Перечень
вопросов и ответов компьютерного зачёта по истории медицины для студентов III курса.
1. Что изучает общая история медицины:
рассмотрение каждого явления в его возникновении, развитии и современном состоянии.
2. Назовите источники изучения истории медицины до появления письменности:
археология; палеопатология; изучения мумий; наскальные рисунки; народный эпос, этнография.
3. Назовите источники изучения истории медицины, возникшие с появлением письменности:
надписи на камнях, эпитафии; глиняные клинописные таблички; летописи, рукописи,
книги, периодическая медицинская литература.
4. Назовите период истории медицины, длившийся от IV тысячелетия до н. э. до V века до н. э.:
медицина Древнего мира.
5. Назовите период истории медицины, длившийся от V века до н. э. до XVIII века н. э. (476–1640 г.г.):
медицина Средних веков.
6. Самые первые лекарственные вещества, используемые людьми на этапе коллективного врачевания в
доклассовом обществе: лекарства растительного происхождения.
7. Какие лекарственные вещества являются исторически вторыми по времени начала использования людьми:
лекарства животного происхождения.
8. Что, по мнению учёных, возникло раньше: народная гигиена или народная медицина: народная гигиена.
9. Перечислите методы и приёмы, использовавшиеся для изгнания злого духа в первобытном обществе:
стремление умилостивить предка; устрашающее лечение.
10. Назовите мистические причины болезней по представлениям врачей Древнего мира:
вселение злого духа; гнев богов; влияние звёзд.
11. В какой стране Древнего мира впервые появилась «специализация» врачей: в Древнем Египте.
12. Каков характер подготовки и преимущественная специализация врачей: ремесленное обучение (врач-универсал).
13. Назовите святилища, храмы, в которых древние греки совершали лечебные действия: Асклепейон.
14. В какой стране Древнего мира была развита анатомия и хирургия: в Древней Индии.
15. Кому принадлежит первая известная работа о детстве и детских болезнях в Древнем мире «О природе ребёнка»: Гиппократу.
16. Назовите первую материалистическую теорию заболеваний Древнего мира: гуморальная.
17. Назовите методы диагностики, используемые врачами Древнего мира:
подробный опрос больного; осмотр кожи, глаз, слизистых, языка, иридодиагностика, определение общего состояния
и настроения больного; исследование выделений; исследование пульса; исследование запахов.
18. Каков вклад Галена в изучение анатомии и физиологии:
изучение и описание всех систем организма, особенно головного и спинного мозга; описание 7-ми пар черепно-мозговых
нервов; описание анатомического строения сердца, коронарных сосудов, баталлова протока.
19. Каков вклад Галена в фармакологию, используемый по настоящее время:
выделение действующего начала из растений - «галеновых препаратов», регламентация приготовления лекарств.
20 Откуда берёт начало монастырская медицина: Византийская империя.
21. Какие медицинские учреждения появились в Средние века в Византии и на Востоке:
аптеки; «аптеки для души» - библиотеки; гражданские больницы.
22. Назовите автора «Канона врачебной науки», по которому учились врачи разных стран мира более 600 лет:
Абу Али Ибн Сина (Авиценна).
23. Кому из средневековых учёных принадлежит описание следующих особенностей детей:
- ребёнок более влажный по натуре; - кости ребёнка более мягкие; - обмен веществ у ребёнка идёт быстрее:
Абу Али Ибн Сине (Авиценне).
24. Каков вклад Абу Бакра Мухаммада Ар-Рази (Разеса) в развитие хирургии:
применение впервые ваты при перевязках; изобретение кетгута; описание инструментов для удаления инородных тел из
глотки.
25. Каков вклад Абу Бакра Мухаммада Ар-Рази (Разеса) в изучение инфекционных болезней:
впервые разделил две болезни - оспу и корь.
26. Почему хирургия средневековья получила название «карательной»:
из-за прижигания и заливания ран кипящим маслом без обезболивания.
27. Назовите имя основоположника научной нормальной физиологии, предложившего метод научного
эксперимента и математического обоснования: Вилльям Гарвей.
28. Назовите имена родоначальников патологической анатомии и гистологии домикроскопического периода:
Д. Б. Морганьи; М.-Ф.-К. Биша
29. Назовите имя учёного, доказавшего существование кругового кровообращения и заложившего основы
научной нормальной физиологии: Вилльям Гарвей.
30. Назовите самый первый университет средневековой Европы, имевший медицинский факультет: Салернский.
31. Где и когда появилась первая в России больница для детей: в Санкт-Петербурге в 1842 г.
32.Назовите имя основоположника топографической анатомии и экспериментального направления в
хирургии: внесшего большой вклад в развитие военно-полевой хирургии: Н. И. Пирогов.
33. Какой метод прижизненной диагностики впервые предложил Леопольд Ауэнбруггер: перкуссию.
34. Назовите имя учёного, первым предложившего лекарство группы сульфаниламидов- красный стрептоцид: Г. Донагк.
35. Назовите имя учёного, осуществившего первую вакцинацию против оспы: Э. Дженнер.
36. Назовите имена основоположников нейрогенной теории патологии: И. М. Сеченов; С. П. Боткин; И. П. Павлов.
