Развитие градостроительной теории в трактатах теоретиков эпохи Возрождения

Зарождение и развитие новых принципов в градостроительном искусстве Италии XV-XVI вв. было связано с коренными социально-экономическими сдвигами в европейском обществе этого периода. Именно в Италии, точнее в городах северной и средней Италии, ранее других стран начали появляться первые признаки раннекапиталистических отношений, носителями которых были наиболее активные и предприимчивые представители городской буржуазии.

Культура эпохи Возрождения не была простым копированием античных образцов. Во всех областях искусства, включая и градостроительство, мастера эпохи Возрождения заимствовали из прошлого лишь наиболее характерные и необходимые черты: гуманизм, рационализм, жизнерадостность. Применительно к области градостроительства это выразилось как предпочтение регулярной планировочной системы и стремление к гармонизации архитектурной и городской среды посредством возрождения архитектурных ордеров и пропорционирования городских пространств.

Для градостроительного искусства эпохи Возрождения свойственно было параллельное развитие теоретической мысли и практической деятельности. В некоторых областях, например в осмыслении модели города нового типа, теория обгоняла практику, однако в целом они развивались синхронно и зачастую градостроители Ренессанса совмещали в себе роль теоретиков и практиков. Никогда еще город как социальное и архитектурно-планировочное целое не подвергался столь тщательному и всестороннему изучению, как в этот период. Это подтверждается обилием трактатов, посвященных архитектуре, планировке и укреплению городов. Тема так называемого «идеального города»прочно вошла в градостроительную теорию XV-XVI вв.

Авторы идеальных городов видели в своих схемах не готовые проекты, по которым можно было бы спланировать какой-либо конкретный город, а скорее графически изображенную идею или концепцию города. Они считали, что строительство конкретных сооружений должно производиться тогда, когда город в основных своих чертах уже намечен на местности. Таков был метод проектирования того времени.

Авторы теоретических трактатов хорошо представляли себе функциональную базу городов своего времени. Они рассуждали о размещении городов с экономической, гигиенической, оборонной и эстетической точек зрения. Они искали оптимальное размещение жилых кварталов, религиозных, торговых и общественных центров, садов и парков на городской территории и рассуждали о социальном и профессиональном составе городского населения.

Особую ценность представляет эстетическая сторона теоретических рассуждений мастеров эпохи Возрождения. Все теоретики занимались такими проблемами, как композиция, гармония, красота, пропорции, и рассматривали эти категории применительно к городу и его элементам. Они формулировали художественные принципы города нового типа, планировке которого свойственны были рационализм, геометрическая ясность планировочной схемы, центричность композиции и гармония между целым и частями.

В основе всех рассуждений архитекторов Возрождения находился Человек с его материальными и духовными интересами. Внимание к человеческой личности было столь пристальным, что даже архитектурные сооружения часто сопоставлялись с человеческим телом.

Некоторые теоретики Ренессанса, как, например, Франческо ди Джорджо Мартини (1439-1501) и Пьетро Катанео (1500-1572) изображали контуры идеального города и его части как производные от человеческой фигуры. В план идеального города Мартини вписывалась огромная человеческая фигура, на голове которой располагалась цитадель, а на груди - базилика. В пятиконечную цитадель идеального города Катанео вписывался человек с распростертыми руками. Такого же рода антропоморфизм был свойствен и Альберти, и Палладио, и Микеланджело, уподоблявшим архитектурные сооружения и их пропорции человеческому телу как эталону совершенных пропорций и красоты. В эпоху Возрождения наблюдалось два регистра антропоморфизма: один требовал дедуктивной последовательности рассмотрения города (от общего к частному, идущего от уподобления города некоему гигантскому идеализированному человеческому телу, а другой развивался индуктивно (от частного к общему), от реального человека в его абсолютных размерах к окружающей архитектурно-пространственной среде и далее к городу в целом.

Теоретики города XV-XVI вв. были тесно связаны с изучением творческого наследия античности и прежде всего трактата Витрувия, трактат которого был заново открыт в 1427 г. В вопросах изучения типологии зданий, архитектурных ордеров и пропорций он был непререкаемым авторитетом. Более того, многие теоретики прилагали большие усилия для графического воспроизведения плана города по Витрувию, хотя, как известно, этот архитектор не оставил нам изображения идеальной модели поселения.

