Определите причины и сущность требований шахтеров.
В 1989—1990 гг. компартии Латвии, Литвы и Эстонии заявили о своем выходе из КПСС. Развернулся необратимый процесс идейного расслоения и организационного разброда этой несущей конструкции советской государственно-политической системы, захвативший и прочие официальные структуры (ВЛКСМ, профсоюзы
и др.).
При всей своей важности он, однако, был лишь внешним проявлением другого, намного более глубокого процесса — регионального дробления до той поры единой и строго централизованной союзной номенклатуры. В стране начинают складываться новые центры реальной власти — в лице республиканских съездов народных депутатов и Верховных Советов, где происходит блокирование политиков либерально-демократической ориентации, прошедших в парламенты на волне критики КПСС, и старых опытных партократов.
Быстро нараставшее дистанцирование республиканских отрядов номенклатуры от московских верхов, которое стало оказывать определяющее воздействие на развитие событий в СССР, объяснялось многими причинами. Отметим главные:
— безрезультативность действий центра и его прогрессирующая слабость. Он уже не мог с достаточной эффективностью, с одной стороны, обеспечивать интересы номенклатуры в целом, с другой — глушить сепаратистские тенденции в национальных регионах, систематически проявлявшиеся там и на предыдущих этапах советской истории;
— сознательно взятый и умело проводимый курс правящих элит большинства республик на ликвидацию любых форм своего подчинения центру, обретение всей полноты власти. Добиться этого можно было лишь путем выхода республик из Союза, получения ими статуса суверенных, независимых государств, полноправных субъектов международного права. Именно этой цели подчиняются все действия республиканской номенклатуры.
Весной и летом 1990 г. Латвия, Литва и Эстония, а за ними Российская Федерация и другие союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливавшие приоритет своих законов над законами Союза. Советское государство вступило в полосу дезинтеграции.
В ряде мест вспыхнули межнациональные конфликты. В 1988—1990 гг. до предела обострились противоречия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, вскоре ввергнувшие две республики в затяжную войну. Всю страну потрясли кровавые события в Фергане (1989) и в Ошской области Киргизии (1990), где жертвами национальной розни стали сотни невинных людей. Накалились взаимоотношения правительства Грузии с Абхазией и Южной Осетией, причем конфликт с последней вылился в 1991 г. в вооруженные столкновения. Тяжелая обстановка сложилась в Молдавии и Прибалтике. Там нарастала напряженность между коренным и русскоязычным населением.
Решающее значение для исхода начавшейся «войны законов» имело то обстоятельство, что республиканским элитам удалось связать собственные интересы с интересами широких слоев населения, которые выражали несогласие с существовавшей формой взаимоотношений субъектов формально федеративного, а на деле унитарного Союза.
На протяжении десятилетий центр систематически перекачивал материальные и финансовые средства из России в национальные республики, стремясь где ускорить развитие отсталых регионов, где «умиротворить» народы, насильно включенные в состав советской империи, более высоким (по сравнению с общесоюзным) уровнем жизни. Но, превратив Россию в «донора» и обескровив ее, руководство СССР так и не смогло снять напряжение в межнациональных отношениях. Немалую роль здесь играли и чрезмерный централизм в управлении, и навязывание союзными органами своих установок в области использования природных ресурсов, экономического, социального и демографического развития республик без должного учета их собственных интересов, и многочисленные факты неуважения национальной культуры, языка, обычаев. Жесткая реакция союзных властей на любой всплеск национальных чувств только еще больше загоняла их в подполье и таким путем создавала эффект тлеющего торфяного болота. На поверхности было все спокойно, звучали бравурные речи о дружбе народов, а внутри не затухали очаги межнациональной розни, непонимания и разногласий.
Сыграло на руку местным правящим элитам и конституционное оформление большевистского «наследия» в области национально-государственного строительства. Как мы знаем, коммунистическую идеологию пронизывала идея о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Единое государство — СССР — во всех Конституциях начиная с 1924 г. официально рассматривалось в качестве «добровольного союза суверенных советских республик», обладающих правом свободного выхода из него (ни в одном государстве мира никакая его часть не имеет конституционного права на отделение и образование самостоятельного государства). Закрепленное в Конституции территориально-государственное размежевание внутри страны, хотя проводилось волевыми решениями центра и не следовало строго национальному принципу, в конечном счете основывалось именно на нем — каждая из союзных республик создавалась на базе крупной «титульной» нации, дававшей субъекту СССР свое историческое имя. Республиканские органы власти и управления, мало отличавшиеся по реальным полномочиям от аналогичных органов в областях Российской Федерации, имели тем не менее все атрибуты собственной суверенной государственности: законодательные (Верховные Советы, позднее — съезды народных депутатов), исполнительные (Советы Министров), судебные (Верховные суды), министерства ит. д.
По мере ослабления КПСС — несущей конструкции союзного государства эти конституционные положения начали с нараставшей силой работать против центра, создавая, помимо прочего, благоприятный международ- но-юридический фон для его развала.
Оказавшись под перекрестным огнем критики политических оппонентов с левого (ортодоксально-марксистского) и правого (либерально-демократического) флангов, а также руководства республик, горбачевская администрация вяло, теряя инициативу, перешла с весны 1990 г. ко второму этапу политических реформ. Постепенно они распространились и на сферу государственного устройст- иа СССР. Отличительными чертами этого этапа были:
— признание сдвигов в общественных настроениях, в реальной расстановке политических сил и их законодательное оформление (принятие в августе 1990 г. закона о печати, где на государственном уровне провозглашалась свобода средств массовой информации и недопущение их цензуры, отмена статьи 6 Конституции СССР, закреплявшей «руководящую и направляющую» роль КПСС, начатая с 1991 г. официальная регистрация политических партий и др.);
— введение новой высшей государственной должности — Президента СССР и концентрация властных полномочий в президентском аппарате за счет союзных советских структур (Съезда народных депутатов и Верховного Совета), терявших контроль над ситуацией в стране и авторитет в обществе. III Съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. избрал Президентом СССР М. С. Горбачева;
— прямые переговоры Президента СССР с руководством республик о заключении нового союзного договора.
