ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ББК 85.31(4Бел)я73
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………. | |
ЛЕКЦИЯ 1. Музыкальная культура Беларуси IX–XIV веков ……. | |
ЛЕКЦИЯ 2.Культура Беларуси в XV–XVII веках …………..….. | |
ЛЕКЦИЯ 3.XVIII век в истории белорусской культуры и искусства ……………….……………………………………………. | |
ЛЕКЦИЯ 4.Культура и музыка Беларуси в XIX веке…….……. | |
ЛЕКЦИЯ 5. История и художественная культура города Витебска ………………….………………………………………………….. | |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………..…………. |
Курс «Белорусская музыка» является важным в подготовке музыкантов. Его принципиальная черта – в содержательном моменте. Курс охватывает материал не только собственно музыки и ее создателей, но и «жизни музыки» в ее функциональном предназначении в обществе. А потому, основной задачей этого курса является формирование у студентов основательной системы знаний по истории музыкальной культуры Беларуси огромного исторического периода как о многогранном и целостном организме. Раскрывая пути становления и развития музыкальной культуры Беларуси на широком историко-культурном фоне, выявляются закономерности в развитии отечественной и общеевропейской музыкальной культуры. Специфика состоит в том, что белорусские земли в различные времена входили в состав многих государственных образований (Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи). Из-за этих и других исторических обстоятельств культура Беларуси не всегда целостно развивалась как, например, во Франции, России или других европейских странах.
Источниками для изучения музыкальной культуры, с одной стороны, послужили памятники, которые возникли на территории Беларуси. С другой – те источники, которые были написаны за рубежом страны, но исполнялись на Беларуси, создавая тем самым богатый исполнительский репертуар. И, наконец, сочинения, созданные за рубежом авторами, которые родились и какое-то время жили на территории Беларуси.
Цель изучения данной дисциплины многозначная. Прежде всего, создать у студентов представление о белорусском музыкальном искусстве как о целостном, исторически развивающемся явлении, неразрывно связанном с социально-историческим процессом и богатой белорусской культурой. Такое представление может стать надежным фундаментом для педагогической деятельности учителя музыки.
Материал курса включает в себя основные этапы развития музыкального искусства Беларуси, начиная с IX и заканчивая началом
XX века. Исторические сведения охватывают представления об основных этапах развития музыкального искусства, позволяют уточнить понятие специфики стиля конкретной художественно-исторической эпохи, а также выявить ведущие жанры и композиторские школы того или иного исторического этапа.