Восточные славяне в догосударственный период (хозяйственная деятельность, общественный строй, религиозные представления)

Россия в истории цивилизаций. Основные долговременные факторы в российской истории, их влияние на формирование российской государственности и особенности русского национального характера.

Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром.

Геополитически Россия расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния – Востоком и Западом. Это неизбежно сказывалось при выборе путей развития. При крутых поворотах исторические вихри «сдвигали» страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку: Россия представляла собой как бы «дрейфующее общество» на перекрестке цивилизационных магнитных полей. В связи с этим для нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив.

Исторический феномен России сформировался в основных чертах в условиях Москов­ского государства. Тогда же родилось и закрепилось название страны. Однако этот феномен имеет глубокие исторические корни, которые являются общими для русского, украинского и белорусского народов. Славянская цивилизация, которая только складывалась, была вовлечена в процесс великого переселения народов (IV–VI вв.), затем была рассечена мощными потоками цивилизационной экспансии, и в последующем судьба славянских народов сложилась по-разному.

ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ факторы российской истории:

ПЕРВАЯ ГРУППА: Природно-климатическая.

1)Континентальный климат.

2)Малоплодородные почвы.

ВТОРАЯ ГРУППА: Геополитическая

1)Огромные пространства для расселения

2)Открытость границ.

3)Срединное положение российских земель между востоком и заподом на стыке 2 х цивилизаций.

Важным рубежом в истории Древней Руси является появление государственности. Тип государства во многом определял судьбу этих земель, процесс его становления был длительным, в нем можно выделить ряд этапов.

I этап охватывал VII–VIII вв. В этот период развернулась консолидация племен для решения общих задач: защита территории и населения, борьба за ресурсы. Центрами объединения стали города Киев, Новгород, Белоозеро, Ростов. Возникли союзы племен.

II этап охватывал первую – третью четверти IX века. В это время возникли основы государственности, сложившейся в древности в нескольких регионах.

III этап связан с появлением единого древнерусского государства, которое принято называть Киевской Русью. (882 год)

Таким образом, изначально геополитическое пространство, которое в будущем станет полем исторической деятельности русских, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Население Древней Руси находилось под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде всего христианского и мусульманского.

Первые письменные свидетельства о славянах. К середине II тысячелетия до н.э. славяне выделяются из индоевропейской общности. К началу I тысячелетия до н.э. славяне стали значительны по численности, влиянию в окружающем их мире

В эпоху великого переселения народов славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне стали дробиться.

Часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян (позже от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы).

Другая часть славян переселилась севернее - западные славяне (чехи, поляки, словаки). Западные и южные славяне были покорены другими народами.

А третья часть славян, как считают учёные, не захотела никому покоряться и двинулась на северо-восток, на Восточноевропейскую равнину. Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы).

Восточные славяне ушли на северо-восток, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было. Восточные славяне ушли двумя потоками. Одна часть славян ушла к озеру Ильмень. Позже там встанет древнейший русский город Новгород. Другая часть - к среднему и нижнему течению Днепра - там станет другой древнейший город Киев.

В VI - VIII вв. восточные славяне в основном расселились по Восточно - Европейской равнине

Территория восточных славян.В VI - VIII вв. славяне ещё не были одним народом. Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120 - 150 отдельных племён. К IХ в. насчитывалось около 15 племенных союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей. Сведения о расселении восточных славян содержатся в летописи "Повесть временных лет",созданной монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором во втором десятилетии ХII в.

Путь "из варяг в греки".Морского побережья у восточных славян не было. Основными торговыми путями у славян стали реки. Они "жались" к берегам рек, особенно самой великой реки русской древности - Днепру. В IХ в. возник великий торговый путь - "из варяг в греки". Он связывал Новгород и Киев, Северную и Южную Европу. Из Балтийского моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Далее западным берегом Чёрного моря доходили до столицы Византии Константинополя (восточные славяне называли его Царьградом). Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, "красной улицей" восточных славян. Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути.

