Локализация Белой и Черной Руси и этимология этих терминов

Согласно концепции Пилипенко о предках белорусов, в результате широкого расселения славян и смешения их с восточными балтами образовались не беларусы, а первоначальные восточнославянские этнические общности кривичей, дреговичей, радимичей. Это произошло в 9-10вв. Затем в конце 10 – начале 11в. вместе с другими общностями кривичи, дреговичи и радимичи консолидировались в новую общеславянскую этническую общность, для которой были характерны общевосточнославянский язык, общая материальная и духовная культура. Их территория получила название «Русь». Именно с этого времени в отношении к территории Беларуси, как и к соседним восточнославянским землям, начало использоваться название «Русь», а население стали называть русами, русичами, русинами, рускими.

Этническая территория не была однообразной: она делилась на регионы, которые не совпадали с ранними этническими территория первоначальных восточнославянских этнических общностей. Территория Беларуси по локальным особенностям языка и культуры входила в две диалектно-этнографические общности – полесскую и подвинско-днепровскую. Кроме общего названия «Русь» за юной частью территории Беларуси укрепилось название «Полесье», за центральной и северной – «Белая Русь».

Со временем, в результате интенсивных этнических процессов на широкой территории, размещенной между Припятью и на юге и Западной Двиной на севере, Неманом на западе и Днепром на востоке, до середины 16в. сформировался новый комплекс культуры и связанная с ним система языка. Все это свидетельствовало о возникновении новой, восточнославянской этнической территории, которая получила название «Белая Русь».

Происхождение названия в разное время объясняли по-разному. Его объясняли красотой земли (Макарий, 16в.). множеством снега (С. Герберштейн, 16в.), вольностью (В. Татищев, 18в.), независимостью от татаро-монголов (М. Любавский, 19в.), светлопигментированным и светлоглазым антропологическим типом жителей (Янчук, пачало 20в.). В наше время появились новые объяснения: название «Белая Русь» связывается с более ранним принятием христианства по сравнению с Черной Русью (Я. Юхо), с широким распространением в топонимике названий со словами «белая» (П. Крапивин).

В исторических документах 12в. термин «Белая Русь» использовался в отношении Владимиро-Суздальского княжества, а в 13-16вв. – Московских, Смоленских и Псковских земель. В отношении Беларуси этот термин сначала относился только к подвинско-днепровскому региону. С середины 16в. им стали обозначать также территорию Минщины, Гродненщины, а затем и южную зону припятского региона до р. Припять. в 17 – середине 18в. название «Белая Русь» закрепилась преимущественно за землями Полоцкого, Витебского, Мстиславского, частично Минского и Смоленского воеводств. Одновременно с 17в. в исторических документах используется и название «Беларусь», которое в 19в. распространяется на всю территорию современной Беларуси.

Западную часть белорусской этнической территории долгое время называли «Черная Русь». по Татищеву, граница Черной Руси на севере доходила до р. Вилии, на востоке – примерно до Березины, на юге – до Припяти, на западе – до Буга. Название «Черная Русь» в отечественных источниках упоминается не раньше первой четверти 13в. (1284). Первоначально так называлась юго-западная часть территории современной Украины, тогдашняя Галицкая земля. В западноевропейских источниках название «Черная Русь» встречается не раньше 14-15вв. и используется для обозначения самых западных земель Руси, которые граничили с Ливонией, Литвой и Польшей. Как название западной этнической территории Беларуси (в частности, Белорусского Понеманья) термин «Черная Русь» начинает закрепляться в конце 16-17вв.

Название объясняется по-разному. Чаще всего ее рассматривали как противоположность названию «Белая Русь». некоторые ученые считали (С. Соловьев), что первоначально название «Черная Русь» обозначала зависимую территорию. Черный цвет рассматривается приверженцами этой концепции как символ зависимости, белый – как символ самостоятельности.

Однако это не совсем так. Название этого края закрепилось тогда, когда вся территория современной Беларуси уже находилась в составе ВКЛ, а затем РП, и с политической точки зрения значительной разницы между западной и восточной частями этих территорий не было.

Некоторые исследователи считают, что возникновение названия «Черная Русь» вызвано тем, что для Верхнего Понеманья было характерно язычество, а для Поднепровья – христианство. Однако и это не так – т.к. в период закрепления это термина вся территория была христианизирована.