Перелом в духовной жизни общества. Огромное влияние политика гласности оказала и на сферу культуры. В стране возникают десятки, затем тысячи независимых газет и журналов. Ключом забила энергия «прорабов перестройки» — публицистов из числа малоизвестных ранее философов, экономистов, историков, журналистов.
Именно публицистичность, обращение к острым общественно значимым темам стали одной из главных черт культуры тех лет. В 1987 г. в журналах была напечатана серия статей о прошлом, настоящем и будущем России: И. М. Клямкина. «Какая улица ведет к храму?»; В. И. Се- люнина и Г. Н. Ханина. «Лукавая цифра»; Н. П. Шмелева. «Авансы и долги». Эти и другие публикации вызвали большой интерес новизной фактов и разоблачительным пафосом. В них ставился ключевой вопрос о содержании пройденного страной в XX в. пути и правильности избранной в 1917 г. модели развития.
Читатели получили возможность приобщиться и к творческому наследию ученых и литераторов, считавшихся прежде сугубо реакционными, покинувших страну, репрессированных или высланных за рубеж в годы Советской власти. Среди них знаменитые русские философы В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, писатели Д. С. Мережковский, В. В. Набоков, Е. И. Замятин, поэты Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, И. А. Бродский. Широко публиковались книги А. И. Солженицына и других диссидентов. Появились и новые произведения, в художественной форме осмысливавшие феномен сталинизма и его трагическое влияние на общество: романы В. Д. Дудинцева «Белые одежды», А. Н. Рыбакова «Дети Арбата», повести Д. А. Гранина «Зубр», А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая», А. В. Жигулина «Черные камни».
Раскованнее становится радио- и телевещание. Небывало широкую аудиторию собирали телевизионные публицистические передачи «Взгляд», «До и после полуночи», «Двенадцатый этаж», «Пятое колесо». В них журналисты обращались к самым жгучим и волнующим темам насущного времени: война в Афганистане, проблемы молодежи, преступности, наркомании, экологические катастрофы.
Бурные перемены происходили в кинематографе. С полок были сняты более сотни ранее запрещенных к показу фильмов таких известных мастеров, как А. А. Тарковский, А. Г. Герман, А. С. Михалков-Кончаловский, Э. М. Климов. На экранах появились новые ленты, где переосмысливались исторические и нравственные устои жизни общества в советскую эпоху («Покаяние» режиссера Т. Е. Абуладзе, «Холодное лето 53-го» А. А. Прошкина и др.), документально-публицистические фильмы С. С. Говорухина «Так жить нельзя», Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым?», М. А. Голдовской «Власть Соловецкая».
В те годы изменялся и театр. Характерным стало широкое развитие студийного движения. Интерес зрителей привлекли театральные эксперименты С. Е. Кургиняна (театр- студия «На досках»), М. Г. Розовского (театр-студия «У Никитских ворот») и др. Свойственная времени публицистичность нашла яркое отражение в популярных спектаклях режиссера М. А. Захарова в Театре им. Ленинского комсомола. Поставленные на его сцене пьесы драматурга М. Ф. Шатрова «Диктатура совести», «Синие кони на красной траве» по-новому освещали покрытые хрестоматийным глянцем события революции 1917 г.
В консерваториях зазвучала музыка опальных композиторов А. Г. Шнитке, Э. В. Денисова, С. В. Губайдуллиной. Из полуподпольных «рок-лабораторий» брежневской поры на открытую сцену вышли представители советской «неформальной музыки» («Наутилус», «Агата Кристи», «Аквариум», «Кино», «Гражданская оборона» и др.). Отличительной чертой этих музыкантов был нонконформизм, стремление громко заявить о проблемах, волнующих молодежь. Ценители прекрасного смогли вновь увидеть картины П. Н. Филонова, К. С. Малевича, В. В. Кандинского. В художественных галереях появились полотна художников- постмодернистов. Многие современные мастера обратились к историческим сюжетам. Среди них особой популярностью пользовался художник И. С. Глазунов с его масштабными философическими полотнами «Вечная Россия», «Сто веков», «Воскрешение Лазаря».
Веховым событием в духовной жизни общества стал отказ государства от агрессивного атеизма, официально закрепленный законом «О свободе совести и религиозных организациях» (1900). Возрождению интереса к религии и церкви способствовало празднование в 1988 г. тысячелетия Крещения Руси. В стране начали восстанавливать ранее разрушенные и открывать новые православные храмы, мусульманские мечети, иудейские синагоги, буддийские пагоды. В январе 1991 г. в число национальных праздников страны был включен день Рождества Христова, что явилось признанием важности религиозных традиций в общественной жизни.
Однако далеко не все происходившие в сфере культуры процессы были позитивными. Сближение с Западом часто выливалось в безоглядное увлечение его далеко не лучшими «достижениями». С экранов кинотеатров и телевизоров, с театральных подмостков широко демонстрировались ленты и постановки, основным содержанием которых были пропаганда культа насилия, эротика и откровенная порнография, не ограниченная моралью страсть к наживе. Тем самым наносились ощутимые удары по эстетическим и нравственным устоям советского общества.
Объясните значение понятий и выражений: «человеческий фактор», разгосударствление собственности, бюджетный дефицит, «народный фронт», «интерфронт», «война законов», дезинтеграция.
□ 1. Сопоставьте различные мнения о причинах и результатах перестройки. Обоснуйте свою точку зрения: была ли у политического лидера СССР концепция преобразований? Какие факторы повлияли на развитие процесса радикального реформирования общества? 2. Систематизируйте информацию по проблеме «СССР в годы перестройки». Начните заполнение таблицы:
Сферы преобразований | Сущность | Результаты |
Экономическая | ||
Партийно-государственная | ||
Духовная | ||
Межнациональные отношения | ||
Внешнеполитическая |
3. Нарисуйте схему «Осуществление государственной власти в стране в результате политической реформы 1989 г.». 4. Проведите интервью с современниками перестройки. Выслушайте их мнение о положительных и отрицательных сторонах этого процесса. На основании материала учебника и источников определите значение периода перестройки в истории. Напишите эссе «Перестройка: факты и мнения».
