ВОДОРОДНОЕ ИЗНАШИВАНИЕ
Сущность и определение.Водородное изнашивание, как один из процессов разрушения поверхностей при трении скольжения, установлено 15—20 лет назад А. А. Поляковым и автором настоящей книги. За рубежом явление водородного изнашивания при трении скольжения находится в начальной стадии изучения [13, 16].
Из всех видов разрушения поверхностей при трении скольжения, по-видимому, водородное изнашивание наиболее трудно поддается изучению, несмотря на то, что оно обнаруживается в узлах трения машин разных отраслей техники и по широте проявления может быть сравнимо с абразивным изнашиванием. Процессы, происходящие при водородном изнашивании, находятся на стыке таких областей науки, как электрохимия, органическая химия, катализ, химия полимеров и смазочных материалов, механохимия и др.
Водородное изнашивание зависит от концентрации водорода в поверхностных слоях трущихся деталей. Он выделяется из материалов пары трения или из окружающей среды (смазочного материала, топлива, воды и др.) и ускоряет изнашивание. Водородное изнашивание обусловлено следующими процессами, происходящими в зоне трения:
интенсивным выделением водорода при трении в результате трибодеструкции водородсодержащих материалов, создающей источник непрерывного поступления водорода в поверхностный слой стали или чугуна:
адсорбцией водорода на поверхностях трения; диффузией водорода в деформируемый слой стали, скорость которой определяется градиентами температур и напряжений, что создает эффект накопления водорода в процессе трения;
особым видом разрушения поверхности, связанного с одновременным развитием большого числа зародышей трещин по всей зоне деформирования. Характерным для разрушения является мгновенное образование мелкодисперсного порошка материала.
До последнего времени считали, что при трении максимальная температура возникает на поверхности трущейся детали. Известно, что водород очень легко диффундирует под действием температурного градиента в нагретые участки тела. Это свойство используют для обезводороживания деталей после их наводороживания, например, при гальваническом хромировании. В связи с этим считали, что при трении в случае повы шенных температур процесс наводороживания невозможен. Более того, полагали, что имеющийся в материале детали водород удаляется из зоны трения. Такие детали, как цилиндры авиационных двигателей, после хромирования не обезводороживали.
Только в последние годы теоретически А. В. Кудинов, а затем экспериментально В. Я. Матюшенко и Г. П. Шпеньков установили, что при тяжелых режимах трения максимальная температура образуется не на поверхности детали, а на некоторой глубине. Это создает условия, при которых водород, если он будет адсорбирован на поверхности детали, под действием температурного градиента диффундирует в глубь поверхности, там концентрируется и вызывает охрупчивание поверхностных слоев, а следовательно, усиливает изнашивание.
Область проявления водородногоизнашивания весьма обширна. Практически все поверхности трения стальных и чугунных деталей содержат повышенное количество водорода и, следовательно, подвержены повышенному изнашиванию. Наличие в воздухе паров воды создает благоприятные условия для водородного изнашивания, не говоря уже о разложении в зоне контакта смазочного материала, топлива или пластмассы. Водород образуется при трении, а также может образоваться при различных технологических процессах. При выплавке чугуна в доменном процессе он образуется из влаги дутья и попадает в металл (такой водород называют биографическим). При термической обработке, например в результате азотирования (при диссоциации аммиака), выделяющийся водород диффундирует в сталь. Наводороживание стальных изделий происходит при электроосаждении кадмия, цинка, хрома и никеля. Одним из способов устранения водорода при гальванических покрытиях является термообработка изделий при температуре 200°С.
Для удаления окалины, продуктов коррозии стальные изделия подвергают травлению в кислоте. Погружение стали в раствор кислоты приводит к растворению железа на анодных участках и выделению водорода на катодных участках с одновременным внедрением водорода в сталь. В результате накопления газообразного водорода на поверхности детали могут быть даже вспучивания. Степень наводороживания при травлении зависит от многих факторов: состояния стали и особенно наличия в растворе даже ничтожных количеств (следов) серы, фосфора, мышьяка, селена (называемых «отравителями»), которые способны замедлять реакции химической десорбции и, таким образом, увеличивать площадь покрытия водородом и собственно адсорбцию. В связи с этим выбор ингибитора должен быть тщательно продуман, иначе возможно повышение абсорбции водорода.
При фосфатировании водород внедряется в сталь. Необходимо регулировать в ванне содержание свободной кислоты и определенных окислительных агентов и тем самым снижать количество адсорбированного водорода.
Атмосферная коррозия металла может вызвать адсорбцию водорода в том случае, если она протекает в промышленной атмосфере, содержащей сернистый ангидрид и кислую сернокислую соль.
