Дополнение к прежней статье

ВАРЯГИ

Во 2-м выпуске материалов для Славяно-Русской истории мы уже говорили о варягах. Рассмотрев этот предмет с разных точек воз­зрения, нам представляются ещё следующие новые доводы.

1. Старая Руса на реке Русе существовала ещё до пришествия варягов, принадлежа к Новогородской области; следовательно, Рус­сы уже были в этой вольной области до призвания князей варяжс­ких. Эти Руссы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новогородской области.

2. Они, Руссы, и действительно участвовали в этом призвании, ибо в Лаврентьевском или старшем списке Нестеровой летописи сказано: «и реша Русь, Чудь, Словене и Кривичи: (варягам-Руси) вся земля наша и пр.» То есть варягов-Руссов призывали к себе четыре племени Новогородской области, в числе которых, во главе, стоят Руссы. На основании этого мы можем слова летописи выра­зить так: Руссы вольные, или Новогородские, жившие в старой Русе, призывали из-за моря Руссов, княживших в том краю и бывших ва­рягами. Но Тимковский, обаянный шлеёцерианизмом, находя в этих приведённых нами словах летописи совершенное ниспровержение идеи скандинавоманов, придумал для соглашения летописи с мне­нием Шлёцера извратить текст под видом исправления так: «реша Руси Чудь, Словене и Кривичи». - Этим он надеялся совершенно устранить Руссов Новогородских и тем доказать, что будто Руссов в это время вовсе не было в России. Не станем укорять его в зло­умышлении против Русской истории и допустим, что он не смекнул о древности существующего и по сие время города Старой Русы, по­строенного на реке того же имени, принадлежавшего ктой же Ново­городской области; но и в этом последнем случае он явно обнару­живает не призвание своё к подобному труду, ибо можно ли с такой слепотой, с таким односторонним взглядом приниматься за истори­ческую критику, требующую обсуждения предмета своего со всех возможных точек воззрения. Можно бы было допустить попытку ис­правления текста в таких местах, где он тёмен и не выражает ниче­го осмысленного; но извратить мысль ясную, здравую и логически изложенную и дать ей чрез то совершенно превратный смысл есть или безграничное ослепление, или недобросовестность – татьба исторических фактов.

3. Далее скандинавоманы говорят, что будто от варягов прозва­лась страна восточных славян Русью. Но что подобное утвержде­ние совершенно ложно, то явствует из текста летописи, в которой сказано: «От тех (варягов) прозвася Руская земля, Новугородьци, та суть людие Новугородьци от рода варяжска преже бо беша слове-ни». Из этого мы усматриваем, что от варягов прозвалась Русская земля не Русью и не Славянскою землею, а Новогородцами, т.е. все племена Русские, составлявшие Новогородскую область, приняли по пришествии варягов общее название Новогородцев и перестали употреблять раздельные названия свои по племенам: Руси, Чуди, Славян и Кривичей; но что до того все эти племена назывались во­обще Русью, ибо на вопрос: кто прозвался Новогородцами? Лето­пись отвечает: Русская земля. - Мы к этому прибавляем: а где Рус­ская земля, там и народ должен был называться Русским. Далее летопись поясняет, что Новогородцы прозвались так (т.е. Нового­родцами) от варягов, а прежде они назывались Славянами; это под­тверждается двумя местами текста: 1-е приведено выше: «то суть людие Новугородьци от рода варяжска, преже бо беша Словени», и 2-е, когда он говорит об апостоле Андрее, «и приде в Словени, иде-же ныне Новгород»; кроме того, он и в самом введении говорит еще, что в Новгороде жили Славяне и управлялись сами собою.

Из этого выводится само собою логическое заключение, что Рус­сы, жившие в Новгороде, назывались до прихода варягов Славяна­ми, в Старой Русе - Руссами, в Смоленске - Кривичами, у Белого озера - Чудью, а земля, или страна их, именовалась русскою или Русью; ибо, судя по тексту «от тех прозвася Русская земля Новуго­родьци» земля, занятая всеми четырьмя упомянутыми племенами, называлась вообще, и до пришествия варягов, Русскою.

