Готика, происхождение термина. Проблема периодизации. Новшества в конструкции и декорации готического собора

Романская живопись

Франция

Расцвет живописи во Франции падает на конец Хl – первую половину ХII века. Целостных ансамблей сохранилось мало, в основном это куски и фрагменты.

Центральное произведение – росписи монастырской церкви в Сен – Савен – сюр – Гартамп. Здесь сохранился самый большой ансамбль романских росписей Франции. Живопись покрывает свод главного нефа, западные эмпоры, нартекс и крипту. Живопись свободна и вдохновенна. Действие течет то эпизодически величаво, то становится динамическим. Каждому эпизоду соответствует определенная цветовая тональность в пределах общего охристого тона. Бог – непременный участник большинства ветхозаветных сцен. Фигура творца значительна и не лишена благородства. Его жесты наставительны, величаво свободны и повелительны.

Роспись крипты – более тщательная, обстоятельная и плотная. В нартексе манера письма сурова и экспрессивна.

В начале ХII века роспись капеллы приората в Берзе – ла – Виль. Сохранившиеся здесь фрески – важнейший свидетель клюнийского ис – ва.

В фресках церкви Сен Мартен в Ноан – Вике ощутим простонародный дух. Стиль фресок динамичен. У всех персонажей однотипные лица с маленьким ртом, пятнами румянца на щеках, с большими, тесно посаженными глазами, которые смотрят то удивленно, то пугающе строго.

Англия

Монументальная живопись Англии сохранилась в немногих фрагментах, главным образом в сельских церквах Суссекса. Здесь ощутимы отголоски англосаксонского ис – ва, подвергшегося значительной переработке. Уравновешенная композиция, размеренный ритм, изящные движения.

Персонажи на фресках в Корнфорде пребывают в отрешенном состоянии, и вытянутые, графически рассеченные фигуры проплывают как призраки по голубому фону.

Росписи капеллы Сент Гейбриэл в Кентерберийском соборе привнесли в английское ис – во новую, более энергичную струю. Не утратив специфической английской утонченности, изображения обрели внушительность и крепость; четкие контуры сделал фигуры осязаемыми. В живописи отчетливо проступила византизирующая струя английского ис – ва.

Италия

Живопись Италии заняла особое место в ис – ве средневековой Европы. Здесь ощущалось влияние древнехристианского ис – ва, существовали тесные связи с Византией.

Новое слово в ис- ве западного средневековья было сказано во Франции в середине ХII века. Современники назвали новшество новой манерой, потомки назвали готикой.

Время восхождения и расцвета готики – вторая половина ХlI и ХIII век