Литературный авангард

В.В. Маяковский (1893–1930)

Маяковский и футуризм. Урбанистические мотивы ранней лирики. («А вы могли бы?» ) Революция 1905 г. и ее воздействие на формирование социального сознания. Противоречия поэтической практики и футуристической теории («Пощечина общественному вкусу»). Трагическое одиночество лирического героя и мечта о гармонии «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно». Образ поэта-проповедника грядущего мятежа («Владимир Маяковский. Трагедия», «Нате!, поэмы «Облако в штанах», «Война и мир»). Маяковский – реформатор стиха.

Поэзия Маяковского советского периода. Принятие революционного переустройства мира, утверждение новой эстетики. «Левый марш», «Стихи о советском паспорте и др. Пьеса «Мистерия-буфф». «Использование библейского сюжета. Поэма «150 000 000». Плакатная символика, элементы фольклора в произведении. Художественное разрешение темы любви «Лилечка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», поэма «Про это».

Маяковский-сатирик («Новый Сатирикон»). Стихотворения «Гимн судье», «О дряни», «Плюшкин», «Помпадур» и др. Пьесы «Клоп», «Баня», Объекты и средства сатиры. Принципы типизации и роль условности. Комическое и трагическое в пьесах.

Образ времени в поэме «Хорошо». Трактовка темы назначения поэта и поэзии в стих. «Наш марш», «Приказ по армии искусств», «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», вступление к поэме «Во весь голос».

Поэтическое новаторство Маяковского.

С.А. Есенин (1895–1925)

«Крестьянская Вселенная». Образ Рос­сии – земного рая в ранней поэзии С. Есенина. Фольклорная основа творчества. Связь земного и небесного. Своеобразие поэтической образности (метафора, цветовой эпитет, звукопись). Формулировка эстетических принципов поэта в статье «Ключи Марии».

Мечта о «мужицком рае» («Инония»). «Русь уходящая» и «Русь советская» в произведениях 20-х годов. Усиление противостояния города и деревни, конфликт между «живым» и «железным». («Я последний поэт деревни…», «Сорокоуст», «Мир таинственный, мир мой древний…» и др.). Образ лирического героя в книге «Москва кабацкая» и «Персидские мотивы». Судьба крестьянства в поэме «Анна Снегина». Отражение внутренних противоречий в поэме «Черный человек».

С. Есенин и «новокрестьянская» поэзия (С. Клычков, Н. Клюев, П.Карпов, А.Ганин, А. Ширяевец, П.Орешин, П.Радимов, П.Васильев).

Место Есенина в развитии русской поэзии. Есенин и современность.

 

М.И. Цветаева (1892–1941)

Творческий путь Цветаевой. Внегрупповая литературная позиция Цветаевой. Основные мотивы лирики. Циклы: «Стихи о Москве», «Стихи о Блоке», «Ахматовой», «Але». Любовные драмы в поэзии Цветаевой. Мифопоэтическая основа творчества.

Эмигрантская лирика (сборники «Психея», «Ремесло»). Трагический образ мятущейся героини. Тема внутренней неустроенности. Образ России. Синтаксические и ритмические особенности поэзии Цветаевой.

Идейно-художественное своеобразие «Поэмы Горы», «Поэмы конца», «Крысолова», «Лестницы». Лирическая проза Цветаевой («Мой Пушкин»).

Характерные особенности поэтического языка.

 

Возникновение теории «неореализма», обосновывающей необходимость и закономерность синтеза в искусстве принципов реализма и модернизма. Индивидуально-творческое проявление в творчестве Б. Зайцева, Л. Андреева, А. Ре­мизо­ва, В. Розанова.