Листок из архива. Записка председателя КГБ Ю. В. Андропова в ЦК КПСС от 11 октября 1972 г.
Листок из социологических исследований. «Движущим нервом деятельности коммунистической Системы, ее кроветворным началом было Распределение. И это понятно. Общество, которое постоянно работает на пределе своих возможностей, не может не находиться в состоянии хронического дефицита. А дефицит надо распределять! Распределяли все — фонды, ресурсы, квартиры, премии, гвозди, подарки на елку, почетные грамоты, пайки в лагерях.
Если представить себе иерархию прав на распределение в советской Системе, то ее можно изобразить как нисходящую пирамиду... На самом верху находилась номенклатура (1,5—2% населения), доходы которой вместе сразличными льготами в 20—25 раз превышали заработки низших слоев. Далее шли группы, близко примыкающие к номенклатуре... Во-первых, это управленцы, формально не входившие в номенклатуру (крупные чиновники, хозяйственники, функционеры). Во-вторых, работники торговли, снабжения... В целом примерно 6—7% населения можно было причислить к тем, чьи доходы были близки к номенклатурному уровню. А дальше шли «остальные». Примерно треть из них зарабатывала (в середине 80-х гг.) от 50 до 100 рублей в месяц на человека, еще одна треть — от 100 до 150 рублей и, наконец, последняя треть — от 150 до 250 рублей. Если сопоставить эти доходы с тогдашними ценами (цветной телевизор — 700 рублей; холодильник — 350 рублей; женские сапоги — 150 рублей и т. д.), то ясно, что эти доходы были достаточны лишь для удовлетворения весьма скромных потребностей в питании и одежде».
? Представьте схематически структуру советского общества с точки зрения распределения благ. Соотнесите результаты с официальным принципом распределения при социализме: «от каждого по способностям, каждому по труду».
Практически не росли объемы вводимого в строй жилья. «Квартирный вопрос» усугублялся из-за небывалой ранее миграции в города крестьян (им было разрешено получать паспорта и выбирать место жительства), а также ввоза предприятиями для использования на малоквалифицированных и непопулярных среди коренных горожан работах так называемых «лимитчиков» — людей со стороны, получавших временную прописку и любым путем старавшихся закрепиться в городе.
На здравоохранение тратилось не более 4% национального дохода (в развитых странах — около 12%). С 1970 по 1985 г. на два года уменьшилась средняя продолжительность жизни, и по этому важнейшему показателю СССР откатился на 35-е место в мире, по уровню детской смертности — на 50-е.
Объясните значение понятий и терминов: ротация, обязательные плановые показатели, наукоемкое производство, агропромышленная интеграция, территориально-производственные комплексы, бригадный подряд, «нефтедоллары».
□ 1. Отобразите графически прирост объема промышленной и сельскохозяйственной продукции в годы 8—11-й пятилеток. Используя построенные диаграммы, определите, когда наша экономика достигла максимальных успехов, и объясните их причины. Почему снижаются темпы экономического развития? 2. Поработайте в группах. Определите положительные и отрицательные стороны директивной (первая и вторая группы) и рыночной (третья и четвертая группы) экономики. После выступления представителей групп выскажите мнение, сторонником какого типа экономики являетесь вы. При анализе используй - те сведения, полученные из курса экономики. 3. Составьте план-перечисление «Экономические проблемы 1965—1985 гг.». 4. Проведите интервью с современниками тех лет. Что изменилось в их жизни к лучшему в эти годы? С какими повседневными проблемами им приходилось сталкиваться?
Общественно-политическая жизнь. Культура
Проблема. Как кризис советской системы проявился в сфере духовной жизни общества?
Вспомните значение понятий: диссиденты, неофициальное искусство.
Ответьте на вопросы. 1. Когда была принята «брежневская» Конституция? 2. Кого называли инакомыслящими в СССР в 70-е гг.? 3. Каковы были достижения советской культуры тех лет?
Настроения в обществе и политика властей. Различные слои населения по-своему реагировали на происходившие в СССР процессы, в основном стараясь приспособиться и использовать те возможности, которые предоставляла жизнь.