Венецианский ученый, знаток архитектуры Даниеле Барбаро(1514-1570) посвятил большую часть своей жизни изучению трактата Витрувия, результатом чего явилась его книга под названием «Десять книг об архитектуре Витрувия с комментарием Даниеле Барбаро», написанной в 1556 г. В этой книге отразилось отношение к античной архитектуре не только самого автора, но и большинства архитекторов XVI в. Авторитет Витрувия, который подчеркивали Альберти, Палладио, Барбаро, Вазари и другие, объяснялся, по-видимому, тем, что этот древний автор пытался связать наиболее прогрессивные черты греческого и римского градостроительства в единое целое.

Развитие архитектурной теории XV-XVI вв. в области градостроительства можно условно разделить на два этапа. Первый этап относится ко второй половине XV - началу XVI вв., когда теоретики главным образом искали оптимальные природные и санитарно-гигиенические условия развития городов: размышляли о просторных и чистых городских площадях, об эвакуации грязи из жилых домов и улиц, об инсоляции внутренних помещений, о водоснабжении и удобстве подъездных путей. Именно эти мысли имеются в трактатах Альберти, Филарете, Леонардо да Винчи. Второй этапотносился ко второй половине XVI в. Архитекторы Катанео, Вазари, Скамоцци занимались поисками наилучших городских укреплений, а также изучением торговли и управления городов. Что касается художественных проблем, то они были свойственны и первому и второму периодам.

В 1650-е годы появляется трактат «Десять книг об архитектуре» Леона Баттиста Альберти(1404-1472). Это был, по существу, первый теоретический труд Нового времени, посвященный проблемам архитектуры. В нем затрагивались также и вопросы градостроительства. Так, в Четвертой книге Альберти рассуждал о выборе места для строительства городов, об определении конфигурации городского плана из оборонительных соображений, о загородных и городских дорогах, о реках, каналах и гаванях. Пятая книга целиком посвящалась различным элементам города: дворцам, крепостям, судебным учреждениям, тюрьмам, городским поместьям. В Восьмой книге разбирались общественные здания, а также улицы и площади, их конфигурация в плане и соотношение пространств с окружающей застройкой. Несмотря на то, что трактат Альберти не сопровождался рисунками автора, знакомство с ним убеждает нас в том, что у него была полностью осмыслена концепция города нового типа.

Особенно большой интерес представляют позиции Альберти по вопросам «Красоты города» и художественного уровня его архитектуры. Эти проблемы затрагиваются на протяжении всего текста, им посвящены специальные разделы. Так, например. Шестая книга - «Об украшениях» содержит много рассуждений автора по вопросам эстетики и теории композиции. Именно здесь, во второй главе Альберти излагает свою знаменитую концепцию понятия красоты, присущую новому времени. Он пишет: «Красота есть строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, - такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже». Относя это определение красоты к композиции города и его элементов, можно прямо сказать, что Альберти первый провозгласил основные принципы городского ансамбля эпохи Возрождения, в котором, с одной стороны, возрождалось античное «чувство меры», с другой - подчеркивалось рационалистическое начало, свойственное искусству эпохи Возрождения. Соотношение высоты застройки к расположенному перед ней пространству, согласованность архитектурных масштабов главного и второстепенных зданий города, уравновешенность композиции и отсутствие диссонирующих контрастов — таков был эстетический идеал градостроителей Возрождения, изложенный Альберти в обобщенной теоретической форме.

Трактат Альберти, изданный уже после смерти автора в 1485 г., оказал огромное влияние как на его современников, так и на архитекторов XVI в., которые на практике показали справедливость теоретических положений Альберти.

Первым теоретиком, целиком посвятившим свой трактат проблеме идеального города, был уроженец Флоренции Антонио Аверлинопо прозванию Филарете(? — 1471). Антонио Аверлино долгое время работал при дворе герцога Сфорца в Милане, результатом чего явился его трактат под названием «Сфорцинда». Этот трактат, написанный в 1460-1464 гг., так и остался ненапечатанным, хотя рукописные списки с него имелись.

