которая заключает в себе все члены человеческого тела, которые в различных случа­ях требуются в нашем художестве, и решил их вырезать на медных досках, чтобы искусно напечатанные образцы по­шли на пользу всем любителям этого достойного искусства; я надеюсь, что все с благодарностью воспользуются этим залогом моей любви, когда увидят, как может много это по­мочь им в том, чтобы хорошо писать честные иконы...