ш
Распад СССР
Проблема. Распад СССР: закономерное явление или результат стечения обстоятельств?
Вспомните значение понятий: референдум, ГКЧП, СНГ. Ответьте на вопросы. 1. Когда возник СССР? Вспомните основные вехи в его развитии. 2. Каких лидеров независимых государств, возникших после распада СССР, вы знаете?
«Новоогаревский процесс». Переговоры М. С. Горбачева с лидерами союзных республик о заключении нового Союзного договора начались в президентской резиденции Ново-Огарево в апреле 1991 г. после того, как центр исчерпал свои возможности по силовому давлению на местные власти (в апреле 1989 г. — в Тбилиси, в январе 1990 г. — в Баку, в январе 1991 г. — в Вильнюсе и Риге). В то же время прошедший в марте 1991 г. первый в советской истории всесоюзный референдум давал М. С. Горбачеву и его сподвижникам надежду, что «глас народа» будет услышан республиканскими политиками: из 185,6 млн полноправных граждан проголосовали 148,6 млн, 76,4% которых высказались за «сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик».
В переговорах с Президентом СССР согласились участвовать руководители девяти из пятнадцати союзных республик. Они почти единодушно выступили против позиции М. С. Горбачева, стремившегося сохранить единое многонациональное государство на основе реальной федерации ее субъектов.
К августу 1991 г. с трудом удалось подготовить компромиссный и согласованный лишь в общих чертах проект союзного договора. Согласно ему, республики получали значительно больше прав, центр из управляющего превращался в координирующий. Реально у него в руках оставались лишь вопросы обороны, финансов, внутренних дел и в урезанном виде — налоговой и социальной политики. Часть вопросов находилась в совместном ведении (принятие новых законодательных актов, определение налоговых отчислений в пользу центра и основных направлений их расходования). Все остальные властные полномочия передавались исключительно республикам. Главы их правительств получали возможность участвовать в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса.
Подписание договора было намечено на 22 августа. Но оно так и не состоялось.
L |
Размышляя над вопросом о причинах распада СССР, обратитесь вновь к материалу § 18.
Ш
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Горком закрыт... Фотография. 1991 г.
Августовский путч. В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. произошло выступление консервативного крыла в высшем руководстве СССР. Его не устраивали проект союзного договора, наделявший центр призрачной властью, утрата действенного контроля над республиканскими Верховными Советами и правительствами. В отсутствие М. С. Горбачева (он отдыхал в Крыму) был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП). В него вошли вице-президент СССР Г. И. Янаев, премьер В. С. Павлов, министр обороны Д. Т. Язов, министр внутренних дел Б. К. Пуго, председатель КГБ В. А. Крючков и др. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных районах СССР, о расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г., о приостановлении деятельности оппозиционных партий, о запрете митингов и демонстраций, о контроле над средствами массовой информации. В Москву вошли войска.
kfiMM |
fQpfCQM |
Население страны в целом сохраняло спокойствие. Продолжалась работа шахт, заводов, фабрик, учреждений, транспорта, в деревне — уборка скудного урожая. Лишь в Москве, а затем и в некоторых других крупных городах России Президенту РСФСР Б. Н. Ельцину (избран на этот пост всенародным голосованием в июне 1991 г.) удалось организовать тысячи своих сторонников на активное сопротивление мерам ГКЧП (митинги протеста, строительство баррикад у здания Верховного Совета РСФСР и т. п.). Однозначно проельцинские позиции за
няли представители частного сектора экономики. В условиях, когда ГКЧП практически бездействовал, этого оказалось достаточно для ликвидации путча. 22 августа члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота. Через несколько дней аресту подвергся председатель Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов.
Сразу после упразднения ГКЧП Президент РСФСР Б. Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе, что неизбежно повлекло за собой ликвидацию КПСС как единой общесоюзной партии. Одновременно нарастал процесс раздробления СССР. Уже в августе три балтийские республики заявили о своем выходе из СССР. Президент М. С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода. Очередной Съезд народных депутатов СССР (конец августа — начало сентября 1991 г.) объявил о самороспуске.
Создание СНГ. М. С. Горбачев, отказавшись от поста генерального секретаря ЦК КПСС, продолжал бороться за союзный договор, получая ограниченную поддержку лишь от лидеров Белоруссии, Казахстана и среднеазиатских республик. В сентябре по инициативе Горбачева началась проработка идеи образования вместо СССР Союза суверенных государств, который должен был представлять собой фактически конфедерацию, но с институтом единой президентской власти (весьма урезанной). По сути, это была последняя попытка центра, агонизирующего под мощным давлением рвущихся к безраздельной власти республиканских правящих элит, предотвратить бесконтрольный развал СССР и неизбежные бедствия миллионов простых людей. История рассудила по-своему.
8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельцин, JI. М. Кравчук, С. С. Шушкевич) объявили о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт вошел в историю как Беловежское соглашение.
I |
Листок из архива. Заявление глав государств Белоруссии,
России и Украины от 8 декабря 1991 г.
«Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины:
— отмечая, что переговоры о подготовке нового союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом;
— констатируя, что недальновидная политика центра привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев общества;
— принимая во внимание возрастание социальной напряженности во многих регионах бывшего Союза ССР, что привело к межнациональным конфликтам с многочисленными человеческими жертвами;
— осознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономических реформ, заявляем об образовании Содружества Независимых Государств, о чем сторонами 8 декабря 1991 г. подписано соглашение. Содружество Независимых Государств в составе Республики Беларусь, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств- членов Союза ССР, а также для иных государств».
? Как оценивают лидеры трех республик причины распада СССР? Какую цель ставят они перед СНГ?
