Вопрос № 1. История как наука, ее предмет и задачи. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Типы цивилизаций
Слово "история" (с греч. яз. – historia) означает "рассказ о прошедшем". Предметом «Истории Беларуси» являются общие закономерности и особенности политического, экономического, культурного и духовного развития белорусского народа с древнейших времен до наших дней.
История Беларуси как самостоятельное направление современного обществознания решает актуальную задачу – дать такой объем информации по отечественной истории, усвоение которой позволило бы не только хорошо ориентироваться во всех исторических периодах, но и уметь анализировать и объяснять эти события, формировать на этой основе способности к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации.
Важнейшие функции истории:
· познавательная (накопление знаний и обобщение социального опыта),
· практическая (изучение влияния событий прошлого на современность),
· воспитательная (осуществляет всестороннее воспитание людей, в первую очередь, любовь к своей земле, народу, Отчизне).
Исторические источники–все то, что осталось из прошлого и содержит информацию о нем.
Исторические источники можно разделить на группы:
1. Устные (фольклор: пословицы, поговорки, легенды, песни, загадки).
2. Письменные (летописи, хронографы, хроники, мемуары, дневники).
3. Вещественные: археологические и этнографические.
4. Художественно-изобразительныеи художественно-графические (памятники архитектуры, скульптуры, графики, живописи и др.).
Периодизация истории Беларуси:
1. Древнее общество(100-40 тыс. лет до н.э. – V в. н.э.):
· каменный век (100-40 тыс. лет до н.э. – III тыс. до н.э.):
- палеолит (100-40 тыс. лет до н.э. – 10 тыс. лет до н.э.),
- мезолит (IX – V тыс. лет до н.э.),
- неолит (IV – III тыс. до н. э.).
· бронзовый век (II тыс. до н.э. – начало I тыс. до н.э.);
· железный век (начало I тыс. до н.э. – V в. н.э.).
2. Средневековье (конец V – XV вв.):
· раннее (V – IX вв.);
· высокое (X – XIII вв.);
· позднее (XIV – XV вв.).
3. Новое время(XVI – начало XX вв.):
· оформление феодальной системы и вызревание ее кризиса (XVI – конец XVIII вв.);
· генезис и утверждение капитализма, кризис буржуазного общества (конец XVIII в. – 1917 г.).
4. Новейшее время (1918 г. – до наших дней).
В исторической науке существуют различные подходы объяснения истории человеческого общества, наиболее известными из которых являются формационный и цивилизационный.
Известный немецкий мыслитель и общественный деятель К. Маркс (1818–1883 гг.) объяснял прогресс человечества в виде закономерной смены пяти основных общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Переход к новой формации осуществляется в результате социальных революций. Формационный подход имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Формационный подход со временем уступил место более научно обоснованному – цивилизационному. Цивилизационный подход основывается на изучении истории как совокупности многочисленных, самобытных цивилизаций.
Цивилизация– устойчивая культурно-историческая общность людей, которая достигла определенного уровня развития, со свойственными ей духовными ценностями, близкими условиями материального производства, единством социально-политического развития, общими этническими чертами и географическими границами. Важнейшие признакицивилизаций: имущественная и социальная дифференциация, наличие политической системы (государства), письменности, науки, искусства. История древних цивилизаций охватывает период с сер. IV тыс. до н.э. до конца V ст. н.э. Первые цивилизации возникли на территории Древнего Востока иЕвропы.
Начало истории цивилизаций связано с «неолитической революцией», в результате которой произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству. В историческом процессе английский историк А. Тойнби (1889–1975 гг.) выделял несколько цивилизационных стадий:
· аграрно-традиционная (рабовладельческое и феодальное общество);
· индустриальная (капитализм);
· постиндустриальная(возникла во 2-й пол. XX в. под влиянием НТР).
Таким образом, цивилизационный подход к изучению белорусской истории поможет показать ее как неразрывную часть единой всеобщей истории во взаимодействии и взаимосвязи с историями других народов.