Барьер восприятия.

Барьеры массовой коммуникации

Классификация барьеров

 

Личностный аспект является определяющим и в представленной классификации "барьеров" основанной на положениях психологии отношений Мясищева В.Н. [20, с.371].

Различаются:

1) "барьеры" отражения - это барьеры, которые возникают в результате искаженного восприятия:

·себя (неадекватная самооценка);

·партнера (приписывание не присущих ему свойств, способностей);

·ситуации (неадекватная оценка значимости ситуации);

2) "барьер" отношения - это барьеры, возникающие в результате неадекватного отношения:

·к себе (неудовлетворенность своим ролевым статусом);

·к партнеру (чувство антипатии, неприязни к партнеру);

·к ситуации (негативное отношение к ситуации);

3) "барьеры" обращения как специфической формы отношения. Эти "барьеры" возникают:

·при формах обращения, которые ведут к кооперации, сотрудничеству и т.д. (комплименты, похвала, какие-либо поощрительные жесты и т.п.);

·при формах обращения ведущих к непродуктивному общению (повышенный тон голоса, невербальные средства используемые в конфликтных ситуациях, оскорбительные выражения и т. п.).

 

 

Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.

В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

Выделяют 4 класса барьеров.

1.Барьеры, обусловленные факторами среды.

К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:

·акустические помехи - шум в помещении или за окном, ремонтные работы, звонки телефона и т.д.;

·отвлекающая окружающая обстановка - все то, что способно отвлечь внимание собеседников (яркий или тусклый свет и т.д.);

·температурные условия - слишком холодно или жарко в помещении;

·погодные условия - дождь, ветер, давление и т.д.

Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результате коммуникации в силу своего влияния на индивидуальное восприятие индивида. Рассмотрим каждые более подробно.

 

 

Люди реагируют не на события, которые действительно происходят, а на то, что воспринимается как происходящее. Это связано с тем, что имеет место избирательность источников информации, избирательное внимание, искажение, запоминание. Возникают так называемые барьеры восприятия. Это:

·первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и т. п.);

·предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка);

·стереотипы;

·эффект проекций. Человек склонен приписывать собеседнику те положительные или отрицательные черты, которые имеет сам, но которыми вряд ли обладает собеседник;

·эффект порядка. При общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями - информацию, поступающую последней.