Заслуживает внимания следующее объяснение этого названия. Оно было дано балтами. Согласно балтской традиции, черный цвет символизирует запад, а белый – Восток. В связи с этим самую западную часть Руси (верхнее Понеманье) стали называть Черной Русью, а восточную (Поднепровье) – Белой Русью. Первоначально эти названия обозначали географические направления. Со временем они стали означать два ареала белорусской этнической территории и символизировать этнографические особенности. С конца 18в. с распадом ВКЛ и присоединением белорусских земель к Российской империи название «Черная Русь» перестало использоваться, а «Белой Русью» стали называть всю белорусскую этническую территорию. Причем это название приобрела в русском языке западноевропейскую форму «Белоруссия». В белорусском языке сохранилась старая восточнославянская форма этого названия. Она стали выговариваться и писаться вместе – «Беларусь».

32. Образование ВКЛ (начало 13в. – начало 90-х гг. 13в.)

Процесс образования одного из крупнейших государств Восточной Европы эпохи Средневековья – Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель – был сложным и длительным по времени. Начался он в середине 13в., когда на землях верхнего и среднего Понеманья было создано государственное образование под первоначально многовариантным названием «Литва», «княжество Литовское», «княжество Литовское и Новогородское» и др. Окончательно же территориальные границы Великого княжества установились во второй половине 14в. Они простирались от Балтийского до Черного морей с севера на юг, от Берестейщины до Смоленщины с запада на восток.

Принципиальной стороной государственнообразовательных процессов в этом географическом регионе было то обстоятельство, что они происходили под влиянием подобных внутренних и внешних условий, сложившихся на балтских и восточнославянских землях. Следовательно, Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское как государственно-политическое образование формировалось не на узко-, а на полиэтнично-территориальной основе.

Исторические реалии 13-14вв. подталкивали к балто-славянскому политическому объединению население как тех, так и других земель. Именно их единство позволило сохранить на то время в значительной степени этническую чистоту, а вполне допустимо, и само существование этносов, населявших этот регион, в условиях противостояния с агрессиями с северо-запада (крестоносцы) и юго-востока (монголо-татары). Так, известны совместные с соседней Литвой выступления против ливонских рыцарей князя Герцике (вассала Полоцка) Всеволода в начале 13в. В 1206г. полоцкий князь Владимир (Володша) для отпора крестоносцам собрал войско со всех концов своего королевства, а также от соседних королей, своих друзей, и «с великой храбростью спустился вниз по Двине». Разгром тевтонов у озера Дурбе осуществили воины Литвы совместно с русскими князьями. В 70-80-х годах 13в. в борьбу за владение двинской твердыней Динабург (Даугавпилс) вели войска князя литовского Тройденя вместе с полочанами. Объединенными силами выступали балто-восточнославянские дружины для обезопашивания западной границы. В конце 30-х годов 13 в. против союзника крестоносцев Конрада Мазовецкого поднялись воины Изяслава Новгородского и Миндовга Литовского. Неоднократно белорусско-литовские летописи упоминают о совместных сражениях с монголо-татарскими ордами «литвы и руси». В знаменитой легендарной битве под Крутогорьем против азиатских завоевателей плечо в плечо с Русью («новгорожаны, слонимчаны, пинщаны») стояли войска со «жмондами и литвою».

Достаточно чувствительными были и внутренние объединительные тенденции на белорусских и балтских землях. Двадцать небольших удельных княжеств, на которые рассыпались некогда сильные Полоцкая, Турово-Пинская державы, мучительно преодолевали период феодальной раздробленности. На землях же балтских создались все предпосылки для создания феодальной монархии.

В этих условиях происходила конкуренция нескольких центров, которые претендовали на роль лидера-объединителя земель балто-восточнославянского пограничья. Среди них наиболее сильными были Новогородская земля, а также литовско-жемойтский (жмудский) центр. Не желал быть сторонним наблюдателем в политической жизни региона некогда могущественный Полоцк. Безусловно, не в планах галицко-волынских князей было терять контроль и определяющее влияние на соседних землях Побужья и Понеманья.