В принятом тогда же «Соглашении о создании СНГ» заявлялось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Однако формально Союз продолжал существовать, так как о выходе из него не заявили другие республики, являвшиеся по Конституции соучредителями единого государства наравне с Россией, Украиной и Белоруссией. Поэтому с международно-правовой точки зрения СССР исчез с политической карты мира 21 декабря 1991 г., когда в Алма-Ате к Беловежскому соглашению присоединились главы еще восьми республик (Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), поставленные перед свершившимся фактом. 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.
Листок из архива. Обращение M. С. Горбачева к народу от 26 декабря 1991 г.
«Считаю нужным высказать свою оценку пройденного с 1985 г. пути... Ликвидирована тоталитарная система, лишившая страну возможности давно стать благополучной и процветающей. Совершен прорыв на пути демократических преобразований. Реальными стали свободные выборы, свобода печати, религиозные свободы, многопартийность... Началось движение к многоукладной экономике, утверждается равноправие всех форм собственности... Мы живем в новом мире: покончено с «холодной войной», остановлена гонка вооружений и безумная милитаризация страны, изуродовавшая нашу экономику, общественное сознание, мораль... Все эти изменения потребовали огромного напряжения, проходили в острой борьбе, при нарастающем сопротивлении сил старого, отживавшего, реакционного... Они наталкивались на нашу нетерпимость, низкий уровень политической культуры, боязнь перемен... Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы — наследники
В |
великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни».
? Как оценивает итоги перестройки Президент СССР?
Объясните значение понятий и выражений: «новоогарев- ский процесс», путч, конфедерация, Беловежское соглашение.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
□ 1. Проанализируйте политику правящей партии и Советского государства в области межнациональных отношений в 1917—1991 гг. 2. Составьте план-перечисление: «Факторы, способствовавшие распаду СССР». 3. В чем сущность и последствия политического кризиса 18—21 августа 1991 г.?
Ф Внешняя политика СССР.
Завершение «холодной войны»
Проблема. Насколько успешной была внешняя политика СССР в брежневскую эпоху и в эпоху перестройки? Вспомните значение понятий: «доктрина Брежнева», разрядка международной напряженности, новое политическое мышление.
Ответьте на вопросы. 1. Какое событие происходило в 1975 г. в Хельсинки? 2. Чем известен в истории нашей страны А. Д. Сахаров? 3. В какой период истории нашей страны и кем было провозглашено новое политическое мышление как основа международных отношений?
Брежневская дипломатия. На фоне провальной внутренней политики внешнеполитическая деятельность брежневской администрации воспринимается как довольно динамичная и результативная (во всяком случае, до конца 70-х гг.).
Активно развивались отношения в рамках социалистического содружества. В 1971 г. по линии СЭВ была принята комплексная программа социально-экономической интеграции. По-прежнему она базировалась на промышленном потенциале и ресурсах СССР. Постепенно нормализуются отношения с Китаем, крайне обострившиеся в конце 60-х гг. — вплоть до вооруженных конфликтов на амурском острове Даманский. Коммунистическое руководство Северного Вьетнама с помощью СССР вынудило покинуть полуостров американские экспедиционные войска, сражавшиеся на стороне южновьетнамского режима, и объединило в 1976 г. две части страны.
И все же, как и раньше, до полной стабильности в содружестве было далеко. В ответ на попытку демократического «обновления социализма» в Чехословакии в 1968 г. члены ОВД во главе с СССР осуществили военное вторжение в эту страну. По горячим следам чехословацких событий советский лидер откровенно сформулировал тезис о неполном (в отношениях с СССР) суверенитете социалистических государств. В кругах мировой общественности он получил название «доктрина Брежнева».
Листокиз архива. «Советский Союз, — заявил Л. И. Брежнев в 1969 г., — сделал немало для реального укрепления суверенитета, самостоятельности социалистических стран... Но известно, что существуют и общие закономерности социалистического строительства, отступление от которых могло бы повести к отступлению от социализма, как такового. И когда внутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются повернуть развитие какой-либо социалистической страны в направлении реставрации капиталистических порядков, когда возникает угроза делу социализма в этой стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом, это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран. Понятное дело, такая акция, как военная помощь братской стране для пресечения угрозы социалистическому строю, — это мера чрезвычайная, вынужденная».
? Определите сущность «доктрины Брежнева». Какие события повлияли на ее формирование?
В 1979 г. вспыхнула война между Китаем и Вьетнамом из-за спорных территорий, вскоре благополучно закончившаяся благодаря вмешательству СССР на стороне Ханоя. Через год начался перманентный политический кризис в Польше.
Что касается мировых систем социализма и капитализма, то они на рубеже 60—70-х гг. вступили в новую полосу взаимоотношений, получившую название «разрядка международной напряженности». Она была вызвана к жизни рядом глобальных по своему значению факторов:
— Советский Союз к тому времени добился ценой гигантских затрат сил и материальных ресурсоввоенно-стратегического паритета с США, что несколько ослабило позиции воинственных сил в правящих кругах западных государств. Все более широко осознавался тот факт, что в ядерной войне не может быть победителей;
— становилась невозможной и широкомасштабная «обычная война». Практически неизбежное в этом случае разрушение атомных реакторов, а их в мире насчитывалось свыше 20 тыс., привело бы к результатам, сопоставимым с ядерной войной;
— углублялась взаимная заинтересованность как капиталистических, так и социалистических стран в развитии экономических связей. Запад переживал тогда острый энергетический кризис и надеялся смягчить его за счет крупных поставок нефти и газа из СССР. Советское же правительство стремилось расширить доступ к передовым западным технологиям и обеспечить мощную валютную подпитку собственных экономических программ.
Разрядка в Европе началась с государственного визи-
в СССР летом 1966 г. одного из западных лидеров — юзидента Франции Ш. де Голля. Традиционные связи ;ух стран укрепило соглашение о принципах сотрудни- (ства между СССР и Францией, подписанное в 1971 г.
В 1970 г. был заключен договор Советского Союза с едеративной Республикой Германии, где к власти пос- > долгого правления блока консервативных партий >ишло социал-демократическое правительство канцле- l В. Брандта. ФРГ официально отказалась от требова- 1Й к Москве вернуть ей Восточную Пруссию, ставшую 1945 г. Калининградской областью РСФСР. В обмен 1нцлер добился от JI. И. Брежнева согласия не препят- вовать мирному объединению двух государств на не- щкой земле, если для этого возникнут в будущем соот- тствующие условия.
