Оттоновская скульптура и ДПИ

Кельн был известен своими ювелирными изделиями. Это выносные кресты, урашенные драгоценными каменьями и эмалью.

Оттоновская эпоха по – своему перерабатывала в скульптуре полученные из вне художественные импульсы. В немецкой скульптуре Х – первой половины Хl века на передний план выходит драмма человеческих чувств и поступков. Мастера отдают предпочтение сценам грехопадения, изображению крестного пути и распятия, скорби об умершем. Скульптура обращалась к широкому зрителю. Она несла в себе проповеднический пафос и, взывая к многолюдной аудитории, не могла игнорировать ее взгляды. Пластика вбирала в себя черты народной веры и проникалась тем острым реализмом, который подкупает в созданиях ваятелей того времени.

Два памятника наиболее выразительны: «Распятие Геро» в Кельне и бронзовые двери церкви Санкт Михаэль в Хильдесхейме. «Распятие Геро» играло роль реликвария.

Над дверями, как полагают, трудилось два скульптора. На хильдесхеймских дверях представлены основные эпизоды Ветхого и Нового заветов. Эти двери- наглядный образец средневековой «библии для не умеющих читать». Грехопадение, братоубийство и искупительная миссия Христа изображены с наглядной назидательностью. В сценах Ветхого завета господствует динамика. Большеголовые, с непропорционально тонкими руками и ногам, наполовину утопленные в нейтральном фоне с элементами весьма условно переданного пейзажа, человеческие фигурки необычайно подвижны и деятельны.

  1. Оттоновская миниатюра

Изобразительное ис – во наиболее ярко проявилось в книжной миниатюре. Богато украшенная книга считалась в то время первостепенным и благочестивым даром. Заказчиками рукописей были императоры, но в большей части прелаты. Главным образом составлялись и переписывались литургические книги – Евангеларии, Сакраментарии, Лекционарии, а так же Пластири. Миниатюристы питали склонность к обширным повествовательным циклам и помпезным композициям.

В центре внимания стояла человеческая фигура, пейзаж сводился к нескольким символическим изображения или отсутствовал вовсе, его заменяли нейтральные, иногда золотые фоны. Иллюстрациям в книге отводились целые страницы, орнаментальные формы стали сосредотачиваться в инициалах. Композиции миниатюр обрели строгость. В репрезентативных миниатюрах усилилась экспрессия мимики и жеста. Кристаллизация стиля оттоновской миниатюры связана с деятельностью скриптория монастыря Рейхенау на Боденском озере. Можно предположить не меньшую роль епископского города Трира, важного центра монастырской реформы. На ряду с этими крупнейшими школами миниатюры активно действовали скриптории в Фульде, Корвее, Кельне и др.

Новая страница истории немецкой миниатюры была написана на протяжении первой трети ХI века. Стали значительную роль играть Эхтернах, Кельн, Регенсбург. В них усилилось воздействие византийских элементов, которые мастера перетолковывали на свой лад. В Этернахе создавали большие фолианты, расточительно украшенные миниатюрами. В Регенсбурге любили орнаментальные фоны и представительные сцены коронаций. Кельнские рукописи невелики по размеру. Кельнских мастеров влек к себе тип византийских фигур, живописность, колористическая насыщенность.