Водород, проникший в сталь, при трении будет постепенно диффундировать в поверхность и вызывать ее изнашивание.
Виды водородного изнашивания. Как установлено А. А. Поляковым и автором, имеются два основных вида изнашивания поверхностей стальных и чугунных деталей под воздействием водорода: изнашивание диспергированием и изнашивание разрушением.
Водородное изнашивание диспергированием (ВИДИС). При этом виде изнашивания каких-либо изменений в поверхностном слое деталей вследствие обычного износа при диспергировании не наблюдается. Водород усиливает (в зависимости от его количества в поверхностном слое) диспергирование стали или чугуна. На поверхностях трения нет вырывов, задиров, заметного переноса материала с одной поверхности трения на другую; они могут иметь блеск и очень мелкие царапины, которые не видны невооруженным глазом и расположены в направлении
движения.
Водородное изнашивание разрушением (ВИРАЗ) имеет специфическую особенность: поверхностный слой стальной или чугунной детали разрушается мгновенно на глубину до 1—2 мкм. Это происходит, когда поверхностный слой накапливает большое количество водорода. Ранее отмечалось, что процесс трения создает условия высокой концентрации водорода в поверхностных слоях стали. Трение десорбирует смазочный материал, и водород получает возможность занять большее число адсорбционных центров на поверхности. Концентрация водорода в стали непрерывно возрастает. Водород попадает в микротрещины, поры, межкристаллитные границы и др. При трении происходит периодическое деформирование поверхностного слоя, и объем дефектных мест (полостей) изменяется. Поступающий в полости водород молизуется и, не имея возможности выйти обратно при уменьшении объема, стремится расширить полость, создавая высокое напряжение. Повторение цикла вызывает эффект накопления, продолжающийся до тех пор, пока внутреннее давление в полостях не вызовет разрушения стали по всем развившимся и соединившимся трещинам.
Рассмотрим повреждения различных деталей и узлов трения от ВИРАЗ.1. При эксплуатации керосиновых насосов наблюдались случаи катастрофического износа поверхностей стальных закаленных роторов и сопряженных с ними бронзовых золотников. Ротор изготовлен из стали 12ХНЗА, твердость поверхности ИКС 60, твердость золотника из бронзы НВ 61. Внешне разрушение проявлялось как износ стальной поверхности на глубину 0,03 мм и намазывание микроскопических лепестков стали на поверхность бронзового золотника.
Идентичность материала этих лепестков с материалом ротора установлена спектральным анализом. На роторе по всей поверхности трения имелись относительно глубокие кольцевые царапины. На участках золотника, где частиц стали не было, наблюдалось «вымывание» одной из фазовых составляющих бронзы и следы серого налета на поверхности.
Как выяснилось, ротор имел небольшой перекос относительно золотника, что могло привести к повышенной скорости изнашивания поверхностей трения. В керосине, который одновременно служит смазочным материалом для насоса, допускается незначительное количество примесей коррозионно-активных соединений серы (меркаптаны). Вследствие высокой сорбционной способности они могут накапливаться на металлических поверхностях. В обычных условиях работы эти соединения при допустимом их содержании в керосине не вызывают коррозии. С повышением температуры возникает хемосорбция, физическая адсорбция уменьшается и, следовательно, уменьшается механическое защитное действие адсорбционного слоя. В этих условиях трение приводит к значительному ускорению коррозии. Происходит избирательное анодное растворение медного сплава, образование меркаптанов, выделение водорода на меди и диффузия его в сталь.
Трудности лабораторного воспроизведения этого процесса связаны с необходимостью пропускать через зону трения большой объем керосина, чтобы накопить достаточное количество упомянутых поверхностно-активных соединений.
Золотники топливных насосов, а также лопатки роторов насосов и сопряженные с ними детали не всегда имеют повреждения от водородного изнашивания в виде крупных задиров и микропереноса. Некоторые детали работают в режиме ВИДИС. Однако за несколько часов работы линейный износ поверхностей трения может составить 0,5 мм и более (при нормальной работе износ до 0,01 мм).
2. Перенос чугуна на пластмассу в узлах трения чугун — пластмасса, применяемых в некоторых тормозных устройствах машин, имеет широкие масштабы. Это является одной из причин частых смен тормозных пластмассовых колодок. На рис. 5.2 показаны колодки из пластмассы после эксплуатации. Рабочая поверхность колодок почти сплошь покрыта тонкой чугунной пленкой. Срок службы таких колодок очень низкий, иногда не превышал 40—50 ч работы машины. Взамен пластмассы был создан фрикционный материал ретинакс с большей износостойкостью. Однако чугун переносился и на этот материал, хотя и при более высоких температурах, давлении и в течение более длительного времени, чем при испытаниях колодок из пластмассы. Этим, вероятно, можно объяснить, что срок службы тормозных колодок из ретинакса в несколько раз выше, чем колодок из пластмассы.