4. Были ль варяги-Руссы соплеменны Руссам Новгородской об­ласти, участвовавшим в призвании на княжение? -Чтобы убедиться в этом несомненно, рассмотрим наш вопрос с другой точки воззре­ния. - При построении Старой Руссы, которой эпоха гораздо древ­нее варягов, заставших её существующую уже под этим именем, наверное, она названа была просто Русою, ибо, строя новый город, нет никакого повода назвать его старым. Что же могло заставить Руссов назвать свой город старою Руссою? Без всякого сомнения то, что ими же где-либо построена была другая Руса, получившая по позднейшему своему происхождению название «Новой», а пото­му для различия и нужно было прежнюю Русу отметить прилага­тельным «старая». Но такое обстоятельство могло встретиться толь­ко тогда, когда обе Русы построены были одним и тем же племенем, ибо разные племена не имеют в том надобности. Так, мы имеем два Ярославля, три Владимира, две Москвы, но ни один из этих городов не назван ни старым, ни новым, потому что они построены разными племенами. О Владимире и Ярославле западных Славян, и о Вла­димире Волынском, построенном Бужанами (называвшимися и Во­лынянами), уже писано довольно, а потому мы скажем только не­сколько слов о второй Москве, построенной, вероятно, в 3-м или 4-м веке нашей эры Славянами-Лужичанами, принадлежащими к пле­мени Слезан (нынешних Силезцев). Западная Москва существует и теперь в нынешнем Лаузице и составляет столицу бывшего граф­ства, а ныне княжества Пюклер-Мускау Немцы называют ее Muscau, а нашу Москву - Moscau; Лужичи зовут ее Мусква. Эта Мусква отли­чается в названии своём от Москвы тем же, чем Русь от Роси, и указывает только на два различных славянских наречия, коих наро­ды жили каждый про себя отдельным миром; но ни та, ни другая Москва не называется ни старою, ни новою.

Это ведёт к заключению, что после старой Русы была построена тем же самым племенем и Новая Руса, ибо если бы название Ста­рой Русы состояло из одного слитного слова, как, например, Старо­руса, тогда можно бы было предположить, что её построили какие-либо раскольники русские и названием её Старой хотели усвоить ей значение причины построения и вместе с тем свою отдельность от прочих Руссов; но слово «старая» в виде прилагательного имени есть явный знак придаточного впоследствии названия для необхо­димого различия двух одноименных городов у одного и того же пле­мени, имевших постоянное сообщение между собою.

Но где же искать нам Новую Русу? На этот вопрос мы отвечаем следующее: так как Новая Руса уже своим названием свидетель­ствует о позднейшем своём построении, то, следуя историческим показаниям о движении Славян с востока на запад, должно и Новую Русу искать на западе от Старой. Мы действительно находим её там между устьями Мемеля или Немана, разделившегося к морю на два рукава, из которых правый называется и доныне Русою и впада­ет в Куриш-Гаф. Между этих двух рукавов нам указывают Скимн Хи­осский и Халкокондила город Новую Русу под именем Novorutha, обратившийся ныне в местечко, но сохранивший прежнее свое на­звание Русы (Russe). Историки средних времен называли Руссов Скифами и Сарматами, но также и Ruthi, Rutheni, а Россию - Ruthenia, следовательно, Novorutha означало действительно Новую Русу; к этому дополним, что на пути от Старой Русы к Новой и весьма неда­леко от последней, но ещё за рекою есть местечко, называемое и доныне Novomesto (Ново-место), явно свидетельствующее о своём русском названии и о позднейшем переселении сюда Славяно-Рус-сов.

