Анализ распределения, использования прибыли.

Анализ влияния факторов на прибыль.

Факторный анализ финансовых результатов позволяет:

a) В рамках ретроспективного анализа оценить влияние, количественно измеряемых факторов на показатели прибыли с использованием детерминированных факторных моделей (мультипликативных, смешанных, аддитивных).

b) Оценить резервы возможного увеличения прибыли.

c) Сформировать управленческие решения по использованию факторов увеличения прибыли.

На первом этапе анализа оценивается влияние факторов на прибыль от продаж, по отдельным видам продукции рассчитывается влияние трех факторов.

¨ Фактор изменения объема продаж: ∆ПРq=(q1-q0)*(p0-z0)

¨ Изменение цены реализации: ∆ПРp=q1*(p1-p0)

¨ Изменение себестоимости продукции: ∆ПРz=q1*(z0-z1)

В целом по предприятию в случае производства нескольких видов продукции дополнительно рассчитывается влияние четвертого фактора структуры продаж (см. в теме детерминированный факторный анализ.).

В рамках углубленного анализа фактор себестоимости может быть разложен на фактор второго порядка:

§ Изменение цен на материалы. (тарифы, оплата труда)

§ Изменение уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

§ Изменение общей стоимости за счет структуры продаж.

Факторный анализ общей бухгалтерской и чистой прибыли производится по аддитивной модели:

ЧП=ПР±ПОД± ПВД-НП±ПЧД

Резервы увеличения прибыли на основе факторных моделей см. учебник Савицкой.

По прочим видам прибыли от операционной и вне реализационной деятельности, резервы можно выявить на основе анализа качества прибыли, т.е. недопущения в будущем редких случайных статей расходов.

 

 

Направление использования чистой прибыли определяется организацией самостоятельно в порядке предусмотренном учредительными документами и в соответствии с законодательством.

Формирование правильных соотношений при распределении чистой прибыли по основным направлениям обеспечивает:

§ Рост собственного капитала предприятия в т.ч. собственного оборотного.

§ Расширение масштабов деятельности предприятия.

§ Инвестиционная привлекательность предприятия для собственников, акционеров.

Анализ позволяет выявить пропорции и тенденции в использовании прибыли, основная задача при этом – оценка рациональности финансовой политики предприятия, в отношении использования чистой прибыли. Оценивается реинвестированная доля прибыли и потребляемая ее часть в случае когда предприятие создает фонды за счет чистой прибыли, к потребляемой части относят дивидендный фонд, фонд потребления, фонды социальной сферы, использование прибыли на благотворительные цели.

К реинвестируемой прибыли относят отчисления чистой прибыли на покрытие убытков прошлых лет, резервный капитал, фонд накопления, оставшаяся нераспределенная прибыль в обращении. Если фонды на предприятии не создаются, целесообразно организовать аналитический учет по счету 84, т.о, чтобы обеспечить формирование информации по направлениям использования прибыли.

В целом реинвестированная политика признается рациональной, если на цели капитализации идет не менее 50% чистой прибыли.

В заключении следует увязать реинвестированную политику с финансовым состоянием предприятия и обосновать основные направления и возможности более рационального использования прибыли в частности, в условиях неплатежеспособности часть прибыли направляемая на потребление целесообразно рассматривать как потенциальный резерв, собственных средств, которые при изменении соотношения в распределении прибыли между фондами потребления и накопления можно будет направить на пополнение собственных оборотных средств.

В том случае, если предприятие убыточно можно сделать вывод об отсутствии источников пополнения собственных средств для ведения нормальной хозяйственной деятельности и об уменьшении собственного капитала предприятия.