Градостроительство Англии XV-XVII вв.

Процесс разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений в Англии протекал интенсивнее, нежели в других странах Западной Европы. Этому в значительной степени способствовало насильственное обезземеливание крестьянства, которое носило в Англии массовый характер. Так называемое «огораживание», т. е. процесс ликвидации общинных земель, активизировавшийся в XVI в., сопровождался образованием большого числа бездомных крестьян, которые в поисках заработка шли в города или нанимались в батраки к крупным землевладельцам и арендаторам-фермерам.

Огораживание изменило социальный облик английской деревни. Именно в этотпериод вомногих сельских местечках и деревнях возникли шерстяные, суконные, а также хлопчатобумажные и шелковые мануфактуры. Свободные от цеховых обязательств, не ограниченные никакими градостроительными предписаниями, эти сельские поселения стали быстро расти и многие из них впоследствии превратились в города (Манчестер, Лидс, Шеффилд, Бирмингем и др.). В результате огораживания увеличилось население и старых городов, среди которых резко выделялся своими размерами Лондон. Благодаря удачному географическому размещению на перекрестке сухопутных дорог меридионального направления с Темзой, Лондон быстро рос - в XV в. он насчитывал 50 тыс., а в XVI в. - 80 тыс. жителей.

В XV-XVI вв. в Лондоне сосредоточилась международная торговля. Возникли многочисленные купеческие компании, среди которых наибольшую известность приобрели: Московская, основанная в 1555 г., Левантийская-в 1581 г., Ост-Индская-в 1600 г. и многие другие. К этому же времени относится быстрый рост Вестминстера, где находилась королевская резиденция, и оплота английской торгово-финансовой буржуазии - Лондонского Сити.

В отличие от городов континентальной Европы, города Англии развивались без каких-либо преднамеренно выработанных планировочных замыслов. Основное внимание архитекторов и заказчиков было сосредоточено на жилищном строительстве. К этому времени окончательно выработался классический тип английского жилого дома с его планировкой внутренних жилых помещений, подчиненной законам целесообразности. Таким образом, в Англии в период развития централизованного государства жилищная проблема стояла на первом месте и заслоняла собой все остальные стороны градостроительной деятельности.

Единственный, кто в XVI в. видел градостроительные проблемы Англии во всей их полноте и перспективе, был гуманист, утопический социалист и крупный государственный деятель Томас Мор(1478-1535 гг.). В своем трактате «Утопия»(1516 г.) он нарисовал картину идеального английского государства, легко узнаваемого за фантастическими образами и названиями. В «Утопии» Мора не было частной собственности, труд являлся всеобщей обязанностью, политический строй был основан на демократических принципах - одним словом, все находилось в полной противоположности социально-экономическому и политическому строю Англии начала XVI в. Однако градостроительное выражение идей Томаса Мора представляло большой интерес. Согласно его замыслу, весь остров Утопия был покрыт сетью равномерно распределенных городов, окруженных сельскохозяйственной зоной, и ограниченных в численности населения (6 тыс. семейств в каждом).

Желание Т.Мора противопоставить стихийно протекавшему процессу урбанизации Англии организованный образец развития повлекло за собой принципы регулярного градостроительного искусства, которые особенно сильно сказались в планировке и застройке главного города Утопии - Амауроте, в котором нетрудно было узнать преображенный и упорядоченный Лондон. Прямоугольный в плане, город Амаурот, площадь которого определялась Мором в две на две с небольшим мили, представлял собой образец регулярного градостроительного искусства с сильно выраженной функциональной основой плана. Весьма примечательно, что Томас Мор тоже отдал дань актуальной проблеме этого времени - жилищу. На страницах своего трактата он рисует совершенно новый тип городского каменного дома с плоской кровлей. Это и был тот самый тип городской застройки, который пытался профессионально осмыслить в следующем столетии архитектор Иниго Джонс.

Рост английской столицы, активизировавшийся в этот период, потребовал строительства новых общественных зданий и в первую очередь дворцового комплекса для правящей династии английской абсолютной монархии. Однако английское зодчество не было подготовлено к решению этих задач ни в теоретическом, ни в практическом плане. Трудная миссия трансформации средневекового английского зодчества в зодчество, свойственное просвещенным странам Западной Европы (и в первую очередь Италии), досталась на долю крупнейшего английского архитектора первой половины XVII в. - Иниго Джонса (1573-1652 гг.), который в конце 1590-х годов в течение нескольких лет изучал античное искусство и архитектуру в Италии. Именно в этот период И.Джонс познакомился с постройками Палладио и приобрел его теоретический труд «Четыре книги об архитектуре», с которым не расставался уже до конца своих дней. Вскоре по возвращении в Англию И.Джонс поступил на службу к королю Якову I Стюарту. После вторичной поездки в Италию (1613-1615 гг.) был назначен интендантом королевских построек, а с 1618 г. начал свою многолетнюю работу в Лондонской комиссии строений. Вместе со своим учеником Джоном Вэббом Иниго Джонс проектировал королевский дворец Уайт-холл, реконструировал собор св. Павла, проектировал и начал строительство площади Ковент-гарден, которая была окончена уже после его смерти в 1652 г., а также площади Линкольн-Инн-Филд.

Из перечисленных выше работ наибольшее градостроительное значение имели дворцовый комплекс и первые регулярные площади Лондона - Ковент-гарден и Линкольн-Инн-Филд. Королевский дворец проектировался на берегу Темзы, по-соседству с Вестминстерским аббатством. Он представлял собой грандиозное прямоугольное сооружение размером 350 х 226 м, состоявшее из системы дворов, окруженных дворцовыми зданиями. Дворец имел четыре входа, среди которых главным был вход, обращенный к реке. Несмотря на высокое архитектурное и градостроительное

качество проекта, онне был осуществлен, за исключением небольшого зала Банкэтинг-хауз, построенного наулице Уайтхолл.