37. С именем какого учёного связано первое применение эфирного наркоза в хирургии: У. Мортон.
38. Кто из учёных открыл эру антибиотиков, создав и изучив пенициллин: А. Флеминг; Э. В. Чейн; Х.У. Флори.
39. Назовите врачевателей Древней Руси, которые в своей деятельности не были связаны с языческой религией:
банщики; повивальные бабки (бабки-повитухи); зубоволоки; травники; «железной хитрости мастера».
40. Назовите врачевателей Древней Руси, деятельность которых была связана с языческой религией:
волхвы; колдуны-кудесники; знахари.
41. Перечислите основные функции Аптекарского приказа в лечебном деле: наблюдение, контроль за придворными
врачами; приглашение и экзамен иноземных врачей; назначение лекарей в полки;
проведение судебно-медицинской, военной и врачебной экспертизы в целом.
42. Перечислите основные функции Аптекарского приказа в аптекарском деле: наблюдение за царской аптекой;
сбор, разведение и закупка лекарственных трав; обеспечение полковых аптек лекарствами.
43. Назовите учебное заведение, основанное в 1654 г. при Аптекарском приказе: лекарская школа.
44. Какие учреждения заменили Аптекарский приказ в XVIII веке: медицинская коллегия; медицинская канцелярия.
45. Как называлось первое постоянное высшее медицинское учебное заведение, основанное России в 1707 г.:
госпитальная школа.
46.Как называлась основанная в России в 1718 г. первое предприятие по производству хирургических инструментов и
медицинского оборудования: инструментальная изба.
47.В каком учебном заведении стали обучать будущих врачей в России с 1764 г.:
на медицинском факультете Московского университета.
48. Назовите имя первого российского профессора медицины, преподававшего на медицинском факультете
Московского университета анатомию, терапию, основы гигиены: С. Г. Зыбелин.
49 Назовите имя основателя отечественной эпидемиологии, многие годы посвятившего борьбе с чумой: Д. С. Самойлович.
50. Каков вклад Н. М. Максимовича-Амбодика (1744-1812) в отечественную медицину:
основоположник научного акушерства и педиатрии в России.
51 Назовите имя российского учёного, терапевта, заложившего основы военной гигиены, разработавшего метод клинического
обследования, опроса и осмотра больного и предложившего обязательное написание истории болезни: М. Я. Мудров.
52. Каков вклад П. А. Загорского (1764-1846) в отечественную медицину:
глава российской анатомической школы, автор первого учебника анатомии на русском языке.
53 Какие медицинские специальности существовали для выпускников медицинских факультетов России
в первой половине XIX века: терапия, хирургия, акушерство.
54 Как называлась первая в мире система организации медицинской помощи сельскому населению России:
земская медицина.
55. Назовите основные положительные черты, характеризующие земскую медицину в России:
применение методов медицинской статистики для изучения заболеваемости населения,
разделение территории на участки; появление врача на селе; зарождение санитарной службы.
56. Каков вклад И. И. Мечникова (1845-1916) в мировую и отечественную медицину:
выдающийся микробиолог, автор фагоцитарной теории иммунитета, разрабатывавший вопросы геронтологии.
57. Что позволило терапии во второй половине XIX века стать наукой:
внедрение физических приборов в диагностику; лабораторные методы исследования,
методы прижизненной диагностики; анатомо-физиологическое направление; нейрогенная теория заболеваний.
58 Назовите имя выдающегося терапевта, главы петербургской научной школы, разработавшего идеи нервизма, доказавшего
инфекционную природу катаральной желтухи и активно применявший лабораторию для прижизненной диагностики:
С. П. Боткин.
59 Назовите имя выдающегося терапевта, главы московской научной школы, продолжившего традиции
М. Я. Мудрова и усовершенствовавшего систему опроса больного: Г. А. Захарьин.
60 Каков вклад Н. П. Гундобина (1860-1908) в отечественную медицину:
выдающийся педиатр, сторонник анатомо-физиологического направления, под его руководством
вышла книга «Особенности детского возраста».
61 Назовите имя одного из основоположников научной гинекологии в России, создавшего первую гинекологическую
клинику и кафедру гинекологии в России, написавшего монографию «Маточные кровотечения»: В. Ф. Снегирёв.
62 Назовите имя выдающегося организатора советского здравоохранения, первого наркома здравоохранения СССР,
создателя первой кафедры социальной гигиены (1922): Н. А. Семашко.
63. Назовите имя выдающегося организатора советского здравоохранения, первого главного санитарного врача СССР,
организатора медицинской службы Красной Армии, создателя второй кафедры социальной гигиены (1923): З. П. Соловьёв.
64. Каков вклад В. М. Бехтерева (1857-1927) в отечественную медицину:
невролог, психиатр и психолог, основатель рефлексологии, организатор Психоневрологического института и Института
по изучению мозга.
65. Каков вклад Н. Н. Бурденко (1876-1946) в отечественную медицину:
один из основоположников нейрохирургии в СССР, академик, первый президент Академии медицинских наук, автор
трудов по нейрохирургии и онкологии нервной системы.
66. Каков вклад З. В. Ермоловой (1898-1974) в отечественную медицину:
академик, микробиолог, получила впервые в СССР образцы пенициллина, стрептомицина, интерферона.