Рис. 5.2. Пластмассовые тормозные колодки авиаколеса с намазыванием чугуна (светлые участки)
Перенос чугуна на пластмассовый элемент тормоза автомобиля изучали М. М Бороду-лин и И. И. Васильев. При намазывании чугуна фрикционные качества пары трения снижаются, а на поверхности контртела образуются глубокие кольцевые выработки. Тормозные барабаны быстро выходят из строя. Явление намазывания в тормозных транспортных средствах было впервые обнаружено при работе тормозных накладок в горных условиях (температурный режим наиболее тяжелый).
В зависимости от напряженности работы тормозною элемента образуются повреждения как на тормозном барабане, так и на накладке или колодке из фрикционной пластмассы. На поверхности пластмассовой колодки легкового автомобиля в наиболее нагруженной части имеются частицы чугуна в виде небольших вытянутых по направлению движения лепестков размером до 1—1,5 мм2. В тормозных устройствах грузовых автомобилей повреждения колодок имеют большие размеры, хотя характер повреждения тот же.
Одним из методов борьбы с водородным изнашиванием является введение в тормозной материал 2—3% окиси меди, которая восстанавливается водородом до чистой меди, Этот металл-наполнитель не только изменяет некоторые свойства фрикционного материала (например, теплопроводность), но и заметно влияет на процесс трения: ликвидируется перенос стали на фрикционный материал. Введение в тормозной материал алюминия как наполнителя не дало положительных результатов. Окислы алюминия имеют высокую твердость и вызывают абразивное изнашивание обоих элементов пары трения, В целом наполнитель не должен быть тверже, чем сопряженная поверхность, а его температура плавления должна быть ниже.
3. Тяжелые условия работы тормозных пластмассовых колодок железнодорожного транспорта вызывают большие повреждения поверхностей трения в результате переноса материала бандажа колеса. В практике эксплуатации железнодорожных вагонов с пластмассовыми тормозными колодками Были случаи весьма большого намазывания металла на пластмассу. Масса перенесенного металла достигала 100 г на колодку.
Водородное изнашивание при трении качения.Первые сведения о наводороживании при трении качения появились в 1963 г., когда Л. Грунберг и др. провели исследования влияния воды в минеральном масле на ускорение разрушения шарикоподшипников, изготовленных из обычных сталей.
Был предложен механизм ускоренного разрушения шарикоподшипников, основанный на образовании вакансионной диффузии водорода в высоконапряженную сталь и ее охрупчивании. Эту гипотезу проверяли на четырехшариковой машине со смазочным материалом, содержащим 6% тритиевой воды высокой активности. На испытуемом приводном шарике образовались питтинги, на остальных трех шариках напряжения были меньше и признаков поверхностных усталостных разрушений не наблюдалось. Описанный эксперимент подтверждает гипотезу, что вода в масле разлагается на водород и кислород; водород внедряется в металл, который при трении качения подвергается поверхностному усталостному воздействию. Уменьшение радиационной активности со временем может быть отнесено к выводу трития из металла.
Для узлов трения современной техники (особенно для тяже-лонагруженных подшипников авиационных двигателей) представляют интерес исследования по изучению причин снижения сопротивления усталости при качении, обусловленного присутствием воды в смазочном материале или топливе при эксплуатации машин и механизмов.
Механизм влияния воды на снижение контактной усталости, по мнению Л. Грунберга и др., состоит в следующем. Поверхностные микротрещины, образованные в условиях контакта при качении, действуют как тонкие капилляры. Смазочный материал заполняет эти капилляры, а растворенная в нем вода, конденсируясь в вершинах трещин, образует богатую водой фазу. Циклические напряжения, сконцентрированные у вершины трещины, водная коррозия и водородное охрупчивание действуют совместно, увеличивая скорость роста трещины. Вода может привести к образованию небольших коррозионных повреждений, которые становятся концентраторами напряжений.
Р. Шацберг указывает методы предотвращения снижения контактной усталости при качении, обусловленной присутствием воды в смазочном материале. Экспериментально установлено, что с помощью присадок можно снизить вредное действие воды и повысить долговечность подшипников. Результаты опытов, проведенных на четырехшариковой машине, показывают, что добавка 0,1% изопропиланинэтанола (ИПАЭ) полностью нейтрализует вредное влияние 1 % воды, образующей со смазочным материалом эмульсию. В трещине существуют анодная и катодная зоны, причем металл в конце трещины служит анодом.
