Сроки службы трущихся деталей

Лекция №1 Введение в триботехнику

 

 

Срок службы машин — календарная продолжитель­ность эксплуатации изделия до разрушения или другого пре­дельного состояния. Предельное состояние может устанавли­ваться по изменениям параметров, условиям безопасности, эко­номическим показателям, по необходимости первого капитального ремонта и т. п.

Выход из строя деталей и рабочих органов машин при нор­мальных условиях эксплуатации является следствием физиче­ского износа разных видов: усталостных разрушений, ползучести материалов, механического износа, коррозии, эрозии, кавита­ции, старения материала и др.

Современное состояние теории рабочих процессов машин, на­личие обширной экспериментальной техники для определения рабочих нагрузок и высокий уровень развития прикладной тео­рии упругости при относительно хороших знаниях физических и механических свойств материалов позволяют обеспечить доста­точную прочность деталей машин с большой гарантией от поло­мок их в нормальных условиях эксплуатации. Поэтому наибо­лее распространенной причиной выхода деталей и рабочих орга­нов машин из строя является не поломка, а износ и повреждение рабочих поверхностей..

Особенно велик износ деталей и рабочих органов машин-ору­дий, которые эксплуатируются в абразивной и агрессивных сре­дах, и деталей транспортных машин, работающих в условиях гря­зи и пыли. Например, ресурс дробящих плит составляет в сред нем 4—6 мес, зубьев ковшей экскаваторов, ножей скреперов и бульдозеров, шнеков — 6—8 мес. На дробилке массой 6 т при дроблении высокоабразивных пород расходуется в год 17 т дробящих плит. Контрольные сроки службы до капитального ремон та угольных комбайнов 8—12 мес, а конвейеров в угольных шах тах 2—3 года. Дизели, установленные на мощных автосамосвалах, требуют капитального ремонта после 1500—2000 ч работы, т. е. через 6—8 мес. Бортовые шестерни тракторов работают до замены не более 2000—2500 ч, срок службы тракторных транс миссий до ремонта составляет 2500—3500 ч. За сезон работы тракторов на песчаных почвах приходится заменять два-три комплекта гусениц, что в среднем обходится в 50% стоимости ново го трактора. Лемех тракторного плуга в среднем обрабатывает до полного износа всего 15—20 га почвы, это вынуждает еже годно изготовлять для сельского хозяйства свыше 20 млн. лемехов, не говоря уже о том, что на тяжелых почвах режущая кромка лемеха требует ремонта через 4—6 ч работы плуга. Годовая потребность в запасных звеньях приводных цепей сельскохозяйственных машин составляет около 100 млн. шт.

За весь срок службы горного оборудования на его ремонт требуется средств в 10—12 раз больше, чем на выпуск новых машин. Имеется лини» один путь сокращения этих затрат — по­никни, ц.тосостопкость основных деталей машин,