Через два года правительство В. Брандта признало JP, до того неизменно рассматриваемую ФРГ не иначе 1К «советскую зону оккупации». Оба германских госу- LpcTBa были приняты в ООН. Еще раньше, в 1970 г., РГ признала западные границы Польши, сняв тем мым территориальные претензии к этой стране. 1973 г. последовало подписание договора между Запад- )й Германией и Чехословакией. Его стержнем было >ъявление мюнхенского сговора 1938 г. недействитель- >im с самого начала.
Путем установления в 1971 г. четырехстороннего со- [ашения СССР, США, Англии и Франции отчасти разбился спорный западноберлинский вопрос. Великие >ржавы заявили, что Западный Берлин не принадлежит РГ и последняя должна свернуть там политическую >ятельность.
Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновле- *е советско-американских встреч на высшем уровне, ходе их были достигнуты первые соглашения об отражениях в наращивании стратегических вооружений
1971 г. — по ОСВ-1, в 1978 г. — по ОСВ-2) и подзем- >ix испытаниях ядерных зарядов. Был также заключен >говор по противоракетной обороне (ПРО). Согласно ему, каждая из сторон могла иметь право на оборудование одной зоны ПРО в жизненно важных районах.
В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе лидеров тридцати трех европейских стран, США и Канады. Подписанные там документы утверждали основные принципы во взаимоотношениях государств-участников: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, добросовестное выполнение обязательств по международному праву. (Позднее участники совещания учредили на постоянной основе Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе — ОБСЕ.)
Москва расценила Хельсинкское соглашение не только как торжество сил мира и разума, но и как свою крупную победу. Хельсинки-75 считались логическим завершением курса Ялты-45. Ведущие капиталистические страны, включая США, признали сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу, раскол континента на два блока. Казалось, доктрина «отбрасывания коммунизма» потерпела поражение. Но последующие события показали, что это было самообманом брежневской администрации. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила форму, стала более утонченной.
В целом полоса разрядки принесла неоднозначные плоды. Значительно окрепли и расширились политические, экономические и культурные связи между странами Запада и Востока. Достаточно сказать, что удельный вес развитых капиталистических государств во внешнеторговом обороте СССР вырос с 15% в 1960 г. до 33,6% в 1980 г. Однако в те годы так и не удалось переломить тенденцию к гонке вооружений.
Американские стратеги, публично рассуждая о необходимости сдерживания советских геополитических и идеологических амбиций, на деле преследовали цель экономического истощения СССР и подрыва его влияния в мире. Советское правительство, в свою очередь, оказалось неспособным переступить через сложившиеся стереотипы (обеспечение международной безопасности и равновесия сил посредством наращивания боевой мощи Организации варшавского договора) и объективно играло на руку натовским «ястребам».
70-е годы были временем самых интенсивных советских усилий в создании и накоплении всех видов вооружений. СССР фактически превзошел США по численности армии, количеству (но далеко не всегда по качеству) танков, самолетов, подводных ло-
I |
док, стратегических и тактических ракет. Подобные действия подрывали доверие к Москве у умеренного крыла западных политиков, постоянно подпитывали пропагандистский тезис о «советской угрозе» и катастрофическим образом отражались на экономике страны. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в три-четыре раза, а затраты на вооружение были равноценны.
Противоречивые результаты давала и политика брежневского руководства в странах «третьего мира». В середине 70-х гг. рухнула последняя колониальная империя: бывшие португальские колонии — Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау обрели независимость. Естественным было желание Москвы наладить взаимовыгодное сотрудничество с этими и другими развивающимися странами. Но военно-блоковая логика, стремление увеличить число союзников, продемонстрировать правоту тезиса об исторической неизбежности «триумфального шествия социализма» по планете привели к неразборчивости в выборе политических партнеров, к установлению союзнических отношений с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия).
Следует отметить, что такую же блоковую политику проводили и США, поддерживая реакционные режимы, отличавшиеся антикоммунистическими и антисоветскими ориентирами. Эти действия порождали бесчисленные конфликты, дестабилизировали разрядку, возрождали атмосферу жесткого противостояния.
К началу 80-х гг. СССР, оказывавший странам «третьего мира» колоссальную (исчисляемую многими десятками миллиардов долларов) экономическую и военную помощь, существенно расширил там сферу своего влияния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфиопии и в ряде других государств утверждаются просоветские правительства.
В целях удержания своих позиций в Афганистане Москва в 1979 г. приняла решение о введении туда «ограниченного контингента советских войск» (около *!00 тыс. человек). СССР оказался втянутым в кровопролитную войну, развернувшуюся в маленькой азиатской стране с патриархально-родовым укладом жизни.
Листок из архива. Открытое письмо академика А. Д. Сахарова Л. И. Брежневу (1980).
«Я обращаюсь к Вам по вопросу чрезвычайной важности — об Афганистане. Как гражданин СССР и в силу своего положения в мире я чувствую свою ответственность за происходящие трагические события... Военные действия в Афганистане продолжаются уже семь месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев — не только партизан, но главным образом мирных жителей — стариков, женщин, детей... Также не подлежит сомнению, что афганские события кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде... Внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны (особенно губительная в условиях экономических трудностей), не осуществляются жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут выйти из-под контроля».
? В чем заключались требования А. Д. Сахарова? Определите внешние и внутренние причины, которые заставили его выдвинуть это требование. Можно ли, по вашему мнению, считать позицию Сахарова гражданской, патриотической?