Что эта найденная ныне нами Новая Руса была городом Славя­но-русским, в том нас убеждают следующие обстоятельства: всё про­странство между Куриш-Гафом и Фриш-Гафом усеяно городами, местечками и реками, сохранившими по сие время свои Славяно­русские названия; ибо там находятся реки Вокса, Мелка-река и Руча;

продолжение Мелкой-реки называется Родничи, тут же есть плоти­на, называвшаяся ещё в начале этого столетия русскою. Города и местечки, в окрестностях Новой Русы лежащие, называются и до­ныне Веприцы, Камень, Клушино, Власове, Горицы, Зябчик, Про-брань, Чернове, Горино, Бараково, Лопово, Пыряны, Гладово поле, Малый Камень, Варники, Белицы, Гомель, Становище, Древачи, Гра-дово, Зихово и пр. При устье Русы, недалеко от Новой Русы, нахо­дится городок, видный со взморья и носящий ныне немецкое назва­ние Windenburg, называвшийся древле Видень. Нынешний Фриш-гоф называют Вульфстан и Пифей Руснею и утверждают, что в их время был тут торговый город Руса. По-видимому, Фриш-Гаф со­ставлял границу Славяно-русской земли, ибо Руснею называют про­чие Славянские племена землю Руссов, а за Фриш-Гафом действи­тельно сидели тогда разные славяне нерусского племени, как-то Вильцы, Мазовшане и др. В конце впадений этого Славяно-русского племени заложен был город под названием Русислава, ныне Rosslau, на Лабе (Elbe), свидетельствующий второю половиною своего на­звания как о Славянстве Руссов, так и о счастливой их битве на этом месте.

Этими доводами свидетельствуется, что Новая Руса со всем сво­им округом, до Фриш-Гафа, была заселена Славяно-русским пле­менем, и туда именно отправились Руссы Новогородские из Старой Русы и основали там эту Новую Русу

5. Мы приведём здесь ещё одно доказательство, найденное Г. Морошкиным, и дополним его обстановкою наших доводов для убеж­дения в том, что эта часть прибалтийская называлась также Росси­ей и составляла некогда отдельное государство. Он говорит: в 936-м году в уставе о привилегии турниров в Магдебурге Императора Генриха-Птицелова упоминается о римско-католических Руссах, со­стоявших по списку чинов империи в войсках Саксонского Герцога. А именно Belimarus princeps Russiae и Radebotto, dux Russiae (Be-лемир, князь Русский, и Радибрат, воевода Русский [82]. В восточ­ной России был тогда великий князь Игорь - один. Да и вообще дол­жно заключить, говорит он далее, что эти Руссы были близкие сосе­ди Саксонцам, ибо германские императоры подчиняли обыкновен­но покорённых ими Славян ближайшим к ним герцогам и маркгра­фам (пограничным графам или военачальникам).

По его, Морошкина, розысканию, из грамоты епископа Любского, Петра I, о перенесении епископской кафедры из Любека (Lubus -Любечка) в Фюрстенвальд 1773 года, с подтверждением о том люб-ского епископа Иоанна, 1385 года, видно, что соборная церковь это­го епископа была некогда в России (olim in Russia sedem habebat Cathedralem); далее из грамоты видно, что эта церковь была в Гори-цах, близ Франкфурта, что на Одре (славянской Отдаре).

Этот город Горицы существует и теперь под тем же именем, как мы указали выше. А из этого явствует и протяжение западной, или прибалтийской России внутрь Германии до самых пределов тог­дашней Саксонии или до Бранибора (браннаго бора), нынешнего Бранденбурга, и до берегов Эльбы, или Лабы, при которой лежит город Русислава (Rosslau); следовательно, почти вся нынешняя во­сточная Пруссия составляла в то время поморскую Россию, что нам свидетельствует и тогдашнее ее название Borussia (Порусь - пору-сы, в котором только славянская буква П заменена латинскою В). Итак, древние Пруссы были Поруси, или Руссы поморские.