Правящая элита замыкается в себе. Почти прекратилось ее пополнение и обновление за счет функционеров низовых организаций КПСС, традиционно выполнявших в советском обществе роль своеобразного «политического инкубатора». И это — при значительном увеличении рядов самой партии в послевоенный период (с 6,8 млн человек в 1952 г. до 18,3 млн в 1985 г.), что, помимо прочего, отражало растущее в массах стремление активно участвовать в политической жизни страны. Номенклатура неустанно окружала себя все новыми привилегиями и материальными благами. Началось сращивание ее наиболее коррумпированных групп с теневой экономикой.
В кругах интеллигенции, в целом отрешенно взиравшей на окружающую действительность, продолжало развиваться диссидентское движение. В первых его рядах находились «отец» водородной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда академик А. Д. Сахаров, писатель А. И. Солженицын (он издал за границей книгу «Архипелаг ГУЛАГ» — документальное повествование о преступлениях сталинской репрессивной машины, нанесшее сильнейший удар по теории и практике советского тоталитаризма), музыкант-виртуоз с мировым именем М. JI. Ростропович. Немногочисленные активисты-диссиденты, среди которых были приверженцы «подлинного марксизма-ленинизма», либерализма, русского почвенничества, христианско-демократической доктрины, открыто критиковали существующие порядки, предавали гласности через издание машинописных листовок, брошюр, журналов («Хроника текущих событий» и др.) разительные факты грубого нарушения прав человека в СССР, проводили пресс-конференции для иностранных корреспондентов, иногда — камерные и молчаливые демонстрации. Почти неизвестные в собственной стране, они вызвали широкую волну сочувствия и поддержки в мире.
Получили распространение и иные, не столь радикальные проявления несогласия с политикой властей, с официально признаваемыми нормами и ценностями: массовые экологические кампании по защите природы (в том числе против гибельного решения партийно-государственного руководства повернуть течение великих рек Сибири в Среднюю Азию), создание произведений нонконформистского характера во всех областях интеллектуального и художественного творчества. Духовная оппозиция во всех своих разнообразных проявлениях сыграла большую роль в размывании идеологических основ коммунистического режима. Властителями дум постепенно становились не партийные бонзы, а скептически относящиеся к правящей партии и авторитетные в обществе деятели науки и культуры.
Недовольство рабочих и колхозников выражалось главным образом в пассивных и скрытых формах: прогулах, «текучке», низком качестве труда, растущем алкоголизме. По данным социологических опросов, проводившихся в середине 80-х гг., в полную силу трудилась едва ли треть работников. Остальные работали не с полной нагрузкой, хотя при другой организации производства готовы были делать больше и лучше.
В этой ситуации брежневская администрация взяла курс на свертывание либеральных начинаний хрущевской поры. Консервативный уклон внутренней политики, определяемый некоторыми историками как «неосталинизм», был по сути естественной реакцией номенклатуры на неудачу попыток добиться «общественной гармонии» через успехи в экономике.
Идеологическое обеспечение этого курса покоилось на двух выдвинутых с партийных трибун тезисах:
— о перманентном обострении идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем;
— о построении в СССР «развитого социалистического общества» (позже дополненного положением о необходимости «совершенствования развитого социализма» как главной задаче на обозримое будущее).
Первый из них, созвучный печально известному сталинскому тезису 30-х гг. (обострение классовой борьбы по мере продвижения к социализму), призван был «обосновать» в глазах общественности преследование всех несогласных с партийным диктатом как проводников «буржуазного влияния» внутри страны. Второй — устранив из политического обихода полностью дискредитированный хрущевский лозунг «развернутого строительства коммунизма», призван был дать «теоретическую» базу для нескончаемых пропагандистских упражнений на тему о «продвинутости» и «зрелости» советского общества по отношению к предшествующим этапам, о «коренных преимуществах развитого социализма» перед «загнивающим капитализмом».
Власти поспешили законодательно оформить эти «преимущества». В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. В ее преамбуле констатировалось, что Советское государство, «выполнив задачи диктатуры пролетариата, стало общенародным» и в стране построено «развитое социалистическое общество», давались его — во многом мифические и изложенные партийно-канцелярским языком — основные черты («общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает все более активное участие трудящихся в государственной жизни», «общество зрелых социалистических отношений, в котором сложилась новая историческая общность людей — советский народ», «общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся... законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех»).