Вооруженное вмешательство Советского Союза во внутренние дела Афганистана было крайне болезненно воспринято в мире (его осудило подавляющее большинство членов ООН) и повлекло за собой новое резкое обострение отношений между капиталистическими и социалистическими государствами. Воспользовавшись тем, что советское руководство без особой необходимости установило в ГДР и Чехословакии в середине 70-х гг. ракеты средней дальности с ядерными боеголовками (они не подпадали под соглашения по ОСВ), США в начале следующего десятилетия разместили в Западной Европе крылатые ядерные ракеты, способные за считанные минуты поразить жизненные центры СССР. Вашингтон приступил также к разработке программы «звездных войн» (размещение оружия в космосе). Оперативно было сформулировано и идеологическое обеспечение подобных милитаристских действий — доктрина «ограниченной ядерной войны», предусматривавшая нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и органам управления потенциального противника.
Дать ответ на новый виток наращивания новейших вооружений одряхлевшая советская система государственного социализма не могла. Было ясно, что СССР ужо задыхается в безостановочной гонке за ядерным и технологическим паритетом.
Новое мышление в международных делах. Придя к власти, горбачевская администрация подтвердила традиционные приоритеты СССР в сфере внешней политики. Но уже на рубеже 1987—1988 гг. в них вносятся принципиальные коррективы в духе провозглашенного к тому времени М. С. Горбачевым «нового политического мышления».
Поворот в советской дипломатии диктовался насущной потребностью придать свежий импульс внешней политике СССР, зашедшей по многим серьезным позициям в тупик (реальная опасность очередного и вконец разорительного для страны витка «холодной войны», бремя безвозмездной «интернациональной помощи» всякого рода революционным и антиимпериалистическим силам, бесперспективная война в Афганистане и др.).
Основные принципы нового политического мышления сводились к следующему:
— отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым;
— объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;
— отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).
Характерной чертой нового этапа советской дипломатии были ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем. Заключенные с США Договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (июль 1991 г. — соглашение об ОСНВ-1) положили начало тенденции к сокращению ядерного оружия в мире — правда, в немалой степени за счет ракетного потенциала СССР.
Одновременно продвинулись вперед многолетние переговоры по снижению уровня обычных вооружений. В ноябре 1990 г. было подписано соглашение об их значительном сокращении в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных Вооруженных сил на 500 тыс. человек.
Успешное развитие отношений с капиталистическими странами затронуло и Японию, чему в немалой степени способствовал визит М. С. Горбачева в апреле 1991 г. в Токио. Советская делегация проявила готовность ожи- иить двусторонние связи и официально признала сущест- иование территориального вопроса — о государственной принадлежности четырех островов Южно-Курильской гряды.
Новые внешнеполитические подходы СССР позитивно проявили себя в деле ликвидации ряда очагов международной напряженности, локальных вооруженных конфликтов. За май 1988 — февраль 1989 г. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана, после чего II Съезд народных депутатов СССР признал «необъявленную войну» против соседней, прежде дружественной страны грубой политической ошибкой. За нее заплатили жизнями свыше 15 тыс. солдат и офицеров Советской армии. Горбачевская дипломатия приложила много усилий к прекращению гражданской войны в Анголе, Камбодже и Никарагуа, образованию там коалиционных правительств из представителей противоборствующих сторон, к преодолению путем серьезных политических реформ режима апартеида в Южно-Африканской Республике, поиску справедливого решения палестинской проблемы, долгое время омрачавшей отношения Израиля и арабских государств.
Закрепляется поворот в лучшую сторону в советско- китайских отношениях. Пекин выдвигал в качестве условий для этого вывод советских воинских континген- тов из Афганистана и Монголии, а вьетнамских — из Камбоджи. После их выполнения Москвой и визита М. С. Горбачева в Китай весной 1989 г. между двумя великими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.
Этот же год явился переломным в отношениях СССР со своими партнерами по социалистическому содружеству. Начался форсированный (и социально не обеспеченный) вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе. На опасения лидеров соцстран, что решения, диктуемые новым политическим мышлением, могут повлечь за собой дестабилизацию там общественно-политической обстановки, горбачевская администрация ответила экономическим давлением, переведя хозяйственные взаиморасчеты с союзниками на свободно конвертируемую валюту. Это обострило отношения между странами — членами СЭВ и подтолкнуло к быстрому развалу не только их экономического, но и военно-политического союза. Официально роспуск СЭВ и ОВД был оформлен весной 1991 г.
С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских социалистических странах происходит серия народных революций, в результате которых власть переходит мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) от компартий к национально-демократическим силам. В Югославии входившие ранее в федерацию Хорватия и Словения объявили себя независимыми республиками, Сербия и Черногория остались
| |
в составе Югославии, а в Боснии и Герцеговине развернулись затяжные военные действия на почве национально-территориального размежевания.
Нашел свое окончательное решение и «германский вопрос». На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Москве М. С. Горбачев заявил, что «канцлер может взять дело объединения Германии в свои собственные руки». Не встретило принципиальных возражений у Горбачева и предложение Коля о вхождении объединенной Германии в НАТО, что положило конец колебаниям в правящих кругах Вашингтона и Бонна, ранее не исключавших, по признанию госсекретаря США Дж. Бей- кера, «возможности того, что Германия будет в конечном счете иметь несколько более аморфные связи с Северо- Атлантическим союзом, чем полное членство — по примеру Франции, которая связана с НАТО политически, но не в военном плане». В марте 1990 г. в ГДР были проведены многопартийные выборы. Победу на них одержал блок буржуазно-консервативных партий. В ноябре того же года эта бывшая социалистическая республика влилась в состав ФРГ, сохранившей полноправное членство в Северо-Атлантическом союзе.
Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Европейский союз.
Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро терял инициативу в международных делах и вошел в русло внешней политики стран НАТО.
Ухудшение экономического положения Советского Союза, заметно обострившееся из-за обвального снижения поставок по линии бывшего СЭВ, побудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990—1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к ведущим державам мира, так называемой «семерке» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).
В эти годы Запад оказал СССР гуманитарную помощь продовольствием и медикаментами (правда, она в основном осела в номенклатурных кругах или прилипла к рукам дельцов коррумпированной торговой сети). Серьезной же финансовой помощи не последовало, хотя «семерка» и Международный валютный фонд обещали ее М. С. Горбачеву. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм, и все меньше верили в политическую дееспособность Президента СССР.
Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».