Предлагаемый Филарете план идеального города Сфорцинда представлял собой в плане восьмиугольную звезду, образованную пересечением под углом 45° двух равных квадратов со стороной, равной 3,5 км. В выступах этой звезды располагалось восемь круглых башен, а в «карманах» восемь городских ворот. И к воротам и к башням были направлены радиальные улицы, противоположным своим концом сходившиеся к центру города. Часть улиц представляла собой судоходные каналы с тротуарами и портиками по бокам. В центре города, доминирующем по рельефу, располагалась главная прямоугольная в плане площадь, по коротким сторонам которой должны были находиться княжеский дворец и городской собор, а по длинной стороне - судебные и городские учреждения. В центре главной площади размещался обширный водоем, питавший водой город. Главную площадь фланкировали две другие, на которых располагались дома зажиточных купцов и ремесленников. Кроме того, были намечены площади и на пересечении радиальных улиц с кольцевой магистралью. Восемь из них предназначались для местной торговли, а остальные - для размещения приходских центров и церквей. В геометрическом центре города Филарете предполагал разместить высокую дозорную башню, нарядные контуры которой он нарисовал на полях своего трактата. Имелись также рисунки других ведущих зданий идеального города. Из этих рисунков видно, какое большое значение придавал этот теоретик XV в. красоте и богатству архитектурных форм, образующих силуэт города, и какую роль придавал он окружающему природному ландшафту.

Крупнейший мыслитель и художник XV - начала XVI вв. Леонардо да Винчи(1452-1519), будучи человеком самых разносторонних интересов, также неоднократно обращался к градостроительной теме. Так, в период его пребывания в Милане при дворе герцога Лодовико Сфорца в 1483-1485 гг. он нетолько занимался реконструкцией и украшением герцогского дворца, но и пристально изучал трактаты Витрувия и Филарете, а также много размышлял над проблемами фортификационного и гидротехнического искусства. Именно к этому периоду относятся эскиз плана Милана и идея улучшения водоснабжения этого города, а также предложение Леонарде да Винчи о разуплотнении Милана за счет переселения в другие города Ломбардии 5 тыс. семей. С миланским периодом связаны также поиски архитектурных форм и художественного образа главного центрического здания города, варианты которого заполняли записные книжки художника. Не только Милан, но и Флоренция привлекали внимание гениального художника. Имеется в виду его эскиз, на котором намечена реконструкция русла р.Арно, а также увеличение территории Флоренции и придание плану города правильной полигональной формы. Много внимания Леонардо уделил и городу Имоле, лежащему на главной дороге между Болоньей и Римини. Помимо решения конкретных задач, так или иначе связанных с потребностями его времени, Леонардо да Винчи уделял большое внимание поискам футурологического порядка. К ним относится, например, идея Леонардо да Винчи о создании города, функционирующего в двух уровнях: верхнем, отданном пешеходам и наземным дорогам, и нижнем, предназначенном для гужевого и водного грузового транспорта, связанного с подвалами домов. Неменьший интерес представляют эскизы Леонардо да Винчи, относящиеся к последним годам его жизни во Франции - проект города в форме веретена с разделением кварталов для ремесленников и торговцев, а также грандиозный проект постройки Роморантенского канала, которым предполагалось соединить бассейны рек Луары и Соны, и проект Роморантенского замка.

Рассматривая в целом градостроительные идеи Леонардо да Винчи на тему города и его окружения, можно сказать, что для него инженерные проблемы были неотделимы от художественно-образных задач и что он пытался решать их с одинаковой проницательностью и глубиной.

Среди теоретиков XVI в. Андреа Палладио(1508-1580) занимал особое место. В своем трактате «Четыре книги об архитектуре» Палладио не выделял специального раздела о городе, однако весь его труд по существу был посвящен именно этой теме. Трактуя о жилых зданиях, базиликах, храмах, городских площадях и улицах, Андреа Палладио все время напоминал читателям о том, что все эти элементы должны находиться в определенной пространственной связи, причем связь эта должна быть не только удовлетворительной с функциональной точки зрения, но и художественно осмысленной. Он говорил, что «город -не что иное, как некий большой дом, и обратно, дом - некий малый город» (кн. II, гл. XII). Ставя знак равенства между жилым домом и городом, Палладио тем самым подчеркивал целостность городского организма и взаимосвязанность его пространственных элементов. Он писал, имея в виду художественную сторону городского ансамбля, что «красота является результатом красивой формы и соответствия целого частям, частей между собой и также частей целому» (кн. I, гл. I). Это был новый, четко сформулированный взгляд на городскую композицию, значительно отличавшийся от понимания той же проблемы градостроителями средневековья, и развивавший взгляды теоретика XV в. Леона Батиста Альберти.

Как и все теоретики эпохи Возрождения, Палладио отмечал преимущество прямолинейных улиц. В то же самое время, в отличие от ортодоксальных приверженцев регулярной планировки городов, он, как и Альберти, допускал возможность криволинейных очертаний улиц и находил в этом даже свою прелесть. Свидетельством этого является маленький город Виченца, с которым была связана большая часть творческой жизни Палладио — базилика. Лоджия дель Капитанио, многочисленные палаццо, построенные им в этом городе, легко и органично вписались в живописную городскую среду.