Этими доводами легко объясняется: к какой княгине Руссов (Ру-тенов) посылал Отгон в 961 году монаха Адальберта для введения латинского христианства, ибо мы ясно указали, где жили эти Руте-ни, составлявшие вторую, западную или приморскую Россию. Но сверх того видно из трирских монастырских летописей, что Адаль-берт отправился к этой Княгине через северную Германию, тогда как к Великой Княгине Ольге нужно бы было ехать через южную часть её; а во-вторых, когда народ Руссы прогнали его, то он бежал в бли­жайшее немецкое государство, и именно сказано, что в Саксонию, которая граничила с этою приморскою Русью; из Киева же ему бли­жайший путь к христианам был в Польшу, Моравию и маркграфство Австрийское, называвшееся тогда еще Ostmark. Только позднейшие немецкие писатели шлёцеровской школы вздумали вклеить без до­казательств в своих записках в виде пояснения тёмного места (по­тому что Русская княгиня не названа в летописях трирских по име­ни), что Адальберт отправлялся будто бы к Великой Княгине Ольге, матери Святослава; они не обратили внимания на то, что их показа­ние составляет анахронизм. Да и сам трирский современный лето­писец говорит, что в эту поездку Адальберта они в первый ещё раз узнали кое-что о северных славянах; а из этого явствует, что намёк идёт не на Киев, лежащий под одною широтою с Триром, а на Русь Поморскую, которая сидела на пять градусов севернее Трира.

6. Этих же самых поморских Руссов мы находим на том же месте и в Датской истории, из которой видно, что вблизи от Скандинавии были две России, ибо в ней сказано, что Ивор в начале 7-го века овладел всею Скандинавиею и северным берегом до самой восточ­ной России. - Вот первая Россия, ибо здесь подразумевается, без всякого сомнения Великороссийская область, коей северные грани­цы составляли и тогда Архангельская и Олонецкая губернии, или Новогородская Русь, существовавшая до призвания варягов.

Далее мы находим в этой истории, что дочь этого Ивора Овда, бежавши от отца своего с сыном Гаральдом, укрылась у Русского поморского князя Радибрата, коего княжение было около Финского залива; следовательно, у Куриш-Гафа. Этот Радибратдал впослед­ствии пасынку своему Гаральду, сыну Овды, флот свой для завое­вания Дании. Точно так же Русский поморский князь Ратибор давал свой флот датскому королю Гильдестанду для истребления морс­ких разбойников. Вот вторая, или поморская, и в отношении к пер­вой западная Россия.

7. Во времена уже христианские зги две России различались тем, что восточная принадлежала к греческой церкви и западная к ла­тинской. В латинской жили именно варяги, это явствует из жизне­описания киевопечерских иноков, где сказано, что в числе варягов латинорусских были два брата - князья Якун, слепой, и Африкан, у последнего было два сына Фрианд и Шимон или Симон. По смерти Африкана Якун изгнал своих племянников, и Симон жил после того при великокняжеском дворе в Киеве, где принёс в дар печерскому монастырю золотое распятие, а потом постригся. Его сын известен в истории под именем Георгия.

Нет сомнения, что латинская Россия была отдельным государ­ством от восточной или греческой России, и все доводы указывают, что из этой России призваны были Варяги-Руссы. Итак, Руссы по­морские, соплеменные Руссам Новогородской области или Старой Русы, были призваны на княжение.

8. Остается попытать, нет ли возможности определить время переселения Руссов восточных к Балтийскому поморью. Точности в подобном определении нельзя обещать, но есть много фактов, ука­зывающих на давнее их пребывание, совершившееся до переселе­ния Венедов-Славян на Ильмень и Ловать, или в Новогородскую и Псковскую области, названных у Тиудольфа по этому поводу вос­точными Венедами. Ибо хотя Вульфстан пишет о городе Русе на Поморье и в девятом только веке, но Пифей упоминает об этом са­мом городе за 320 лет до Рождества Христова. Если станем под­робно разбирать древних писателей, то найдем, что и многие дру­гие указывают в этом месте на Руссов. Так, теограф Равенский ука­зывает тут на Роксолан; Плиний приводит тут же живущими синево-лосых Роксолан; по Птолемаю, они жили подле Пруссов (Borussi, Prusi); Страбон и другие говорят, что от Вислы до Немана сидят Рок-солане, принадлежащие к Сарматскому племени, и что у них много городов. Славянство Сарматов мы уже доказали в предыдущем выпуске, кроме того, все германцы согласны в настоящее время, что Сарматы были Славяне, хотя прежде и оспаривали этот факт. В скандинавской рукописи «Картина света» в большей части списков названо это племя, у Поморья, Ruto-Kolani, т.е. Руссы-Алане (Fommanna Sogur. 1.166. с.76). Одним словом, все древнейшие ис­торики показывают слишком за 300 лет до Р. X. Роксолан живущими на этом месте.

