Метод пропорциональной зависимости в разработке прогнозов.

Этапы прогнозного анализа.

1.Определение целей пронгнозирования и конкретных потребностей в прогнозной информации. На данном этапе должна быть определена необходимая степень детализации расчетов, например, прогноз выручки в целом или по отдельным видам продукции.

2.Установление горизонта прогнозирования.

3.Выбор метода или группы методов, или конкретной методики прогнозирования с учетом указанных выше факторов.

4.Оценка допущений, которые лежат в основе выбранных методов и их приемлемости для получения адекватной оценки будущего финансового состояния.

Методы прогнозного финансового анализа могут быть разделены на 2 категории:

1.Количественные – представлены наиболее широко.

2.Качественные (интуитивные) – в их составе наиболее распространены методы коллективных и индивидуальных экспертных оценок.

Преимущество: возможность учета содержательных аспектов, которые нельзя формализовать.

Недостатки: известный субъект визм. мнений, групповое мышление.

Количественнае (формализованные) – всего их можно посчитать более 100, но можно выделить основные группы методов:

1.Традиционные статистические методы прогнозирования, основаны на анализе динамических рядов

- метод средних темпов прироста или средних абсолютных приростов;

- экспотенциальное сглаживание;

- скользящие средние;

- трендовый регрессионный анализ.

 

В процессе оценки полученных результатов делается вывод о возможности распространения на будущее выявленных тенденций.

Например, метод абсолютных приростов, тренд. анализ являются наиболее простыми методами при построении прогнозного баланса, когда с помощью их рассчитывается прогнозное значение по каждой статье баланса и валюте в целом.

2.Моделирование экономических показателей и процессов строятся экономико-математические модели, устанавливающие оптимальное соотношение между потребностями и реальными финансовыми ресурсами.

3.Бюджетирование является одним из наиболее актуальных и современных методов в прогнозировании и планировании.

4.Прогнозирование на основе маржинального анализа и расчета эффекта финансового рычага.

3 и 4 группу методов в некоторых случаях называют расчетноконструктивными методами.

 

Данный метод широко применяется в прогнозноаналитической работе, поскольку обладает преимуществом простоты и лаконичности, основу метода составляет положение о том, что существует базовый показатель для определения прогнозных значений др. показателей в том смысле, что они привязываются к базовому с помощью простейших пропорциональных зависимостей, в качестве базового показателя чаще всего используется выручка от продаж.

Обоснованность этого выбора легко объясняется с позиции логики и находит практическое подтверждение при изучении динамики и взаимосвязи др. показателей, описывающих отдельные стороны деятельности компании.

Последовательность процедур при использовании данного метода:

1.Прогнозируется базовый показатель выручки.

2.Определяются производственные и финансовые показатели, прогнозирование которых представляет интерес для финансового менеджера, например, показатели отчетности по той или иной номенклатуре статей.

3.Для каждого показателя устанавливается вид его зависимости от базового показателя, чаще всего используют два способа:

а) значение показателя устанавливается в % к выручке;

б) метод формул, когда зависимость исследуемого показателя от объема продаж устанавливается на основе факторных показателей или алгоритмов расчета.

Пример – выявление зависимостей в отдельных случаях является несложной процедурой: в частности, изменение дебиторской и кредиторской задолженности чаще всего происходит теми же темпами, что и изменение выручки.

 

а) VФАКТ =10000 VПРОГН =12000

RA = 5000 RA = 6000

% = 50% % = 50%

 

б) VФ =10000 КОБ= =

RA = 5000 КОБ=2 =6000

Для других показаний или комплекса показаний можно применять более детальные и трудоемкие процедуры расчета.

4.При разработке прогнозной отчетности в целом прежде всего составляется прогнозный вариант финансовых результатов – чистой прибыли, являющейся одним из необходимых составляющих при расчете прогнозной величины капитала.

При прогнозировании баланса рассчитывают прежде всего ожидаемое значение активных статей, обычно оборотные активы рассчитываются в % от продаж, внеоборотные активы уменьшаются на сумму амортизации за год и увеличиваются на сумму капитальных вложений в соответствии с бизнес планом.

Пассивные статьи прогнозируются , начиная с прогноза собственного капитала (собственный капитал на конец отчетного периода увеличивается на сумму рассчитанной ранее прогнозной чистой прибыли.

Другие статьи пассива в наиболее простом варианте также рассчитываются в % от продаж.

Процесс завершается балансовой увязкой:

превышение активов над пассивами показывает потребность в данных источниках финансирования, чаще всего в дополнительном заемном капитале.

превышение пассива над активами говорит либо о возможности расширения производственных мощностей, либо о возможности снижения обязательств перед банками и кредиторами.