Другой не менее важной постройкой Иниго Джонса была площадь Ковент-гарден,получившая прямоугольную в плане форму. Однуиз ее сторонзанимала церковь, построенная Иниго Джонсом в ордерных формах. Остальные стороны окружили единообразные здания с расположенными в нижнем этаже аркадами. Следует отметить некоторое сходство площади Ковент-гарден с современной ей площадью Вогезов в Париже. Площадь Линкольн-Инн-Филд,так же прямоугольная в плане, была расположена северо-восточнее Ковент-гарденской и была значительно крупнее неё.Главным зданием этой площади, построенным в палладианских формах по проекту Иниго Джонса, был дворец графа Линдсей.

Иниго Джонс был известен не только как архитектор-практик, но и как основоположник английской архитектурной теории нового времени. Его заслуга заключалась, прежде всего, в том, что он из довольно многочисленных (к концу XVI в.) трактатов по архитектуре выбрал в качестве теоретического источника наименее догматичный - «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио и попытался переосмыслить егос учетоманглийской действительности его времени. Как известно, в трактате Палладио не было специального раздела, посвященного городам. Более того, в нем отсутствовали схемы идеальных городов, столь распространенные в архитектурных трудах эпохи Возрождения. Этот трактат Палладио был особенно близок английскому градостроительному мышлению, чуждому идеям регулярности. Кроме того, А. Палладио уделял большое внимание жилой архитектуре, что также соответствовало практическим задачам английского градостроительства.

Ордерная архитектура, привнесенная Иниго Джонсом, полностью расцвела в Англии лишь после буржуазной революции XVII в. в творчестве крупнейшего архитектора этого времени - К.Рена(1632-1723 гг.). Апологетом этой архитектуры был также знаток искусств эрудит Джон Ивлин.

После Большого пожара 1666 г. Лондон полностью превратился в пепелище. Пожар практически уничтожил вседеревянные жилые постройки в Сити. Сильно пострадали и каменные жилые дома и церкви. Вскоре последовали проекты реконструкции города, созданные К.Реном, Д.Ивлином и Р.Хуком. Из этих трех проектов наиболее / заслуживавшим внимания был проект крупного ученого, математика, астронома КристофераРена. Следует отметить, что К.Рен много путешествовал по Европе и был знаком с передовыми градостроительными работами своего времени: реконструкцией уличной системы Рима и созданием грандиозных композиций в Версале и Париже. Это привело Рена к идее создания регулярной планировочной композиции плана Лондона. Его проект заключался в создании двух лучевых улиц, которые, начинаясь у западных ворот Сити на обширной соборной площади, направлялись к востоку. Одна из них, параллельная Темзе, доходила до крепости Тауэр, другая пересекала город и оканчивалась у северо-восточных городских ворот. В центре Сити предполагалась обширная овальная площадь, на которой должно было находиться монументальное здание биржи и банков. Эта площадь служила центром для многочисленных расходившихся от нее улиц. Прямоугольная планировка улиц в районе, примыкавшем к собору св. Павла, и более живописная в районе биржевой площади, объединялись в единое композиционное целое не только двухлучьем, но и парадной набережной, устройство которой также было намечено в проекте Рена.

Однако проект Рена не был осуществлен, т.к. лондонские домовладельцы не пожелали поступиться своими участками для реализации грандиозного планировочного замысла. Они предпочли остаться на своих местах, и через несколько лет город был полностью восстановлен, а уличная система Лондона сохранила свой средневековый характер. И лишь стройный объём собора св. Павла, построенный К.Реном на месте одноименного старого здания, и многочисленные церкви со шпилевидными завершениями, созданные тем же архитектором, внесли определенный порядок в стихийно сложившуюся центральную часть города.

В целом английское градостроительство XVII в. продолжало развиваться своим, отличным от континентальных европейских городов, путем, по-прежнему направляя главные усилия на решение задач, связанных с архитектурой жилого дома. Это направление как нельзя более соответствовало общим устремлениям эстетической мысли Англии XVII в., нашедшим свое отражение в трудах крупнейшего философа этого времени Френсиса Бэкона(1561-1626 гг.). Мнение Ф. Бэкона об архитектуре и о среде, окружающей человека, содержится в его программе «Великого Восстановления Наук», в которой он нарисовал полную картину современного ему состояния и взаимосвязи наук и искусств ипрогнозы их дальнейшего развития. Бэкон понимал архитектуру как искусственно созданную упорядоченную часть природной среды. В философских взглядах Бэкона на архитектуру есть еще одна немаловажная черта, упоминание о которой необходимо для понимания процесса развития архитектурной и особенно градостроительной эстетической мысли в Англии XVII в. Это наделение её индуктивной логикой, присущей бэконовскому методу научного познания: от частного к общему, от жилого дома к городу. Индуктивный метод Бэкона совпадал с традиционным архитектурно-градостроительным мышлением англичан. Этим отчасти объяснялось то, что в Англии схемы «идеальных городов» эпохи Возрождения, основанные на дедуктивной логической закономерности (от общего к частному), не имели успеха. Если между городскими ансамблями эпохи Возрождения в Италии и классицизма во Франции, несмотря на существенные различия, можно найти много общих черт - прежде всего рационалистическое начало и стремление к четкой, геометрически правильной композиции, то Англия занимала особо место в развитии градостроительного искусства - её зодчие пытались примирить традиции средневекового градостроительства с градостроительством нового времени. Однако во всех странах основная масса городской застройки этого периода оставалась средневековой и нововведения касались главным образом лишь отдельных городских ансамблей либо небольших городов-крепостей.