Что все эти названия означают Руссов-Алан или Алаунских Рус­сов, от которых происходят и Руссы Новогородские и прибалтийс­кие, явствует, кроме приведённых прежде доказательств, и из того, что Птолемай называет их у Маркиана они слывут под в грузинской истории Алане, союзники их в войне против Персов, называются Россями; Страбон, Тацит и Пли­ний называют Алан соплеменными Роксоланами; да и самая Ста­рая Руса лежит ещё на одном из разветвлений Алаунской возвы­шенности, следовательно, её жители были причислены к Аланам и могли называться аланскими или алаунскими Руссайм. Что Алаунс-кая возвышенность есть та самая, которую древние называли Alani montes и которую один из наших историков тщетно искал в отрогах кавказских, явствует из того, что из неё действительно вытекают те четыре реки: Дон, Днепр, Двина и Волга, которые показаны вытека­ющими из гор Аланских.

Из всего сказанного явствует:

a) Что во время призвания варягов в Новгород Старая Руса уже существовала, следовательно, в призвании варягов действительно участвовали, согласно Лаврентьевской летописи Нестора, и Русы как стоящие во главе народонаселения Новогородской области.

b) Что из Старой Русы последовало переселение к Балтийскому морю, и эти переселенцы построили там новую Руссу, целью пере­селения которых было, вероятно, желание приблизиться к центру торговли, ибо в этой стране были знаменитые в то время торговлею своею города Винета, Юмна, Аркона, Ретра, Кролевец, Любечки, а может быть, и другие. Древность этой торговли свидетельствуется участием в ней Финикиян, а после них уже греков, с которыми ездил Пифей для описания этой страны.

c) Что торговля Славян прибалтийских старше всякой другой европейской торговли, ибо она восходит к временам Финикиян, имев­ших непосредственные дела с Русью, что явствует из названия фи­ников, одного из предметов финикийской торговли славянским име­нем народа, их привозившего. Ибо если бы этот товар шел к славя­нам через скандинавов или немцев, то его называли бы не финика­ми, а датлями и дадлями (от Dattel, Dadel, Daddel).

d) Что именно Русы участвовали в этой торговле; ибо Пифей за 320 лет до Рождества Христова называет прибалтийскую Русу тор­говым городом.

e) Что торговым городам прежде всего понадобились охранные войска для товарных кораблей их, для защиты таковых от морских разбойников, существовавших и в самые древние времена; и что эти охранные войска образовали особые дружины, которые по цели варяния (плавания) по морям назвались варягами, составя собою особую касту, в которую принимались люди разных племен и наро­дов; ибо мы видим из летописей, что в числе варягов были Англяне, Урмане, Гьте, Свея и Руссы. Из этого явствует, что варяги должен­ствовали жить близ торговых городов, а потому и не могло быть ни­какой страны, называвшейся «Варягиею», как утверждают некото­рые из наших исследователей, ибо и самоё слово «варяги» есть имя нарицательное, а не собственное, а потому оно и поставлено в летописи вместе с племенным или собственным именем тех варя­гов, которые призваны были на княжение и названы варягами Рус­скими.

f) Хотя варяги и могли принадлежать к разным народам, соглас­но летописи, но так как слово «варяги» есть славянское, следова­тельно, должно'заключить, что варяжничество или устроение этой касты получило своё начало в славянской земле, а потом могло пе­рейти и к другим народам; или же что славянские варяги принимали в свою касту и иноплеменников, как у Рюрика были Оскольд и Дир со своею дружиной, принадлежавшие, по-видимому, к литовскому племени.

