Лев Николаевич Толстой

Дмитрий Иванович Писарев

II. Классики Российской педагогики.

(1841 - 1868 гг.)

В статьях «О русском педагогическом вестнике», «Школа и жизнь»,«Педагогические софизмы» и др. Д.И. Писарев настаивал на изучении ребенка и защите его прав. Был склонен к идеям «свободного воспитания», считал, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностью ребенка. Писарев отвергал профессионализацию общеобразовательной школы, полагая, что это мешает разглядеть действительный смысл и задачи образования. Он считал, что женщине должны быть открыты дороги к образованию наравне с мужчиной.

 

В 1860 гг. на арену педагогической мысли России вышла группа методистов внесших заметный вклад в формирование процесса обучения в школе. Это были:

# Николай Александрович Корф

# Владимир Яковлевич Стоюнин

# Василий Иванович Водовозов

# Виктор Петрович Острогорский

# Николай Федорович Бунаков и др.

Особая роль принадлежит Л.Н.Толстому.

 

(1829 - 1910 гг.)

В течение 1859 - 1862 гг. Л.Н. Толстой заботится об учрежденной им школе для крестьянских детей, основывает филантропическое общество народного образования. Изучает опыт российской и западноевропейской школы, ведет педагогические исследования. В 1872-1874 гг. пишет учебники для начальной школы, участвует в деятельности Московского общества грамотности, школ.

После поездки за границу, размышляя о педагогическом опыте Запада, Л.Н. Толстой обратился к идеям «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо. В начале 1860-х гг. Л.Н. Толстой признавал целесообразным включать в программу народной школы:

# письмо

# счет

# религию

# историю

# географию

# рисование

# пение

# черчение.

Позже он склоняется к мысли о необходимости ограничить программу народной школы: грамотой и счетом. Главный пункт педагогической концепции Л.Н. Толстого - идея «свободного воспитания».

Свои взгляды он изложил в журнале «Ясная поляна». Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Задача воспитателя - оберегать гармонию, которой обладает человек от рождения. Учитель не должен руководить нравственным воспитанием учащихся: «Критерий педагогики есть только один - свобода». Идеальная школа, где свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие воспринимают их.

Лучшая школа такая, где детям предоставлена свобода учиться или нет. Толстой видел «свободное воспитание» не вне цивилизации, а, напротив, в условиях общественной жизни. С начала 1870-х гг. в педагогических суждениях Л.Н.Толстого появляется диссонанс с идеями «свободного воспитания». Он признает религию как единственное и разумное воспитание.

Толстой выдвинул идею учета особенностей ребенка и его интересов. Л.Н.Толстой обогатил дидактику наблюдениями и выводами, относящимися к процессу сознательного и творческого усвоения знаний, основанном на интересе. Он разрабатывал методику рассказа и беседы с учащимися. Попытку осуществить свои педагогические замыслы Л.Н.Толстой предпринял в Яснополянской школе (1859 г.)

Эта школа основана на идеях: любви к ребенку, веры в их творческие способности, отказа от давления на их личность. Домашние задания тут не задавались. Традиционные уроки заменены образными художественными рассказами учителя, индивидуальными и коллективными творческими сочинениями учащихся. Расписание было, но его часто не соблюдали. Ученик волен был не посещать уроки. Порядок и программа обучения согласовывались с детьми. Преподавали:

# чтение

# писание

# каллиграфию

# грамматику

# священную историю

# русскую историю

# рисование

# черчение

# математику

# Закон Божий

# проводись беседы из естественных наук.

Школа была бесплатной. В ней было четыре учителя, около 40 мальчиков и 5 девочек. Занятия шли по утрам и вечерам 7-8 часов в виде свободных бесед. Сам Толстой преподавал в старших классах математику и историю. Школа такой деятельностью добивалась прекрасных результатов.