Планировочные, конструктивные и образные особенности романской архитектуры.

Типологическое разнообразие византийских храмов.

Христианское мировоззрение и его отражение в стилистике византийских мозаик.

Роль христианства в становлении и развитии художественного языка, видов и форм византийского искусства. Разработка системы канонических правил религиозных изображений, формирование и закрепление христианской иконографии. Иоанн Дамаскин и его трактат «О защите святых икон». Сложение принципов декоративной росписи храма, образная иерархия храмового пространства, художественный язык византийского монументального искусства, усиление спиритуалистического начала в живописи (мозаики св. Софии в Константинополе, монастыря Неа Мони на Хиосе, соборов св.Марка в Венеции, Успения Богоматери в Монреале и др.). Усложнение красочной гаммы, свобода живописных приемов, (мозаики и фрески церкви Кахрие Джами, иконы «Двенадцать апостолов, «Благовещение» и др.)

Культовая архитектура, формирование основных типов сооружений (центрические, базиликальные и центрально-купольные храмы). «Золотой век» искусства периода правления императора Юстиниана (527- 565). Роль Константинополя как культурной и художественной столицы империи. Особенности архитектурного облика храма св. Софии в Константинополе. Базиликальные и центрические постройки Равенны (мавзолей Галлы Плацидии, церкови Сан Витале, Сант Аполлинаре Нуово). Структурно-типологические и эстетические особенности византийского крестово-купольного храма IX-XII вв. Конструкция и основные варианты крестово-купольного собора. Его символика. Искусство Византии XIII – XV вв.Усложнение плана, богатство наружной декорировки построек. Церковь Паммакаристы (Фетиэ Джами), монастырь Хора (Кархиэ Джами) в Константинополе.

Романское искусство как искусство эпохи развитого феодализма. Идеологические и декоративные функции изобразительного искусства этого периода. Архитектура как формообразующий вид искусства. Развитие базиликального типа храма. Развитие базилик с балочным, а позднее сводчатым перекрытием. Выработка форм, характерных для романского зодчества. Конструктивные и декоративные особенности архитектуры. Гражданская архитектура. Феодальные замки. Донжон – ранний, простейший замок. Городские жилые дома романского стиля. Романское искусство Франции: строительство монастырских комплексов. Романская архитектура Германии (соборы в Майнце, Шпейре, Вормсе). “Связанная система” в конструктивных решениях сводов базилик Германии. Английская романская церковная архитектура (соборы Питерборо, Или, Дархема.). Романское искусство Италии. Развитие «инкрустационного стиля» (соборы в Пизе, Флоренции, Луке).

 

16. Французская романская скульптура, её связь с архитектурой.

Художественная система и образный строй скульптурного убранства романского храма. Выработка типологии и художественных принципов скульптурного убранства перспективных порталов соборов Франции. Рельефы тимпанов церкви аббатства Сен Пьер в Муассаке, собора Сен Лазар в Отэне, церкви Сент Мадлен в Везеле, церкви аббатства Сен Жиль. Разномасштабность фигур, ярусность построения композиции рельефа, плотное заполнение рельефа фигурами святых, эволюция форм к всё большей динамике и напряжению, преобладание устрашающих тем (“Страшного суд”, “Сошествие Св. Духа на апостолов”, “Апокалиптическое видение”). “Строгий стиль” в скульптуре Германии XI века (“Распятие Имерварда”, фигура-светильник “Вольфрам”). Выразительная экспрессивность немецкой пластики XII в. (рельефы алтарной преграды собора в Бамберге).

17. Основной принцип готической конструкции. Органическая связь конструктивных приёмов и декоративных форм (на примере французских соборов).

Основные этапы развития готики во Франции: стрельчатая, лучистая, пламенеющая готика. Происхождение терминов от характера архитектурных и декоративных форм храмов. Расцвет феодальной городской культуры. Готический собор – центр общественной и духовной жизни средневекового города. Архитектура городских соборов (церковь аббатства Сен Дени в Иль де Франс, соборы в Лане, Шартре, Париже, Реймсе, Амьене, Руане). Архитектурные новшества: свод на нервюрах (арах) стрельчатой формы, система аркбутанов, передающих распор свода на мощные контрфорсы. Ажурность и декоративность готических соборов Франции, обусловленная вынесенной за стены зданий системой аркбутанов и контрфорсов, расчленённостью архитектурных форм. Изменение роли стены.