д) Что варяги-Руссы были из страны Новой Руси или из прибал­тийской Руси, ибо там образовалась первая торговля, следственно, и первая надобность в варягах.

п) Что Руссы как в Старой, так и в Новой Русе были Славяне, ибо это свидетельствуют нам историки, называя в числе славянских пле­мен Slavi-Sorabi, Slavi-Vinidi, Slavi-Bohemani, Slavi-Ruthi или Slavi-Ruzzi. А поэтому и варяги-Руссы были Славяне.

i) Что переселение Славян из Старой Русы к Балтийскому морю последовало по крайней мере лет за 400 до Р.Х., ибо за 320 лет до того времени пишет уже Пифей о существовании там торгового города Новорусы.

Примечание I. Все вышесказанное относится только к варягам-Руссам, ибо мы признали уже прежде, что они разноплеменны, как указывает Нестор и как утверждают в 5 веке Олимпиодор и в 11-м Скилиций.

Примечание II. Что же относится до слития некоторыми писате­лями варягов и норманнов воедино, то мы уже прежде доводили о их различии между собою, а в 4-м выпуске Норманны определены отдельно. Здесь приведём только, что их различали также в сагах. Ире так пишет об них: That er sidr Vaeringa ос Nordmanna, at vera at leikom urn doga, ec gangazt at fangbroegdom. h. е. Barangorum et Normanorum mos est, luctis et exercitis luducris in dies exerci. 564.

Примечание III. Варяжское море названо так не по народу варя­гам, ибо к этому морю приседят, говорит Нестор, Любь, Сетьгола, Ляхове, Пруси и Чюдь; а потому мы и выводили это название из торговли, как приведено сие во втором выпуске. Итак, варяжское море означало «обережённое», на котором варяги имели много дела для ограждения пристаней и отходящих из них кораблей на всем пути своем от грабительства морских разбойников.

Это исследование могло бы войти в историю до-Рюриковской Руси следующими словами:

Лет за 400 или и более до Рождества Христова жители Русы ала-унской сделали выселок к Балтийскому морю, основали там много городов, между которыми один назван был Новою Русою; после чего Руса алаунская стала называться уже Старою, а Руса поморская Новою. Поводом к этому переселению было, вероятно, желание придвинуться к центру славянской торговли Венедов на поморье, которая древностью своей восходит до торговли Финикиян в этом море. В этой Новой Русе образовалась каста вольных воинов, нани­мавшихся в виде древней славяно-русской повольницы для охра­нения торговых кораблей от морских разбойников, называвшихся на Руси поляницею. По обязанности их варять (плавать) по всем водам, по которым шли торговые пути, они прозваны были варяга­ми. Впоследствии и другие народы по мере"развития их торговли обзавелись своими варягами, заимствуя у Славян и название для них; так, Шведы называли своих варягов: Afvariagr. Эти варяги сла­вянские имели своих князей (каковых у прочих народов не суще­ствовало и они заменялись конунгами), из числа которых призваны были три брата для удельного княжения в Новогородской области, в то время когда в её народном правлении стали появляться беспо­рядки, доходившие до того, что некогда сильные Новогородцы вы­нуждены были заплатить дань напавшим на них варягам, не имевшим, вероятно, достаточного занятия при торговых делах. Эти Но-воруссы приняли христианство около времён императора Отгона между 891 и 900 годах, но в первую попытку Отгона обратить их к христианству прогнали из своих владений присланного к ним из Трирского монастыря монаха Адальберта.

Со времени образования Ганзейского союза и заведения им соб­ственного своего войска для охранения кораблей вольнонаемные варяги оказались уже излишними и вместе с тем исчезло и их про­звание варягами. Варяги при стоянке охраняемых ими кораблей, вероятно, пользовались также выгодами торговли, занимаясь раз­носкою товаров по домам, ибо во многих местностях великороссий­ских осталось по сие время название варягов за разносчиками то­варов по домам.