Россия в это время стала единственным независимым православным государством поэтому чисто имперская трактовка учения Фелофея не была западнической.

Источники литературы

Выводы.

Причины успешного освоения Сибири

 

Освоение русскими Дальнего Востока и всей Сибири прошло успешно. Народы покорённых русскими земель должны платить дань, но в замен свободы, эти народы получали защиту и написать письмо царю о своих проблемах.

Основанием успешного освоения Сибири можно считать следующие причины:

- народы не оказывали сопротивление, чтобы прогнать иноземцев;

- народы Сибири не объединялись против русских, как делали арабы против крестоносцев;

- особый менталитет русских: они не ломали традиции покоренных, с терпимостью относились к вере, культуре, быту, обычаям и языку чужого народа.

 

Выполнив работу, я пришел к выводу, что присоединение Сибири имеет историческое значение. В результате освоения Сибири появились такие города, как Тюмень и Тобольск.

Также этот процесс благотворно повлиял на экономику России в целом.

Путём долгих и тщательных исследований и анализа, я достиг своей цели. Теперь я понимаю, что Ермак – не просто казак, а человек, внёсший огромный вклад в освоение Сибири. Мне кажется, то, что я узнал в процессе выполнения этой работы, теперь надолго останется в моей памяти. Таким образом, эта работа не прошла для меня даром.

 

1. ru.wikipedia.org

2. rusnation.org

3. danilrudoy.com

4. rufact.org

 

Ошибочной при этом была бы та трактовка, что третий Рим видел себя лишь как наследника предыдущих. Скорее Фелофей говорил не о преемственности, а о противопоставлении.

История Константинополя доказала, что его путь губителен, следовательно, Москва не наследует этот путь, а на опыте предыдущих Римов формирует свой собственный.

1589 г – учреждение Патриаршества (отказ от Византийской традици)

В свете дальнейших событий (1552 г завоевание Казанского ханства, 1556 завоевание Астраханского ханства, 1596 – отпадение западной Руси в унию, в связи с этим русско-польская война 1654-1667 г). В связи с последующими событиями концепция Фелофея будучи истолкованная имперским образом сильно поддержала государственное строительство Руси.

 

След вопрос: политико-правовое учение нестяжателей (противники материального благополучия) и Иосифлян (сторонники материального благополучия).

1470 г – появилась ересь стригольников (беспоповцев). Утверждали, что можно обойтись без церкви.

В конце 15 века в Новгороде (речь о великом Новгороде) объявилась ересь жидовствующих.

Суть ереси – отрицание Нового Завета и прославление Ветхого.

Ересь очень быстро распространялась – под неё подпали дьяк Курицин Фёдор (2-е лицо в государстве) и невестка Ивана 3 Елена.

Постепенно начинают вырисовываться стороны спора – первым обличать ересь стал митрополит Новгородский Геннадий.

На его призыв откликнулся настоятель волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий.

Иосиф Волоцкий в силу своего характера становится ярым обличителем ереси.

1490 год – как уступка Иосифлянам был проведён церковный собор, на которым ересь была осуждена.

На этом же соборе Волоцкий впервые заговорил о необходимости казни за ересь. Одновременно выявляется и противная сторона – нестяжатели (Нил Сорский и Поиссий Ярославов).

Волоцкий пишет 16 обличительных слов, получивших общее заглавие «Просвятитель».Нил Сорский выражает свою позицию в «предании Ученикам».

Предметно спор между Иосифлянами и нестяжателями вёлся по следующим вопросам:

1) Вопрос о казни еретиков. Под давлением Иосифлян в России утвердился полулатинский вариант: на соборе 1504 года руководители еретического движения были приговорены к сожжению (впервые).

2) Спор о монастырских имениях. К 16-му веку монастыри на Руси стали вторым после государя землевладельцем.

Ещё до 16 века великие князья поднимали вопрос об изъятии части монастырских владений в пользу государства, т.к. церковь и богатство были несовместимы.

По этим 2-ум пунктам на соборах в начале века победу одержали Иосифляне. Но спор по этим 2-ум пунктам в принципе не отражал сути противостояния. В сущности полемика велась по вопросу о соотношении духовной и светской властей на Руси.

Из за чего произошёл разрыв в 1053 г. Зачем Иван Грозный начал возводить свою родословную не только к Константину, но и к Августу – императору языческого Рима.

Д.з.

Тема 3 вопр 2-4.

Тема 4 вопрос 1.