XVIII — XIX вв.

Развитие государственно-политической системы США в конце

 

Развитие федерации

Конституция 1787 г. признала Соединенные Штаты государством, разви­вающимся в территориальном и государственно-политическом отношении, предусмотрев возможность вступления в федерацию но­вых штатов. Первые новые штаты (сверх 13, образовавших началь­ную федерацию) сформировались уже в конце XVIII в.: Кентукки и Теннеси выделились из более крупных Виргинии и Северной Каро­лины (соответственно), Вермонт обособился от Канады. Принятию в состав федерации предшествовало конституционное определение но­вых штатов — в основном следуя принципам Конституции 1787 г. Хотя еще в первой половине XIX в. два из первоначальных штатов не имели своих внутренних конституций, сохраняя хартии XVII в.

На протяжении XIX в. территория СШ многократно увеличи­лась, и федерация приобрела новый облик. Присоединение новых территорий проходило несколькими путями — как объективно, пу­тем освоения земель к западу от первоначальных колоний, так и путем направленной политической, нередко даже военно-поли­тической деятельности. Расширение федерации происходило в об­становке постоянных конфликтов с другими государствами, имев­шими свои владения в Северной Америке: Францией, Испанией, Россией, Мексикой, Англией.

Самым необычным путем роста страны стала покупка крупных территорий. Первым приобретением была Луизиана (1803), куплен­ная у Франции и позднее разделившаяся на ряд штатов. В 1867 г. правительство США приобрело у России Аляску. С начала 1820-х гг. оттеснение индейцев стало государственной политикой. Население западных штатов возросло до 4 млн. человек, и на новых землях сложились в 1816-1821 гг. штаты Индиана, Миссисипи, Алабама, Миссури и др. В колонизационно-экспансионистском движении на Юг и Запад (вызванном и нехваткой аграрных земель, и начавшей­ся бурной иммиграцией из Европы) СШ вступили в конфронтацию с ближайшими соседями. Воспользовавшись ослаблением Испании в период общей борьбы за независимость ее колоний в Америке, феде­рация аннексировала освоенную часть Флориды (1821). В течение ряда лет шло активное проникновение американского населения в крупнейшую область Мексики — Техас. Численный рост американ­ского населения привел к отторжению его от Мексики (1836) и про­возглашению независимости. Крупнейшая территория страны при­няла свою конституцию, даже установила дипломатические отноше­ния с признавшими ее Англией, Францией, Нидерландами, Бель­гией. В 1844 г. он вошел в состав федерации США. С присоединени­ем Орегона (1846) и Нью-Мексико (1848), ликвидацией русских ко­лоний на крайнем западе федерация вышла на Тихоокеанское. Вхождение в федерацию еще одного крупного и богатого штата — Калифорнии — было результатом войны с Мекси­кой (1846-1848); в 1850-е гг. у Мексики был также куплен ряд ка­лифорнийских и южных земель, тяготевших к южным штатам.

Рост федерации, изменение в ней социальных отношений вызвал резкое возрастание иммиграции из Европы и, позднее, из Китая: в сер. XIX в. ежегодное число иммигрантов превысило 500 тыс. чел. Страна стала превращаться в более значимый субъект мировой политической жизни и международных отношений, повела самосто­ятельную экспансию в Тихом океане, захватив Гавайи (1854), навя­зав неравноправные отношения Японии.

В сер. XIX в. федерация пережила крупнейший социальный и го­сударственно-политический кризис, вылившийся в Гражданскую войну 1861-1865 гг. Предпосылки кризиса, связанные со стремлени­ем богатых южных штатов сохранить у себя аграрное рабство, обоз­начились уже в начале 1850-х гг. в ходе продвижения на Запад и определения статуса новых штатов. Первым вестником была война в штате Канзас по поводу принятия или непринятия в нем рабства. Раскол между штатами вызвал вопрос о присоединении Калифор­нии, голоса которой в Конгрессе грозили дать преимущество против­никам рабовладения. В ходе избирательной кампании 1858 г. пре­тендент от крыла противников рабовладения А. Линкольн выдвинул идею о необходимости реорганизации союза штатов в плане усиле­ния значения центральной политики. С победой Линкольна на вы­борах 1860 г. раскол и столкновение стали вопросом времени. Пово­дом послужили мероприятия центральной власти по унификации торговой политики. Мотивировав свои расхождения якобы неконсти­туционным вмешательством в дела штата, в декабре 1860 г. из со­става федерации вышла Южная Каролинаt в феврале 1861 г. за ней последовали еще 11 штатов Юга (Алабама, Джорджия, Луизиана, Техас и другие). Образовалась самостоятельная Конфедерация штатов с собственным временным правительством. В марте 1861 г. там была принята своя конституция, причем, если не считать гло­бального вопроса о рабстве, более демократичная в политических вопросах, чем общегосударственная (в ней предусматривалось толь­ко однократное избрание президента, правительство считалось от­ветственным перед конгрессом, штаты лишались права выхода из новой федерации). Развязанная в апреле 1861 г. война между Севе­ром и Югом, опустошив страну, завершилась победой северян, вос­соединением федерации и началом широкого социального переворо­та, связанного с полным запретом рабства. Внутренняя организация южных штатов временно была ликвидирована, введено прямое правление из центра. В ходе т. н. Реконструкции Юга в штатах бы­ли проведены существенные социальные, правовые и политические преобразования, приняты новые конституции, 10 обновленных шта­тов заново были приняты в федерацию (1870).