В Конституции было расширено определение социальной базы советского строя, наряду с рабочим классом и колхозным крестьянством в нее теперь допускалась «народная интеллигенция». В статье 6 впервые законодательно закреплялась роль КПСС как «руководящей и направляющей силы», «ядра политической системы». Советы депутатов трудящихся было предписано именовать Советами народных депутатов. Конституция содержала положения о всеобщем среднем образовании, о бесплатном образовании и медицинском обслуживании, о праве на труд, отдых, пенсионное обеспечение и жилище. Как и прежде, торжественно провозглашались основные демократические свободы: совести, слова, собраний, демонстраций и т. п.
На практике же брежневская администрация еще с 1966 г. перешла к открытым гонениям на инакомыслящих. Одни были насильственно высланы за границу (писатель А. И. Солженицын), другие поплатились за критику коммунистического режима заключением в лагеря, в психбольницы или, как академик А. Д. Сахаров, ссылкой.
«В соответствии с указанием ЦК КПСС органы Комитета государственной безопасности ведут большую профилактическую работу по предупреждению преступлений, пресечению попыток ведения организованной подрывной деятельности националистических, ревизионистских и других антисоветских элементов, а также локализации возникающих в ряде мест группирований политически вредного характера. За последние пять лет выявлено 3096 таких группирований, профилактировано 13 602 человека, входящих в их состав... Подобные группы были вскрыты в Москве, Свердловске, Туле, Владимире, Омске, Казани, Тюмени, на Украине, в Латвии, Литве, Эстонии, Белоруссии, Молдавии, Казахстане и др. местах».
? Какие группировки названы автором «политически вредными»? Какой «вред» приносят они? О чем свидетельствует география распространения «политически вредных группирований»? Что в устах автора обозначает понятие «профилактика»?
Культура. Давление властей было прежде всего направлено на духовную жизнь общества. Ужесточается цензура, идеологический контроль за деятельностью творческой и научной интеллигенции. Утверждается практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес, создание произведений изобразительного искусства. Однако это вызвало эффект, прямо противоположный ожиданиям консервативного руководства СССР. В советской культуре все заметнее определялся раздел на культуру официальную, поддерживаемую государством, и культуру неофициальную, нонконформистскую, творцы которой всеми шлами пытались отстоять свое право на художественное самовыражение.
Большинство талантливых писателей, поэтов, режиссеров, художников оказалось в драматической ситуации — в пограничном пространстве между официальной и неофици- пльной культурой. Достаточно было небольшого намека — и издательства прекращали принимать рукописи, снимались с репертуара спектакли, ложились на полку фильмы. Нее ощущали над собой недремлющее око партийно-государственных «художественных советов» и руководства творческих союзов — бдительных и исполнительных проводников линии КПСС в литературе и искусстве.
В литературе ведущую роль играли писатели, посвящавшие книги событиям Великой Отечественной войны. 1С. М. Симонов завершает свою величественную эпопею Живые и мертвые». В творчестве писателей Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова, Б. JI. Васильева нашла отражение тема антигуманного характера войны, ломающей судьбы и жизни людей. Расцвет переживает так называемая «деревенская» проза. Писатели этого направления (Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. А. Солоухин и др.) в яркой форме показывали трагедию коллективизации, раскрестьянивания села и в то же время укрепляли веру в неистребимость народных традиций, культуры, нравственности. Большой популярностью пользовались рассказы В. М. Шукшина. В них впервые в советской литературе появился образ «чудика» — человека, обостренно и с детской искренностью воспринимающего окружающий мир. Заявили о себе авторы, обратившиеся к вечным, общечеловеческим темам, — JI. С. Петрушевская, Т. Н. Толстая, А. Г. Битов и др. Их интересовали духовно- нравственные искания человека. Продолжается тенденция, наметившаяся в годы хрущевской «оттепели», — осторожное, строго дозированное партийными идеологами возвращение читателям книг писателей и поэтов, ранее замалчиваемых: А. М. Ремизова, Б. А. Пильняка, М. И. Цветаевой и др. Подлинное потрясение в обществе вызвала первая публикация в середине 70-х гг. великого романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (завершен автором перед смертью в 1940 г.).
Одновременно резкое противодействие властей встречала любая попытка творческой интеллигенции вырваться из узкого круга, дозволенного цензурой. Так, в 1979 г. был самодеятельно издан литературно-художественный альманах «Метрополь» с участием В. П. Аксенова, А. Г. Битова, Ф. А. Искандера, В. Ерофеева и др. Альманах носил подчеркнуто аполитичный характер, однако власти восприняли его как вызывающую антисоветскую акцию. Расплатой для авторов альманаха стал многолетний запрет на публикации в СССР.