Уменьшить наводороживание тел качения в результате действия воды при эксплуатации можно применением в подшипниках качения режима избирательного переноса. В этом случае образование на контактной поверхности тонкой медной пленки предотвращает проникновение воды и водорода в микротрещины и может значительно повысить контактную прочность.
Водородное изнашивание титановых сплавов. Титан и его сплавы имеют ряд свойств, которые выгодно отличают их от других конструкционных материалов: высокие коррозионную стойкость, коррозионно-механическую прочность, эрозионно-ка-витационную стойкость, низкую хладноломкость, немагнитность, особые физико-механические характеристики (отсутствие продуктов коррозии в системах, относительно малые тепловые деформации).
Антифрикционные свойства титановых сплавов низкие, что ограничивает их применение в механизмах с узлами трения. По сравнению с другими конструкционными металлами (за исключением алюминия и его сплавов) при трении титана развиваются большие пластические деформации, что увеличивает температуру поверхностей трения и роль диффузионных процессов. Указанные обстоятельства повышают интенсивность водородного изнашивания титана, которое, как правило, сопровождается схватыванием поверхностей. Проникающий в поверхностные слои водород образует с титаном химическое соединение, которое, обладая высокой хрупкостью, резко снижает антифрикционные свойства поверхностей.
Наибольшая интенсивность изнашивания наблюдалась при смазывании трансформаторным маслом; она была меньше в среде морской воды и еще меньше без смазочного материала на воздухе.
При трении титановых сплавов наличие водорода, поступающего из окружающей среды, приводит к резкому снижению их износостойкости.
В продуктах изнашивания титановых сплавов количество водорода превышает допустимое его содержание в таких сплавах. Титан становится хрупким при содержании водорода более 0,025%.
Даже обычные смазочные материалы, содержащие поверхностно-активные вещества, не создают на поверхности титана и его сплавов прочной адсорбированной пленки. Смазочный материал является поставщиком водорода, вызывающего охрупчивание поверхностного слоя металла, поэтому обычные смазочные материалы не снижают, а увеличивают износ титановых сплавов.
Для улучшения антифрикционных свойств титановых сплавов их предварительно подвергают термическому оксидированию на воздухе или в различных средах (песке, графите, расплавах солей и т. п.) при температуре 500—1100°С. В этом температурном интервале независимо от состава окислительной среды образуется окисная пленка и газонасыщенный слой, обусловливающие прочную адгезию последующего фрикционного покрытия. При температуре ниже 500°С они получаются очень толстыми и при фрикционной обработке разрушаются.
После оксидирования поверхность изделий натирают медью или медными сплавами в среде глицерина. На поверхности в результате схватывания и переноса формируется равномерное покрытие из меди и ее сплавов, которое предотвращает схватывание и заедание поверхностей и улучшает антифрикционные свойства изделий.
Изнашивание металлов в среде газообразного водорода. Газообразный водород влияет на интенсивность изнашивания металлов, если при трении металл насыщается водородом. Если же адсорбированные слои смазочного материала или твердых веществ в процессе трения не будут десорбироваться, освобождая поверхность металла для адсорбции водорода, то последний не усилит интенсивность изнашивания.
Методы предупреждения и уменьшения водородного изнашивания [16]. На основании исследований можно указать общие направления предупреждения и уменьшения наводорожи-вания при трении и дать рекомендации по снижению водородного изнашивания трущихся деталей машин.
1. При выборе материалов для узлов трения необходимо учитывать степень их наводороживания и охрупчивания. Введение в сталь хрома, титана, ванадия снижает проникновение в нее водорода. Наклеп стали может увеличить поглощение водорода. Холоднодеформированная сталь может поглотить в 1000 раз больше водорода, чем отожженная. Водородная хрупкость проявляется в большей степени в сталях ферритного класса. В закаленных или слабоотпущенных углеродистых и низколегированных сталях хрупкое разрушение может быть даже при ничтожно м-алом количестве водорода.
Необходимо, где возможно, исключать из узлов трения полимеры, способные к быстрому разложению и выделению водорода. Введение в тормозные материалы на основе полимеров измельченной на куски латунной проволоки улучшает фрикционные характеристики. В процессе интенсивного торможения при термомеханической деструкции полимера выделяющийся водород будет реагировать с окисной пленкой латунной проволоки. Это уменьшит поток водорода в стальное или чугунное контртело и тем самым отодвинет границу катастрофического водородного разрушения сопряженных поверхностей.