Палладио считал, что при строительстве городов, как и при строительстве зданий, необходимо придерживаться определенных правил: «...хотя разнообразие и новизна всем должны быть приятны, тем не менее нельзя делать того, что противоречит правилам искусства и указаниям разума». В то же самое время Палладио ценил свойственную архитектуре тенденцию к разнообразию. Недаром он отождествлял архитектуру с природой. Он писал: «Будучи (подобно другим искусствам) подражательницей природы, архитектура не терпит, чтобы какая-нибудь ее часть была чужда природе и далека от того, что свойственно природе». Именно поэтому загородные усадьбы Палладио так хорошо вписываются в окружающий пейзаж, сливаясь с ним в единое художественное целое. Вилла Ротонда, венчающая один из пологих холмов живописной местности, подтверждает это положение. Архитектурным произведениям Палладио были свойственны особая тонкость и богатство пропорционального строя, что в значительной мере объяснялось прирожденным вкусом этого мастера и глубокими знаниями античного архитектурного наследия. Настойчивое стремление Палладио к пропорционированию отдельных зданий и городских пространств позволяет говорить о том, что он в идеале предполагал более широкие задачи, а именно - гармонизацию городского пространства в целом.

Таким образом, Палладио не был теоретиком города в узком смысле этого слова. Он был мыслителем в области архитекторы и градостроительства, решавшим каждую практическую задачу на высоком профессиональном уровне. Его трактат был наименее догматичным из всех трактатов XVI в. И благодаря своей гибкости не утратил своего значения в настоящее время.

Особой заслугой Палладио являлась его попытка поставить проблему городского пространства как самостоятельную тему. Как известно, Палладио уделял большое внимание интерьерам зданий, их габаритам и пропорциям. Казалось бы, ему оставалось лишь перенести найденные объемно-пространственные закономерности интерьеров зданий на городские пространства, и тем самым осуществить методологическую формулу «город-дом». Однако ни сам Палладио, ни его современники так и не переступили этого порога, хотя и делали многочисленные попытки в этом направлении. Особое место в этом смысле занимал трактат Себастьяно Серлио(1475 - 1552), в котором уделялось большое внимание правилам построения архитектурной перспективы, а также проблеме соединения внешнего пространства улиц с интерьерами домов и их дворами. Глава IX этого трактата целиком была посвящена воротам, порталам, дверным и оконным проемам, т.е. тем архитектурным элементам, которые соединяли внешние и внутренние пространства.

Чем ближе к концу XVI в., тем больше итальянских теоретиков привлекали такие конкретные темы, как торговые площади и городские оборонительные сооружения. Первой теме уделил большое внимание Джорджо Вазари младший(1549-1619), родственник знаменитого флорентийского ученого и архитектора Джорджо Вазари старшего. В своем рукописном трактате об идеальном городе, написанном в 1598 г., Вазари младший говорил о городских площадях различного назначения и предлагал различные варианты их застройки.

В конце XVI в., при осаде городов стало употребляться артиллерийское оружие с разрывными снарядами. Это заставило градостроителей пересмотреть характер городских укреплений. На смену крепостным стенам и башням пришли земляные бастионы, которые, будучи вынесенными вперед за городские границы, способны были как отражать атаки врага, так и вести фланговый обстрел приблизившегося к городу неприятеля. Исходя из этого, отпала необходимость защищать городские ворота, которые отныне из мощных оборонных узлов превратились в главные въезды в город. В проектах идеальных городов Виченцо Скамоцци и Лорини эти нововведения нашли свое отражение.

Венецианский архитектор Виченцо Скамоцци(1552-1616) в своем трактате «Об идее универсальной архитектуры», изданном в 1615 г., поместил гравированный план идеального города. Согласно этому плану, территория города была окружена 12 бастионами и имела четверо городских ворот. Городская планировка была регулярной. Две главные улицы, идущие от городских ворот, пересекались под прямым углом. На пересечении их находилась главная площадь, на которую были обращены фасадами дворец, собор, а также здания, в которых помещались суд, таможня, архиепископство и университет. Главную городскую площадь фланкировали с запада и с востока еще две площади торгового назначения. Кроме того, на севере располагалась биржевая площадь, а на юге — площадь для торговли дровами и сеном. Территорию города пересекала река, которая за его пределами разветвлялась на два рукава. Ближе к периферии города в определенном ритме располагались восемь приходских церквей. Идеальный город Виченцо Скамоцци был важной ступенью на пути формирования городов-крепостей, сыгравших важную роль в следующем столетии. Проект первой крепости городского типа принадлежал другому архитектору - Буонаюто Лоррини(1543-1626). Его трактат, увидевший свет в 1598 г., целиком был посвящен фортификационному искусству. Лоррини предлагал модель крепости, окруженной системой мощных бастионов, с радиально расходящимися от главной площади улицами. План идеального города Лррини сильно походил на реально построенную крепость Пальма Нуова, которую приписывают творчеству Скамоцци.