Наиболее заметные достижения советского кинематографа были связаны с экранизацией классики. Выходят в прокат фильмы режиссеров С. Ф. Бондарчука («Война и мир»), И. А. Пырьева («Братья Карамазовы»), А. Г. Зархи («Анна Каренина»), JI. А. Кулиджанова («Преступление и наказание»), Г. М. Козинцева («Гамлет», «Король Лир»). Появляются новые талантливые киноленты, посвященные великому подвигу народа в годы Великой Отечественной войны («А зори здесь тихие» режиссера С. И. Ростоцкого, «Восхождение» JI. Е. Шепитько, «Двадцать лет без войны» А. Г. Германа).
Всенародную любовь завоевали остроумные, со скрыто социальным содержанием комедии JI. И. Гайдая («Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»,
«Иван Васильевич меняет профессию») и Э. А. Рязанова («Ирония судьбы...», «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово...»), сохранившие свою популярность до наших дней. Также любимы сегодня созданные в те годы фильмы мелодраматические, посвященные жизненным коллизиям обычных людей (фильм «Москва слезам не верит» режиссера В. В. Меньшова, получивший престижную премию «Оскар», «Осенний марафон» Г. Н. Да- нелии), фильмы остросюжетные («Семнадцать мгновений весны» Т. М. Лиозновой, «Место встречи изменить нельзя» С. С. Говорухина, «Белое солнце пустыни» В. Я. Мотыля, «Мертвый сезон» С. Я. Кулиша). В то же время ленты признанных в мире режиссеров, работающих в пугающем власти стиле интеллектуального кино (А. А. Тарковский, А. Н. Сокуров и др.), не имели широкого проката или вообще откладывались на полку.
Казалось, наиболее твердо позиции «социалистического реализма» удерживались в изобразительном искусстве. Галереи и выставочные залы были заполнены официально па- фосными или созерцательно-фотографическими полотнами. Но именно здесь ярко заявило о себе искусство неофициальное, нонконформистское.
Листок из трудов историков-искусствоведов. «В среде «неофициальных» художников родилось новое направление — московский концептуализм. Его называли «искусством идей». Концептуалисты (И. Кабаков, В. Пивоваров, Э. Булатов, Д. Пригов, И. Чуйков) пытались воспроизвести в художественном творчестве «мир идей», а не окружающую среду. Большую роль в их произведениях играли текст, словесный комментарий, часто парадоксального содержания. Художники словно стремились выйти за рамки картины и создать на холсте «пространство свободы»... Заметное место в творчестве концептуалистов занимала инсталляция — пространственная композиция, сконструированная из разных материалов и бытовых предметов. Нетрадиционные для того времени художественные средства использовались для выражения мироощущения автора. Важной темой концептуального искусства становится человеческое одиночество и бессмысленность бытия. Инсталляция Кабакова «Человек, улетевший в космос» (1986) приобрела мировую известность. В начале 1970-х гг. художники В. Комар и А. Меламид выступили с художественным проектом, получившим название соц-арта (по аналогии с популярным на Западе течением в современном искусстве — поп-артом). В качестве изобразительных средств они использовали широко известные образы и символы советской эпохи, пропагандистские материалы и простейшие предметы быта. Идеалы социализма превращались в рамках такого подхода не только в предмет иронии. Они низводились до бытового уровня, до абсурда».
10—А. А. Левандовский, 11 кл.
Расцвет переживает театральное искусство. На авансцену выходит плеяда талантливых драматургов: А. М. Володин, А. И. Гельман, Г. И. Горин, М. М. Рощин, М. Ф. Шатров и др. Особо востребованными временем оказались пьесы А. В. Вампилова «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Их отличал напряженный поиск высоких нравственных начал в жизни «маленького», обыкновенного человека в эпоху растущего разочарования в общественных идеалах, отчуждения и равнодушия. Большой популярностью пользовались театральные постановки произведений русских классиков. Их персонажи — «лишние люди», карьеристы, взяточники, бюрократы — получали злободневное звучание, ибо слишком многое напоминало зрителям реалии советского общества. Новым явлением в сценографии стали спектакли режиссеров О. Н. Ефремова и Г. Б. Волчек в театре «Современник», М. А. Захарова в Театре им. Ленинского комсомола, Ю. П. Любимова в Театре на Таганке, А. Ф. Эфроса в Театре на Малой Бронной, Г. А. Товстоногова в Ленинградском Большом драматическом театре. Нередко и эти признанные в мире мэтры встречали запретительные меры властей.