Занятия восточных славян.Основным занятием восточных славян было земледелие. Они возделывали пшеницу, рожь, ячмень, просо, сажали репу, просо, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок и другие культуры. Занимались скотоводством (разводили свиней, коров, лошадей, мелкий рогатый скот), рыболовством, бортничеством (сбор меда диких пчел). Значительная часть территории восточных славян лежала в зоне сурового климата, и занятие сельским хозяйством требовало напряжения всех физических сил. Трудоемкие работы нужно было выполнять в строго определенные сроки. Это было под силу только большому коллективу. Поэтому с самого начала появления славян на Восточноевропейской равнине важнейшую роль в их жизни стал играть коллектив - община и роль вождя.

Города.У восточных славян в V - VI вв. возникли города, что было связано с давним развитием торговли. Древнейшие русские города Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Муром, Переяславль Южный. В IХ в. у восточных славян было не менее 24 крупных города. Города обычно возникали у слияния рек, на высоком холме. Центральная часть города называлась кремль, детинец и обычно была окружена крепостным валом. В кремле располагались жилища князей, знати, храмы, монастыри. За крепостной стеной возводился ров, наполненный водой. За рвом располагался торг. К кремлю примыкал посад, где селились ремесленники. Отдельные районы посада, населённые ремесленниками одной специальности, назывались слободами.

Общественные отношения.Жили восточные славяне родами. В каждом роде был свой старшина - князь. Князь опирался на родовую верхушку - "лучших мужей". Князья формировали особую военную организацию - дружину, в которую входили воины и советники князя. Дружина делилась на старшую и младшую. В состав первой входили наиболее знатные воины (советники). Младшая дружина жила при князе и обслуживала его двор и хозяйство. Дружинники с покоренных племен собирали дань(налоги). Походы за сбором дани назывались "полюдьем". У восточных славян с незапамятных времён имелся обычай - все важнейшие вопросы в жизни рода решать на мирской сходке - вече.

Древнерусское язычество – это сложная система появившихся в разные исторические эпохи мифологических и космологических представлений со своими магическими культами, сопровож­давшими древних людей от рождения до смерти. Тысячелетние языческие верования в течение многих веков уживались с победившим христианством и в виде многочисленных пережитков дошли до нашего времени.

Первые религиозные верования – 30 – 40 тыс. лет назад.

К наиболее распространенным религиозных верований относится:

1)атеизм

2)татеизм – почитание какого либо животного (растения); вера в происхождение данного человеческого рода от какого то вида животного.

3)анимизм – вера в существование невидемых двойников, видимых обьектов.

4)магия – совокупность мистических действий и вера в то, что с их помощью можно сказывать воздействие на силы природы, самого себя и др. людей.

5)политеизм – многобожие (наличие многих богов, равных между собой).

В эпоху славянского расселения и «предгосударственного» развития происходило изменение в русской погребальной обрядности: захоронение урн с прахом сожженного в деревянных избушках-домовинах сменилось погребением праха в курганах; затем происходит еще один перелом в религиозном сознании – переход от сожжения к простому захоронению тела в кургане с разведением ритуальных костров. Неотъемлемой частью древнего быта было и ежегодное поминовение умерших в родительские дни (радуница, родительская суббота), включенные затем в православный церковный обиход.

 

 

5. Возникновение государства у восточных славян. Роль варяжского элемента в формировании русской государственности. «Норманизм и антинорманизм».

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV—VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера Ильмень, Артании – либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства. Объединение восточных славян в Древнерусское государство было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами.

Причины образования:

1. Общественное разделение труда. Более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства существования; так, большую роль в жизни рода начинала играть военная добыча. Со временем появились профессиональные ремесленники, воины. Частые переселения родов, возникновение и распад межродовых и межплеменных союзов, выделение из рода групп искателей военной добычи (дружин) - все эти процессы вынуждали то и дело отступать от традиции, основанные на обычае, старые решения не всегда срабатывали в ранее неизвестных конфликтных ситуациях.

2. Развитие экономики. Хозяйственная, экономическая деятельность побуждала людей к поиску более подходящих форм общего существования. Государство возникло тогда, когда непосредственно связанные с экономикой имущественные различия были не слишком существенны; формировавшаяся государственная власть первоначально почти не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни.