Листок из книги современных историков. «Романтизм» горбачевских внешнеполитических представлений не был поддержан ведущими политиками Запада, оставшимися верными традиционным представлениям, что сила (не только военная, но и геополитическая, экономическая, идеологическая, дипломатическая), а не «добрая воля» пока еще решает в конечном счете судьбы мира, хотя и диапазон возможностей доброй воли, мирового общественного мнения в последние годы неизмеримо расширился... Горбачев, конечно, этого не хотел, но получилось именно так: когда 5 июля 1991 г. ему вручалась международная Нобелевская премия мира, СССР стоял на грани распада, в нем бушевали политические, социальные, межнациональные бури. И люди, разбуженные перестройкой, уже не хотели следовать в русле выдвинутого новым нобелевским лауреатом положения о приоритете общечеловеческих ценностей и интересов над интересами социальными, национальными, политическими, религиозными. И именно эта несостыковка желаемого и действительного во многом породила масштаб, характер, остроту тех проблем и трудностей, которые, доставшись в наследство от СССР, выпали на долю современной России».
? Как оценивает внешнюю политику М. С. Горбачева автор? Согласны ли вы с его точкой зрения?
Объясните значение понятий и выражений: военно- стратегический паритет, ОСВ-1, ОСВ-2, ПРО, ОБСЕ, ОСНВ-1.
□ 1. Сравните основные принципы внешней политики СССР в эпоху Брежнева и Горбачева. Конкретизируйте принципы нового политического мышления примерами из деятельности советской дипломатии в 1987— 1991 гг. 2. Какую роль сыграла афганская война в истории СССР? в развитии международных отношений? 3. Закончите заполнение таблицы «СССР в годы перестройки». 4. Как связаны между собой перестройка в СССР и социально-политические изменения в странах Восточной Европы? 5. Напишите эссе на тему «Проблема войны и мира в годы перестройки».
А. Лентулов. Василий Блаженный. 1913 г.
В. Кустодиев. Большевик. 1920 г. |
А. Рылов. В голубом просторе. 1918 г. |
А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1927 г.
Р. Фальк. Красная мебель. 1920 г. |
П. Филонов. Рабочий в кепке. 1934 г. |
К. Малевич. Девушка с красным древком. 1932—1933 гг.
И. Пуни. Синтетический музыкант. 1921 г.
В. Татлин. Матрос. 1911 г.
В. Татлин. Модель памятника III Интернационалу. Проект. 1919 г.
Доходный дом 3. А. Перцовой в Москве. Архитектор Н. К. Жуков. 1905-1907 гг. |
Фрагмент здания гостиницы «Метрополь» в Москве. Архитекторы В. Ф. Валькот и Л. Н. Кекушев. Керамическое панно художника А. Я. Головина. 1889-1905 гг.
F
Клуб имени Русакова в Москве. Архитектор К. С. Мельников. 1927-1929 гг.
Обелиск покорителям космоса. Москва. |
П. Корин. Александр Невский. Средняя часть триптиха. 1942
в. Попков. Шинель отца. 1972 г.
СТОКГОЛЬМ
Хельсинки •г Таллин |
ПЕТРОГРАД |
Вологда Кострома |
Вятка |
Рига Вышний Волочек.
v. n ' '
Елгава Г"-
Ь
C^JaS^" Л^фронт
Вильнюс
тиг
гТорунь , .
Гродно Минск
7 V Варшав^^/уздпддный
Лодзь _ п * ы М'^^Брест-Литовскл 1 ФРОнт
и
Гомель
/ А %цк
MbUb /ЮГО-ЗАПАДНЫЙ
с 1916 rv Одесса |
Львов » Kmpi
flepei
Львов f;' фронт Киев Каменец-
Р У м ы н И Я
БУХАРЕСТ
СООИЯ БОЛГАРИЯ
//
° _ СТАМБУЛ С
Af А н С К А Россия и ее союзники Германия и ее союзники Действия войск России
Действия германо-австрийских войск
Линия наибольшего продвижения русских войск в Восточной Пруссии в августе 1914г.
zznz: Линия фронта к концу 1914 г.
— = = Линия фронта к концу 1915 г.
Наступление русских войск 22.V-31.VII1916 г. (Брусиловский прорыв)
Контрудары противника
Грозный f ^Тбилиси
ofUr*
Эрзурум
ч
я ы \ \
\
^ и я
|',', |', | ]', Линия фронта к концу 1916 г.
Центры забастовочного движения с 1914 г. по февраль 1917 г.
Революционные выступления ^ в армии и на флоте в начале 1917г.
Кинешма |
Ярославль |
ТвеРь вИо=свк.Шуя .Сормово Казань Владимир . Ковров -Ниж Новгород МОСКВА Орехово- # Ярцево * Коломна * Зуево Кулебаки 9 Касимов Симбирск Бежица тула • Пенза |
Брянск |
Курск |
Саратов |
Воронеж |
Сумы Г |
* Харьков ,„„„„ Подольский Г Кременчуг АВСТРО- Краматорская ВЕНГРИЯ V \ Екатеринослав • ^ • Луганск |
^ Царицын |
Кривой Рог Горловка ^ ^Новочеркасск N \ Хрумынский^. • Енакиево Г» Л/ ^ ФРОНТ Николаев Таганрог* в" Ростов-на-Дон 1916.0 #Херсон Азов |
i-Дону Астрахань ^Ставрополь |
Екатеринодар ^ ^ Симферополь с „ Армавир Севастополь Новороссийск Майкоп Пятигорск |
Батуми |
Ереван РАН |
Февральская революция в России 27.II 1917 г. ффф Линия фронта к концу 1917 г.