Итак, на протяжении более чем полуторавекового периода теоретическая мысль работала над поисками оптимальной модели города нового типа. В процессе этой работы определились ведущие принципы градостроительства эпохи Возрождения, принципы, которыми руководствовались практики, строившие городские ансамбли и укрепления. Следует сказать, что эпоха Возрождения оставила следы во многих городах Италии. Наиболее яркими примерами в этом отношении были Флоренция, Венеция и Рим.


в 1661 г. Людовик XIV, став фактическим королем Франции, сразу же приступил к строительству новой загородной резиденции - Версаля.Версаль был построен в 17 км к юго-западу от Парижа, в бывших охотничьих угодьях его отца Людовика XIII. На месте небольшого дворца Людовик XIV поручил архитектору Л.Лево(1612 - 1670) соорудить большое великолепное здание. Общая композиция парка и городской части была поручена Андре Ленотру(1613-1700).

А.Ленотр начал со строительства города, в котором должны были разместиться придворные короля, многочисленный штат дворцовой прислуги и военной охраны. Город был рассчитан на 30 тыс. жителей, его планировка подчинилась трем лучевым магистралям, которые расходились от центральной части дворца. Несмотря на прямую аналогию с римским трёхлучием, версальская композиция значительно отличалась от своего итальянского прототипа. В Риме улицы расходились от площади дель Пополо, в Версале они стремительно сходились к дворцу. В Риме ширина улиц была менее 30 м, в Версале около 100 м. В Риме угол, образованный между тремя магистралями, был равен 24°, в Версале-30° и т.д. Для скорейшего заселения города Людовик XIV раздавал под застройку участки всем желающим (разумеется, дворянам) за сходную цену с единственным условием строить здания в едином стиле и не выше 18,5 м, т.е. уровня входа во дворец.

Создание Версальского парка сопровождалось огромными земляными работами, связанными с вертикальной планировкой территории и её обводнением. Это сказалось на стоимости работ и на длительности строительства, которое затянулось на несколько десятилетий. Парковая зона Версаля была сослана по проекту Ленотра в виде гигантской композиции, общей протяженностью около 3 км, что определялось предельной видимостью самых отдалённых участков парка. Парк разделялся на три части: партерную, прилегавшую непосредственно к дворцу, боскетную и лесопарковую. Протяженности этих частей последовательно нарастали по мере удаления от дворца к периферии парка. Вся композиция парка подчинялась главной оси, начинавшейся в центре дворца и пересекавшей партерную часть, где по её сторонам располагались огромные плоские зеркала водных бассейнов. Далее на главной композиционной оси находился партерный спуск длиной 300 м, шириной 60 м, называвшийся «Зеленым ковром», который рассекал боскетную часть парка на две половины. Затем на этой же оси находился огромный крестообразный канал, располагавшийся в центре лесопарковой зоны, и, наконец, вся композиция парка заканчивалась широкой тополиной аллеей, уводившей взгляд к далеким окрестным горизонтам.

В Версальском парке Ленотр применил многочисленные оптические эффекты. Так, например, пологий спуск вдоль партера «Зеленый ковер» создавал иллюзию приподнятости водной глади крестообразного канала и, наоборот, при движении от канала в сторону дворца последний по мере движения медленно скрывался за кромку партерной части вплоть до полного его исчезновения из поля зрения, с тем, чтобы затем, после преодоления монументальной лестницы, начинавшейся у фонтана Латоны, стремительно вырасти во всей своей импозантности и красоте. Ансамбль Версальского парка был ориентирован Ленотром на запад, с тем, чтобы заходящее солнце отражалось в водной поверхности большого канала. Вообще весь ансамбль был построен на контрасте живой природы с её постоянными сменами времен года, дней и ночей, с искусственной природой парка, подчиненной строгим законам классицистической композиции. И в этом контрасте заключалась вся гениальность Ленотра как художника и архитектора больших территорий.