3. Заинтересованность общества в появлении государства. Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано подавляющее большинство членов общества. Земледельцу-общиннику появлении было удобно и выгодно, чтобы князь и дружинники с оружием в руках защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел. Государство с самого начала решало не только военные, но и судебные задачи, в особенности связанные с межродовыми спорами. Князья и их дружинники были относительно объективными посредниками в конфликтах между представителями различных родов; старейшины, которые испокон веку должны были заботиться об интересах своего рода, своей общины, не годились на роль беспристрастных арбитров.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному. Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.

В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. Сравнительно легкое утверждение власти Олега в Приднепровье свидетельствует о том, что к этому времени созрели внутренние условия для объединения. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.

Варяги сыграли в объединении очень важную роль. Дело не в организационно-государственных качествах, они явились консолидирующим элементом и на первом этапе составляли опору великого князя, их представителя. Славянское государство не являлось чисто варяжским детищем, однако элементы активного участия варягов в жизни славян способствовали усилению этого процесса.

Суть норманнской теории заключается в том, что государство на Руси ыло привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами, скандинавами, носителями западной культуры (варягами). Сами же восточные слявяне не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости, исторической обреченности.

Антинорманизм – теория, считающая, что Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин.

Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.

6. Историческая обусловленность принятия византийского варианта христианства. Влияние христианизации на социально-культурную жизнь Руси.

Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988г., в княжение Владимира I Святого (980—1015). Причины христианизации: 1)внут потребность в единой религии: раннефеод гос-ву нужна единая гос идеология, которая: оправдывает соц расслоение, примирит низы с их положением, освятит высшую власть и оправдает гос насилие, будет иметь интернац хар-р. 2) внеш воздействие со стороны христианского мира(Византии) в ходе: разл бытовых, эк, полит контактов; целенаправленной пропаганды христианства на Руси, деятельности византийских миссионеров. На выбор Византийского(вост), а не Римского(зап) варианта христианства повлияли также: политическая умеренность Византии (она хотела дружбы и прекращения бессмысленных набегов на побер Черного моря, не стремилась поставить Русь в вассальную зависимость от себя); отсутсвие в вост варианте идеи главенства церк власти над светской; возможость богослужения на родном языке. Время и методы христианизации. Хр-ия не единовременный акт, а длит процесс: в теч. всего 10в растет число хр-н на Руси(особ. в Киеве); офиц. датой крещения Руси принято считать 988г, но условность этой даты признается самой православной церковью. В процессе хр-ции испол-сь разл. методы - от пропаганды и убеждения примером князей (Киев) до грубого принуждения и насилия, физич. расправы с непокорными(Новг)

Хр-во тесно сплавилось с язычеством, вызвав к жизни феномен двоеверия. Христианские святые, ангелы заменили собою языч. богов, взяв на себя их фун-ии. Хр-кие праздники присоединялись к праздникам языческого земледельческого календаря(праздник получал хр-ское название, а обряды оставались языческими). Последствия крещения. - консолидация разл племен - повышение культуры земледелия, развитие огородничества - разв-ие строит, дела, распространение каменного зодчества - разв-е разл ремесел(резьбы по камню, ювелир иск-ва) - развитие книжного и школьного дела - лит-ры - живописи(на досках, фрески, мозаики) - церковного песнопения(капелла).

7. Причины и последствия феодальной раздробленности. Альтернативные варианты политического развития (Великий Новгород и Владимиро-Суздальское княжество)

Причины феодальной раздробленности:

1) Развитие феодального землевладения

2) Неупорядоченная система наследования великокняжеского престола

3) Ослабление роли Киева

4) Лишь относительное единство Киевской Руси

5) В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодно иметь своего князя, защищающего ее права, чем поддерживать князя киевского

6) Система натурального хозяйства способствовала изоляции отдельных хозяйственных единиц. Каждая из них была самообеспечивающейся, потреблявшей весь продукт, который она производила. Товарный обмен практически отсутствовал.