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917г. УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Архангельск
Великий Устюг
ПЕТРОГРАД Череповец
Новгород -Вятка
Ярославль • Кострома
Ниж. Новгород |
Казань |
Тверь Иваново-Вознесенск
•Вологда
Даугавпилс
D л МОСКВА,
Владимир |
Уфа |
Минск |
• Симбирск щ/ • Самара Сызрань |
V и I |
Могилев |
Рязань |
Тула Орел Курск* |
Пенза Тамбов |
Оренбург Уральск ж • ^ Актюбинск |
Саратов |
Харьков |
Царицын |
Екатеринослав а Луганск |
АВСТРО- ВЕНГРИЯ |
•"Ханская Ставка Астрахань * . 1 |
\ \ |
Витебск. с ленск *
Вильнюс
^Калуга
Гродно Варшава
, Люблин 1 * Гомель
Чернигов
Житомир "УК— ^Воронеж
П * <8? Каменец- Подольский
Кишинев Николаев' Таганрог
^ Херсон * У Новочеркасск Одесса Мариуполь Ростов-на-Дону
БУХАРЕСТ |
РУ |
СТАМБУЛ |
1 Бахчисарай Екатеринодар Симферополь
^Ставрополь
Новороссийск * %мавир Майкоп
«Vo^ Хельсинки |
СТОКГОЛЬМ <3? |
Петрозаводск |
Кронштадт о Таллин Валмиера Рига |
Пермь • Екатеринбург Челябинск* |
т Порт-Петровск Владикавказ Темир„Хан-
Тбилиси Шура
Севастополь
Красноводск
II Всероссийский съезд Советов -С 25-27.Х 1917 г., ИМПЕРИ
провозгласивший Советскую власть
Установление Советской
власти на местах ^Г вооруженным путем без вооруженной борьбы
Национальные и реги ональные правительства на территории бывшей Российской империи, не признавшие власти Советско- Самарканд го правительства Основные районы ((щ) вооруженной борь бы
Линии фронтов в 1
ОСМАНСКАЯ |
Баку |
Ереван |
АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ |
Петропавловск- Камчатский Александровск |
Кустанай Петропавловск • Енисейск у ф * - #Омск # Томск а / Новониколаевск• #Краснояр Актюбинск w. Барнаул l Семипалатинск*" И[ • Перовск |
Чита Благовещенск Иркутск * Верхнеудинск Хабаровск |
Ташкент, Пишпек ж »х Верный |
МОНГОЛИЯ |
X о |
Владивосток ПЕКИН |
Коканд |
К И Т А И |
Территории, оккупированные: 1— германо-австрийскими войсками 2- королевской Румынией в 1918г. |
Границы государств даны на 1914 г. |
= конце октября 1917г.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА и ИНТЕРВЕНЦИЯ в РОССИИ 1918-1921 гг.
Английские, французские, |
Мурманск |
Охотск |
Аян |
^^Амга
У
ss^ *
) Гомель |
™Ш,Я ВИЛЬНЮС \[
ВарШсЩй МИНСК к ь 1,1
с| | , s4 Брест- § Литовск
Р У>г БУХАРЕСТ |
ПОЛЬ |
Львов <4°^
Д1/ , ^ердон
е |
ХЕЛЬСИНКИ |
СТОКГОЛЬМ |
ТАЛЛИН |
ъ Одесса 1
Кемь
J |
/ |
Петрозаводск Кронштадт |
ЭСТОНСКАЯ РЕСП.с1918г^чНарва Петроград РИГА 2 / ' |
Вологда Кострома |
Владимир |
Архангельск
Новгород
Челябинск кУст;анай |
Рязань |
Елец Воронеж Саратов |
МУгомир,-I.. - % V^ Чернигов Кие^ чч ХАРЬКОВ \V ДЕННИК UTH4. Екатер! ш |
Пенза |
Тургай |
г-<> Актюбин |
рИИрСЛ Pi ej^c |
Ара/} |
Гурьев |
мЙрЕ |
Симфероги Севастополь f Новороссийск ^ ,иеианглийские-воис^ Армавир Ставрополь |
ЕкатерИнодар |
МОСКВА Калуга
Орел
|В\ \.
^Царицын 1
Рос7< u-на-Дону
. i Вол |
Шенкурск Котлас |
Вятка Ниж. Новгород Казань |
Арзамас |
Хабаровск |
Японские И американские, Поиска |
Р Тобольск |
Самара Оренбург Уральск __ |
Астрахани
Порт-Петровск
—i ^Владикавказ
ТБИЛИСИ^ \
нои германо-ав- Трабзон Каре стриискими и ту- > рецкими войска- ^ Эр3урум ми к ноябрю 1918 г. / УИУ Территория Советской . Республики в кольце фронтов в августе 1918г. Действия войск и флота белогвардейцев и интервентов Антанты Действия Красной Армии Линии фронтов |
гя |
ЕРЕВАН |
Батуми г^ ^
РЕС:п
ХИВА
, БАКУ
Красноводск
Англииские ' 'Ийг, \
с |
к концу мая 1920 г. к началу октября 1920 г. |
------- к концу апреля ------- 1919г. ------- к середине ок- ----- тября 1919 г. |
Территория, освобожденная к концу марта 1920 г. Территория, освобожденная после марта 1920 г. |
и белогвардейски а '43//,^^войска ле Яг»^ Ашхао.
Энзели ,
Советские социалиСТИческие УССР республики, образс)Ванные в 1917-1921 гг.
1 Эстляндская Тру- 4 Грузинская сср ДОваяКо_мЖд 5АрмянскаяССР
2 Латвийская ССР 6 Азерба^Д>канСкая
3 Литовская ССР ССР
Границы
------ государств на 1914 г
^ СССР на 30.x111922 г.
^лийские ВОЙ |
СТАМБУЛ ^ |
Границатерритории, захвачен- |
других государств на 1 д22 г
Отрасли промышленности, предприятия которых были реконструированы или построены в 1926-1940 гг.
® тепловые электростанции @ гидроэлектростанции
Транспорт железные дороги |
Границы западная гра СССР на 1.IX.1 СССР на 22.VI. I союзных pec иностранных дарств на 1.111.1 и |
Добыча ■ угля Д нефти А руды |
построенные до 1925 г. построенные в 1926-1940гг. нефтепроводы |
ll металлургия л машиностроением ** металлообработка
Ё |
химическая и нефтеперерабатывающая деревообрабатыва- ^d ющая и целлюлозно-