К середине 13в. происходит возвышение Новогородска. Этот, ранее неприметный, практически отрезанный от торговый артерий город, становится все более влиятельным в политическом раскладе на балто-восточнославянских территориях. Тому как раз способствовало его уединенность – расположение на возвышенности вдалеке от водных путей и, что главное, одинаковая отдаленность от кровавых границ противостояния балтов и славян с крестоносцами и монголо-татарами. И потянулись в этот безопасный на то время центр богатства, что было подтверждено археологами.

Деньги и богатства давали силу и власть. И если в 30-х годах 13в. Новогородок находился в зависимости от Галицко-Волынской Руси, то во второй половине 40-х годов новогородцы проводят самостоятельную линию в сложных межгосударственных отношениях. Именно в Верхнем Понеманье развертывались основные события, которые дали начало Литовской державе. Первым князем – претендентом на роль ее создателя – выступил литовский князь Миндовг (летописная Литва располагалась на современных восточнолитовских и северо-западных белорусских землях). Во второй половине 40-х годов 13в. Миндовг вокняжается в Новогородке, где, согласно Густынской летописи, в 1246г. принял православие.

Как князь Новогородка Миндовг исполняет волю и поддерживает устремления новогородских бояр, которые совпадали с его личными интересами. С помощью силы Миндовг в конце 40-х – начале 50-х годов 13в. отвоевывает для себя Литву, объединяя ее с Новогородком.

Прекрасно осознавая, что этот шаг вызовет отрицательную реакцию со стороны галицко-волынских князей, Миндовг ищет поддержку у соседних государств. Он вступает в переговоры с представителями Ордена и по дипломатическим соображениям принимает католичество. После этого в 1252 или 1253г. Миндовг коронуется в Новогородке. Этим самым он намеревается остановить экспансию крестоносцев на балтские земли и заиметь союзников в борьбе с Галицко-Волынской Русью. Но замыслам Миндовга не суждено было осуществиться. Крестоносцы оказались ненадежными союзниками, и мощь галицко-волынского войска трижды обрушивалась на Новогородские земли.

Неудачи Миндовга привели к замене его на новогородском княжеском троне сыном Войшелком. Жестокий дальновидный Войшелк после серии дипломатических ходов и насильственных действий укрепляется в Новогородке и вступает в конфликт с отцом – литовским князем Миндовгом.

Казалось бы, вопрос о лидерстве в регионе должен был решиться в споре этих политических деятелей. Но на авансцену выходит третья сила – жмудский князь Тройнята. Именно из Жемойтии исходит вторая попытка объединения балто-восточнославянских земель в единый политический организм. В 1263г. людьми Тройняты был убит Миндовг. Вырезана была вся его семья, Войшелк же укрылся в Пинске. Дабы ликвидировать возможных конкурентов, жмудский князь планировал убийство племянника Миндовга Товтивилла, который в это время занимал полоцкий княжеский трон. Однако Полоцк тоже намеревался воспользоваться ситуацией и присоединить к своему княжеству соседние балтские и «руские» земли. Тем не менее, в схватке двух балтских князей победа досталась Тройняте. Права, триумф его был недолгим. Вскоре жмудский объединитель был убит слугами Миндовга, скорее всего, нанятых для этой цели Войшелком. После чего развязалась междуусобная борьба, в которой первенствовал Войшелк. Следующим этапом в деятельности Войшелка было присоединение к своим владениям земель Нальшаны и Деволты.

Таким образом, новогородский князь Войшелк создал ядро державы, которое со временем обрастало соседними как балтскими, так и восточнославянскими землями. Причем, вхождение этих земель в состав княжества Литовского было добровольным и осуществлялось через брачные союзы или через заключение договоров («рядов»). Договорные обязательства, которые брали на себя правители Литвы и боярство присоединенных земель, давали возможность сохранения автономного статуса земель, которые становились составными частями княжества Литовского. В конце 13-начале 14в. под власть литовских князей перешли княжества Полоцкое, Витебское, Менское.

Таким образом, основой ВКЛ стали соседние балтские и восточнославянские земли. От своего начала это государство было политерриториальным и полиэтническим. Синтез этих двух начал был естественным, ибо в политическом объединении было заинтересовано население как одних, так и других земель.

33. ВКЛ в конце 13в. – 1377г.