На сцене классических музыкальных театров впечатляющих достижений добились оперные певцы И. К. Архипо- ва, Г. П. Вишневская, Е. В. Образцова, В. А. Атлантов, Е. А. Нестеренко. Мировую славу советского балета приумножали своим вдохновенным творчеством Г. С. Уланова, М. М. Плисецкая, М. Э. Лиепа, Е. С. Максимова, В. В. Васильев. В сокровищницу балетного искусства вошли такие постановки, как «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Ромео и Джульетта» и «Каменный цветок» С. С. Прокофьева. Тепло были встречены и балеты на музыку современных композиторов: «Спартак» А. И. Хачатуряна, «Легенда о любви» А. Д. Мелико- ва, «Ангара» А. Я. Эшпая и др.
Веяния времени, несовместимые с официальными канонами, стали все заметнее влиять на музыкальное творчество. С конца 60-х гг. заявили о себе композиторы-авангардисты А. Г. Шнитке, Э. В. Денисов, С. А. Губайдуллина и др. В их произведениях за внешней какофоничностью (резкими и прерывистыми музыкальными фразами, алогичностью и повторами) проступала внутренняя гармония, созвучная окружающему миру, полному драматических противоречий. Официальная печать критиковала эти сочинения за вызывающий стиль и «безыдейность», и они с трудом пробивали дорогу к слушателям. Зато поощрялось развитие легкого, отвлекавшего людей от тягостных раздумий эстрадного искусства. И здесь появляется плеяда талантливых исполнителей, песням которых отзывчиво внимала массовая нудитория. Кумирами молодежи стали многочисленные вокально-инструментальные ансамбли («Песняры», «Самоцветы», «Веселые ребята» и др.)- Но в их потоке не терялись и неформальные группы («Машина времени», «Аквариум»,
♦ Наутилус Помпилиус», «Кино» и др.), искавшие слушателей для своих песен-размышлений в кругах студентов и молодой интеллигенции.
Яркой чертой культуры тех лет стала так называемая
♦ магнитофонная революция». На домашних магнитофонах воспроизводились записи выступлений сатириков, песен В. Ш. Окуджавы, А. И. Галича, В. С. Высоцкого, не разрешенных к публичному исполнению.
Я никогда не верил в миражи. В грядущий рай не ладил чемодана. Учителей сожрало море лжи И выбросило возле Магадана... И нас хотя расстрелы не косили, Но жили мы, поднять не смея глаз. Мы тоже дети страшных лет России — Безвременье вливало водку в нас.
(В. С. Высоцкий, конец 70-х гг.)
Давящая духовная атмосфера, создаваемая консервативным руководством СССР, вынуждала талантливых представителей художественной интеллигенции покидать пределы Родины. Из СССР на Запад уехали писатели В. В. Аксенов, В. Н. Войнович, В. П. Некрасов, поэты И. А. Бродский, А. И. Галич, Н. М. Коржавин, режиссеры Ю. П. Любимов и А. А. Тарковский, художники В. А. Комар и А. Д. Ме- ламид, скульпторы Э. Неизвестный и М. Шемякин, композиторы А. Г. Шнитке и Э. В. Денисов, немало других видных деятелей отечественной культуры. В итоге советское общество получило вторую волну творческой эмиграции, продолжившую свободолюбивые традиции русского зарубежья послереволюционной поры.
За внешним благополучием в сфере народного образо- нания и науки (в 1966 г. был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию; значительно — с 05,3% в 1970 г. до 87% в 1984 г. — выросла доля лиц с высшим и средним, полным и неполным, образованием, намного больше стало научных учреждений и т. п.) скрывалось все более серьезное отставание от требований времени, научно-технического прогресса. Внедрение самых передовых разработок отечественных ученых, даже в таких щедро финансируемых отраслях, как военная промышленность и космонавтика, сковывалось техническими возможностями советской экономики.