К концу XIX в. США достигли в целом современной государственно-политической структуры, включая 48 штатов. В ходе войны с Ис­панией за Кубу и некоторые другие острова, сформировался новый вид т. н. «свободно-ассоциированных» территорий, которые не соста­вили штатов, но перешли под управление федерального правительст­ва (о-в Гуам, Пуэрто-Рико, несколько тихоокеанских архипелагов). Политический кризис сер. XIX в. и победа Севера в гражданской войне существенно перестроили реальные взаимоотношения штатов и федеральных властей. Если в конце XVIII — начале XIX в. эти взаимоотношения более походили на конфедеративные, и власть центра встречала постоянную оппозицию штатов, то во второй по­ловине XIX в. позиции федеральных властей стали непререкаемы­ми. В свою очередь, это способствовало и перераспределению полно­мочий между ветвями государственной власти, и конституционному развитию государства.

На протяжении конца XVIII — первой половины XIX в. Конституция федера­ции оставалась в основном неизмен­ной. Несколько дополнений к ней были вызваны упорядочением вы­явившихся в политической практике пробелов конституционного ре­гулирования.

11-я поправка к Конституции (1795) закрепила невмешательст­во судебных властей федерации в споры частноправового характе­ра, в которых одной из сторон был гражданин другого штата или во­обще государства. Это несколько видоизменило возросшую было в конце XVIII в. практику подчинения судебной политики высших ор­ганов федеральной юстиции интересам федерального же правитель­ства. 12-я поправка (1804) ввела новый детализированный порядок голосования на выборах президента и вице-президента с сохранени­ем влияния на это голосование представительства штатов в Конгрес­се. (Изменение было вызвано крайне сложной ситуацией, в которой власти оказались в 1800 г., когда за кандидатов в президенты было подано одинаковое число голосов выборщиков, и Конгресс переголо­совывал 36 раз в течение нескольких дней, пока не было достигнуто закулисное соглашение Т. Джефферсона с другими кандидатами.)

Целая серия — 13-я, 14-я и 15-я поправки (1865 — 1870 гг.) — была связана с итогами Гражданской войны. Было признано, что «ни рабство, ни подневольная работа, если только они не являются наказанием за преступление... не должны существовать в Соединен­ных Штатах или в каком-либо ином месте, подчиненном их юрис­дикции». Все родившиеся или натурализованные в Соединенных Штатах признавались в равной степени гражданами, и штатам за­прещалось, под каким бы то ни было предлогом ограничивать их привилегии и льготы. Тем самым неграм предоставлялось полное право гражданства, включая основные политические права участия в выборах федеральных или местных властей. Вместе с тем для предотвращения нежелательной политической активности бывших федератов и избирательной оппозиции Реконструкции все, кто участвовал «в мятеже или восстании против Соединенных Штатов либо оказывал помощь или поддержку их врагам», не могли претендовать на занятие высших государственных постов или избираться в Конгресс. В 15-й поправке особо оговаривалось, что «право голоса граждан Соединенных Штатов не должно оспариваться или ограни­чиваться по признаку расы, цвета кожи либо выполнения подне­вольной работы». Это конституционное положение не только пресе­кало возможные общие ограничения на гражданские права негри­тянского населения, (что не исключало дискриминации, основанной на доктрине «раздельного права при равных возможностях», которая вошла в конституционный обиход благодаря позиции Верховного су­да в 1870-е гг.). Оно практически предопределяло введение в США всеобщего избирательного права.

Избирательное право и избирательная система в самой незначи­тельной степени регулировались общефедеральной конституцией. В главном избирательные возможности граждан определялись консти­туциями и законодательством штатов. К 1821 г. в большинстве тог­дашних штатов (в 15 из 24) установилось всеобщее мужское избира­тельное право с учетом возрастного ценза и ценза оседлости. В большинстве штатов выборщиков президента избирали прямо изби­ратели, в некоторых — законодательные собрания штатов. С конца 1830-х гг. постепенно получили избирательные права и женщины — вначале только на местном уровне (в школьные советы, муниципа­литеты), затем по выборам властей штата. Впервые равные с муж­чинами избирательные права женщины получили в штате Вайоминг (1869), однако общефедерального закрепления избирательное право женщин долго не получало. На выборах 1867 г. в южных штатах впервые приняли участие представители негритянского населения.

Одну из самых сложных и острых проблем избирательной систе­мы США в XIX в. составило упорядочение избирательных округов. Несмотря на общее предписание федерального закона 1871 г. обра­зовать округа с равным по численности количеством избирателей, штаты долгое время этого не соблюдали. В практике применялись и многомандатные избирательные округа, сформированные произ­вольно, опираясь на традиционные предпочтения избирателей в пользу той или другой политической партии или даже группы. Только в 1866 г. была введена личная регистрация избирателей для выборов. Серьезным новшеством в упорядочении избирательной процедуры стало введение с 1892 г. в ряде штатов машин для голо­сования.