Акмеизм
Поэты-младосимволисты
А.А. Блок (1880–1921)
Философские и литературные влияния на формирование художественного мира поэта. А. Блок и символизм. Этапы развития мировоззрения и творчества.
Ранняя лирика поэта. Влияние В. Жуковского, А. Фета и Я. Полонского. Сб. «Стихи о Прекрасной Даме». Мистическая романтика. Мотивы мистических предчувствий. Влияние поэзии и философии Вл. Соловьева. Эволюция темы любви и образа лирической героини (циклы «Снежная маска», «Кармен»; стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе..», «Незнакомка» и др.
Революция 1905 г. и кризис философского идеализма. Обострение внимания к общественной жизни. Сборник «Нечаянная радость». Столкновение реальности и романтической фантастики.
Образ «страшного мира» в ст. «Фабрика», «Девушка пела в церковном хоре…», «Сытые», «На железной дороге». Трагизм мироощущения лирического героя. Тема человека в «страшном мире» («Страшный мир»).
Тема исторических судеб России, связей ее настоящего с прошлым и будущим (циклы «На поле Куликовом», «Родина», стих. «Осенняя воля», «Русь», «Россия», «Коршун», «Новая Америка», «Рожденные в годы глухие»).
Концепция творчества в стих. «О, я хочу безумно жить…», цикле «Ямбы», « поэме «Соловьиный сад»..
Своеобразие блоковского восприятия и изображения революционных событий. Статья «Интеллигенция и революция». Поэма «Двенадцать». Символика произведения. Роль библейской образности. Значение образа Христа. Своеобразие языка, композиции, ритмики. Дискуссии о поэме. «Скифы», связь с поэмой. Образ России и ее место в триаде «Запад – Россия – Восток».
Последние стихи («Пушкинскому Дому»). Трагедия А. Блока.
А. Белый (1880–1934)
Ранний этап творчества. Увлечение идеями Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Вл. Соловьева. Поэтика «Симфоний». Попытка синтеза искусств. Сборник «Золото в лазури», стилевые особенности. Мистические чаяния и предвестия, романтическая автоирония. Сборник стихов «Пепел». Темы сборника – революция, народ, Россия. Урбанистические мотивы.
Проза. Роман «Петербург» – выражение основных творческих идей 1910-х гг. Проблема революции, тема «Восток и Запад» и их художественное осмысление. Своеобразие образной структуры. Увлечение Белого антропософскими идеями Р. Штейнера.
Проза Белого 1920-х гг. Мемуары «На рубеже двух столетий», «Начало века. Воспоминания», «Между двух революций» как «история» русского символизма.
Н.С. Гумилев (1886–1921)
Теоретик акмеизма и основатель «Цеха поэтов». Ранняя романтическая лирика. Сборник «Путь конквистадоров» и «Романтические цветы». Книга стихов «Жемчуга». Брюсов и Гумилев: влияние и отталкивание. Эпический характер лирики Гумилева. Интерес к творчеству французских парнасцев, Бодлера, Верлена, русских поэтов – И. Анненского, В. Брюсова. Гумилев в журнале «Аполлон». Статья-манифест «Наследие символизма и акмеизм». Сборники «Чужое небо», «Колчан». «Огненный столп» – итог творческих исканий. Трагический пафос поздней поэзии. Влияние на творчество русских поэтов 20-х гг. Трагическая судьба поэта.
А.А. Ахматова (1889–1966)
Книги стихов «Вечер», «Четки», «Подорожник». Лирика иллюзий любви, «изящной печали». Характер «вещной» символики Ахматовой, роль детали. «Камерность» и «драматургичность» поэтического мира Ахматовой. Особенности психологизма. Живописная пластичность. Обновление метрики русского стиха. Сборник «Белая стая». Нарастание гражданского и национального самосознания. Пафос ответственности за судьбы России. «Пушкинское» мироощущение в Ахматовой. Патриотическая лирика 40-х гг. «Реквием», «Поэма без героя».