Феодальная раздробленность является закономерным этапом в эволюции феодального общества.

1015 – смерть Владимира 1 Святославовича. Его 12 сыновей стали делить земли, началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей кроме Ярослава и Мстислава. Они поделили между собой Русскую землю по Днепру.

1036 – после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично.

1054 – после смерти Ярослава Русь была разделена в соответствии с его завещанием между пятью сыновьями. Установился лествичный порядок замещения княжеских столов:

старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах.

1097 г – по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха съезд в Любече, где было принято решение о прекращении междоусобиц и провозглашен новый принцип «Да каждый держит отчину свою», признана полная самостоятельность феодальных центров

1132 – смерть последнего могущественного князя Мстислава Великого. Рубеж распада

 

 

Последствия Феодальной раздробленности:

+ Раздробленность способствовала динамическому экономическому развитию русских земель: росту городов, развитию культуры

- снижение оборонного потенциала

- снизилась интенсивность международной торговли.

 

Особый политический строй феодальной республики, отличный от монархических княжений, сложился в XII в. вНовгородской земле.

Для экономики Новгорода имели определяющее значение три фактора

1. Выдающаяся роль торговли, особенно внешней - Новгород с севера контролировал путь "из варяг в греки";

2. Крупный удельный вес в экономике ремесленного производства;

3. Обилие земель-колоний, которые были важным источником продуктов промыслового хозяйства.

Отличительной чертой здесь было то, что в управлении городом, кроме княжеской власти, огромную роль играло вече - народное собрание свободных жителей города. Исполнительную власть осуществляли посадник и тысяцкий.

Борьба Новгорода за независимость, достигшая остроты в 30-х годах XII в., завершилась в 1136-1137 гг. победой. Возникла независимая Новгородская республика. Верховная власть перешла в руки вече, которое призывало на престол князей, заключало с ними договоры. Несмотря на демократическую форму правления, подлинными хозяевами в Новгороде были боярство и верхушка купечества. Они руководили деятельностью вече, зачастую монополизируя должности посадников и тысяцких.

Владимиро-Суздальское княжество, в отличие от Киевского, испытывало экономический подъем. Этому способствовала удаленность территории княжества от кочевников и наличие естественных преград — рек и лесов. Через Владимиро-Суздальскую землю пролегал важнейший торговый путь — Волжский, соединявший Северо-Восточную Русь со странами Востока. Все эти факторы способствовали постоянному притоку населения, росту старых и возникновению новых городов.

Процессу смещения политического центра Древнерусского государства из Киева во Владимир способствовала умелая политика амбициозных князей Владимиро-Суздальской земли. Сын Владимира Мономаха Юрий (1125—1157) приложил много сил, чтобы сделать свое княжество сильным и независимым. Однако Юрий не отказывался и от попыток захватить киевский престол, за что и получил прозвище Долгорукий. 4 апреля 1147 г. Юрий пригласил своего союзника Святослава Ольговича в Москву на пир. Москва впервые была упомянута в летописи, и эта дата считается временем основания города.

В 1157 г., после смерти Юрия, княжить начал его сын Андрей (1157—1174). Своей социальной опорой Андрей сделал города и дворянство, перенес столицу во Владимир, а впоследствии основал резиденцию в Боголюбове, за что и получил свое прозвище — Боголюбский. Эти действия князя объясняются его стремлением к самостоятельной политике — в Ростове и Суздале существовала сильная оппозиция княжеской власти в лице боярства. В 1169 г. Андрей Боголюбский захватил Киев. Но, отдав его на разграбление, Андрей не пожелал там остаться и вернулся во Владимир, что еще раз подчеркивало, снижение значения и авторитета Киева. В 1174 г. князь был убит в своей резиденции боярами-заговорщиками во главе с Кучковичами. Андрей Боголюбский хотя и не сидел в Киеве, носил титул великого князя. После нескольких лет борьбы за владимиро-суздальский престол победу одержал Всеволод Большое Гнездо (1176—1212), прозванный так за большое количество сыновей. Активная политика Всеволода способствовала расширению территории княжества, расцвету городов.