Дореволюционный период

История развития экскурсионного дела в России.

Лекция 5

Ляшенко С.В.

Керівник Букаренко О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м.Луганськ 2013

 

1. Зарождение экскурсионного дела в России.

2. Появление первых туристско-экскурсионных организаций.

3. Начало систематизации накопленного опыта.

 

1.Начало развития экскурсионного дела в России приходится на II половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики. Передовые по тому времени педагоги Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович де Мериево, В. Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались из переведенных на русский язык произведений известного чешского педагога Я. А. Коменского, который придавал большое значение наглядности в системе обучения и воспитания. Использование экскурсии как активного метода обучения поддержал выдающийся русский педагог и ученый К. Д. Ушинский. Благодаря деятельности педагогов, рекомендации о проведении школьных экскурсий нашли отражение в «Уставе народных училищ» (1786 г.), а в «Школьном уставе» (1804 г.) указывалось, что следует проводить не только «прогулки в природу», но и совершать экскурсии на мануфактуры, в мастерские ремесленников и на другие предприятия. Однако такие экскурсии проводились крайне редко, в этот период практиковались природоведческие экскурсии и вообще экскурсии по естественнонаучной тематике, которые представляли собой пешие прогулки учащихся с учителем. Со временем экскурсию как метод обучения стали использовать не только учителя школ, но и педагоги отдельных коммерческих училищ и высших учебных заведений.

Вместе с учебными постепенно появлялись и первые внеучебные экскурсии. Рост их числа приходится на II половину XIX века. Внеучебные экскурсии были немногочисленными, случайными и носили развлекательный характер. В них участвовали только представители господствующего класса, совершавшие путешествия в основном в Крым и на Кавказ.

В это же время в Петербурге, Москве, Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и других городах с развитой промышленностью по инициативе научных обществ создавались художественно-промышленные выставки и музеи. Их открытие сыграло важную роль в развитии экскурсионного дела, так как положило начало появлению новых для того времени, музейных экскурсий. В них впервые делалась попытка осуществить экскурсионное общение не только с детьми, но и со взрослыми, то есть всей массой экскурсантов. Так, в 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, где проводились первые внешкольные экскурсии, их называли «воскресные объяснения коллекций».

Таким образом, в течение начального периода развития экскурсионное дело базировалось на основах школьной педагогики. При подготовке и проведении экскурсий учителя и методисты исходили из задач и требований общеобразовательной школы, этими же требованиями определялись признаки и функции экскурсий.

2.Наиболее образованные и передовые люди для совместного времяпрепровождения и общения создавали небольшие по составу организации – общества и клубы, существовавшие на их личные средства или на средства крупных меценатов. Так, в 1877 г. в Тифлисе было основано «Общество любителей естествознания», члены которого совершали экскурсии в целях изучения географии, этнографии, флоры и фауны. Они не только сами познавали природу, культуру и историю края, но и проводили экскурсии для тех, кто интересовался данными вопросами.

В 1890 г. в Одессе появился Крымский горный клуб. Члены клуба вели активную работу по организации путешествий и экскурсий. С 1891 по 1915 год они издавали журнал «Записки Крымского горного клуба», в котором публиковали отчеты экспедиций, описывали маршруты путешествий и экскурсий и условия их проведения. Среди экскурсантов наибольшим успехом пользовались экипажные экскурсии. Сначала их проводили на обычных телегах, с получением доходов клуб стал арендовать экипажи. С ростом популярности клуба росло количество экскурсантов. Если в 1897 г. в экскурсиях приняло участие 3000 человек, то в 1902 г. – 8000.

В 1895 г. создается Российское общество туристов (РОТ), объединившее несколько немногочисленных клубов и распространившее свое влияние на отдаленные территории России. РОТ ставило своей целью распространение всех видов туризма, содействие занятиям физическими упражнениями, имеющими отношение к туризму, а также проведение научных исследований в области географии, истории, этнографии, естествознания. Задачами общества были организация экскурсий по крупным городам России и знакомство туристов с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии. В основном РОТ было популярно в аристократических кругах.

Развитию экскурсионного дела в России способствовала организация в 1900 г. в Москве и деятельность Русского горного общества. Его учредителями стали такие ученые, как Д. И. Анучин, В. И. Вернадский, И. В. Мушкетов, П. П. Семенов-Тяньшанский, а членами являлись писатель В. А. Гиляровский, географы Ю. М. Шокальский, В. Е. Шуровский и другие ученые–энтузиасты. Общество издавало журнал «Ежегодник Русского горного общества», в котором освещалась его исследовательская и просветительская работа. Члены общества устраивали для желающих экскурсии и путешествия с возможностью отдохнуть в горном приюте, давали проводников для походов и восхождений в горы.

