Б. Крещение Руси: мотивы, предпосылки и значение

Язычество на Руси. Религиозная реформа Владимира Святославича. Принятие Русью христианства : причины и значение

Святослав перед Болгарским походом назначил в наиболее важные города своих сыновей наместниками киевского князя. Владимир I получил в управление Новгород. Вскоре после гибели отца он, опираясь на новгородцев и варягов, уничтожил своих братьев и стал великим киевским князем.

В отличие от своих предшественников Владимир значительно больше уделял внимания внутренним делам государства, избегая крупных военных предприятий. Окончательно были присоединены радимичи (982 г.) и вятичи (984 г.), а также Червонная Русь. Практически все населенные восточными славянами земли вошли в состав Киевского государства. В девяти крупнейших городах Владимир посадил на княжение своих сыновей, чем значительно укрепил контроль над прилегающими землями. Он расширяет и укрепляет столицу: строит оборонительные сооружения, комплекс дворцов.

Постоянные набеги печенегов на южные рубежи Руси заставляют Владимира заняться вопросами военного градостроительства: чтобы обезопасить столицу от набегов печенегов, он приказывает построить вокруг Киева несколько сторожевых городков и населить их "лучшими мужами" от различных племен.

Образование обширного единого государства потребовало закрепления произошедших изменений в законодательном порядке. В первую очередь Владимир провел религиозную реформу. Он отобрал из огромного языческого пантеона Древней Руси несколько главных божеств, среди которых выделялся Перун, и сделал их главными богами всего государства.

 

1. При Владимире произошло великое событие в русской истории — Русь приняла христианство. В Х в. язычество господствовало среди большинства населения, верховным был бог войны — громовержец Перун. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Однако язычество, будучи системой демократических пережитков древности, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного гос-ва и укрепления власти князя.

2. Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу кот. составлял монотеизм, т. е. вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии — иудаизм, в Волжской Булгарии — ислам. Большинство стран Европы к этому времени были христианизированы. В знаменитой легенде, изложенной в «Повести временных лет», говорится о том, как Владимир в 986 г. выбирал веру для киевлян. Ислам был отвергнут из-за того, что мусульмане не пили вино, иудаизм — из-за того, что евреи не имели своего гос-ва, были рассеяны по миру. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте.Был заключен династический брак — византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, кот. был крещен в Херсонесе (видимо, в 988 г.), в Крыму.

3. Можно выделить след. причины, кот. обусловили принятие Русью хрис-ва:

> язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;

> язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;

> требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;

> монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;

>появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.

4. Вернувшись в 988 г. в Киев с женой Анной, Владимир приказал уничтожить языческих идолов, статую Перуна бросить в воду. Приобщение к новой религии князь начал с крещения киевлян. В Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. На севере, в Новгороде, язычество было в большой силе, и жители ожесточенно сопротивлялись введению христианства. Воеводы Владимира вынуждены были поджечь пригород и, угрожая оружием, заставили новгородцев креститься в реке Волхов. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове, других землях, особенно в лесных районах. На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники — Масленицу, Ивана Купалу, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200— 300 лет христианство было принято всем народом.

5. Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа:

> церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва);

> принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;

> церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;

> принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;

> церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;

> христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.

Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные дела отдельных феодалов, регламентировала внутрисемейную жизнь, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей — отцу.