С 1902 г. по 1909 г. в Пятигорске функционировало Кавказское горное общество. Одним из направлений его деятельности было проведение экскурсий по определенным маршрутам и под руководством его членов. В связи с ростом числа экскурсантов общество подготовило специальных руководителей экскурсий, которые осуществляли общее руководство группой и давали пояснения об объектах, интересующих участников экскурсии. Появление подготовленных руководителей экскурсий явилось шагом вперед в развитии экскурсионного дела в России.

В 1907 г. при РОТ была создана организация «Экскурсии по России», которая занималась вопросами проведения экскурсий по крупным городам и знакомила с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии. Для этого комиссия открыла курсы по подготовке руководителей экскурсий, на которых читали лекции общеобразовательного цикла и давали характеристику заданному маршруту.

В связи с ростом числа экскурсий и путешествий возникла необходимость в координации туристско-экскурсионного процесса. Вследствие этого в 1910 г. была образована Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий для учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа. Впоследствии она была преобразована в постоянную Центральную экскурсионную комиссию под руководством В. И. Комарницкого. Комиссия располагала музеем и библиотекой по экскурсионным вопросам. Комиссия разработала опросный лист, в котором учебное заведение, направляющее экскурсантов, указывало количество учащихся, цель экскурсии, подготовленность к ней, ее связь с программой, количество и характер предшествовавших экскурсий. Были разработаны правила поведения экскурсантов. Также комиссия занималась организацией лекций для экскурсоводов. Комиссией выпускалась серия небольших иллюстрированных пособий-путеводителей «Спутник экскурсанта» для проведения учебных экскурсий-прогулок по Москве и Подмосковью. Путеводители содержали описание маршрута, исходя из «пешеходно-трамвайных» возможностей того времени, характеристику культурно-исторических памятников и памятных мест. Таким образом, как самостоятельный вид формируется городская экскурсия. На городских экскурсиях группы экскурсантов знакомились с памятниками и архитектурными сооружениями городов, прежде всего Москвы.

 

3.К концу 19 – началу20 века по вопросам организации и проведения экскурсий был накоплен немалый опыт.

Интерес к экскурсионной работе и ее методике нашел отражение в появлении соответствующих периодических изданий. Так, с 1889 по 1913 год РОТ ежемесячно выпускало журнал «Русский турист». В 1914–1916 гг. выходили журналы «Экскурсионный вестник» (Москва), который издавал также путеводители по различным маршрутам, «Русский экскурсант» (Ярославль), «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса).

Вопросы методики проведения экскурсий были предметом обсуждения на педагогических съездах и совещаниях в течение 10 лет, с 1906 по 1916 год.

Известные педагоги и методисты Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Е. А. Звягинцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов, Н. П. Анциферов, В. А. Герд, И. М. Гревс, Б. Е. Райков стали заниматься систематизацией материала по экскурсионному общению. Ими было положено начало разработки вопросов теории и методики экскурсионного дела на основе обобщения опыта экскурсионной работы с учащимися.

Наиболее значительным событием в развитии методики экскурсионного дела в этот период явился выход в 1910 г. книги Б. Е. Райкова «Школьные экскурсии, их значение и организация». В работе впервые были четко сформулированы основные принципы методики проведения школьных экскурсий преимущественно по естественнонаучной тематике, а также по другим предметным экскурсиям с учетом программных требований школы того времени.

Подводя итоги дореволюционного периода развития экскурсионного дела в России, можно отметить следующее.

Экскурсионное дело развивалось главным образом как метод обучения и проведения сначала учебно-программных, музейных а затем внемузейных и дальних экскурсий. С 1907 г. по 1917 г. появились первые экскурсионные организации и началась научная разработка теории экскурсионного дела в России.

Несмотря на очевидный подъем туристско-экскурсионной деятельности в конце 19 - начале 20 века, она не получила широкого распространения и не стала общедоступной, другими словами, не приобрела массовый характер, оставшись индивидуальной и элитарной, продолжая держаться на энтузиазме отдельных лиц.

Коренной перелом в туристско-экскурсионной работе в России произошел после Октябрьской революции 1917 г., когда она стала строиться на государственной основе.