НА ПРЕДПРИЯТИИ
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА
В настоящее время многие предприятия имеют службы (отделы) маркетинга и убедились в целесообразности их создания. Организация службы маркетинга требует от предприятия разработки такой ее структуры, которая смогла бы проводить всю маркетинговую работу – от планирования до контроля. При незначительных масштабах производства и сбыта всей маркетинговой деятельностью может заниматься один человек. Если деятельность предприятия значительна по своим масштабам, то ему необходимо иметь несколько специалистов по маркетингу и создать самостоятельный отдел (службу) маркетинга.
Организация службы маркетинга на предприятии возможна по трем основным принципам: функциональному, товарному, рыночному. В связи с этим различают следующие формы организации службы маркетинга: функциональную, товарную, товарно-функциональную, рыночную, товарно-рыночную, рыночно-фунциональную. Каждая из этих форм имеет сильные и слабые стороны и используется предприятием в зависимости от особенностей их деятельности, характера выпускаемой продукции, специфики сегмента рынка, на котором предприятие работает.
При функциональной организации службы маркетинга (рис. 2.1) каждый отдел (внутри этой службы) разрабатывает и осуществляет определенную функцию маркетинговой деятельности.
Рис. 2.1. Функциональная структура управления маркетингом
Такая структура организации эффективна, если:
· производственная и сбытовая деятельность предприятия постоянна и однообразна;
· предприятие работает с узким товарным ассортиментом, на небольшом числе рынков и сегментов, отличающихся однородностью и небольшой емкостью.
Функциональная форма организации имеет следующие преимущества и недостатки (таблица 2.1).
Таблица 2.1.
Преимущества функциональной формы организации | Недостатки функциональной формы организации |
1. Простота управления – у каждого исполнителя свой круг обязанностей. | 1. Конкуренция между функциональными участниками приводит к борьбе за частный интерес, а не за общий интерес предприятия. |
2. Конкуренция между функциональными участниками как стимул роста эффективности работы. | 2. Снижение качества работы с расширением номенклатуры продукции. |
3. Возможность функциональной специализации маркетологов как фактор роста их профессиональной квалификации. | 3. Отсутствие механизма поиска новых форм деятельности предприятия. |
Товарная организация службы маркетинга (рис. 2.2) заключается в том, что по каждому товару (группе товаров) имеется свой управляющий с группой сотрудников, выполняющих все функции маркетинга по данному товару (товарной группе).
Рис. 2.2. Товарная структура управления маркетингом
Такая структура организации эффективна для предприятий с широкой номенклатурой товаров и их реализацией на небольшом количестве однородных рынков, когда требования к сбыту, рекламе, упаковке по каждому товару существенно различаются и объем по каждому товару настолько большой, что может оправдать расходы на организацию службы маркетинга по товарному принципу.
Эта структура также имеет свои преимущества и недостатки (таблица 2.2.)
Таблица 2.2
Преимущества товарной формы организации | Недостатки товарной формы организации |
1. Полный маркетинг каждого товара (сбыт, реклама, стимулирование и др.) | 1. Широкий круг обязанностей каждого сотрудника затрудняет рост их квалификацию. |
2. Возможность изучения специфики потребностей и самих потребителей | 2. Недостаточное знание рынка по каждому товару. |
Рыночная организация службы маркетинга состоит в том, что по каждому рынку (или сегментам рынка) имеется свой управляющий с группой сотрудников, выполняющих все функции маркетинга по данному рынка (или сегменту). Применение рыночной организации эффективно, если предприятие работает с ограниченной номенклатурой товаров, но реализует их на достаточно большом количестве рынков, отличающихся друг от друга условиями реализации, или обслуживает несколько различающихся сегментов. Преимущества и недостатки этой формы сгруппированы в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Преимущества рыночной организации | Недостатки рыночной организации |
1.Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок | 1.Сложная структура организации службы маркетинга |
2.Достаточно достоверный прогноз рынка с учетом его специфики | 2.Низкая степень специализации работы отделов |
3.Лучшая координация отделов при выходе на рынок | 3.Недостаточное значение товаров |
Для преодоления недостатков товарной и рыночной организации маркетинга крупные предприятия, работающие с широкой номенклатурой товаров и на многих рынках, используют товарно – рыночную организацию службы маркетинга.
Товарно – рыночная организация – сочетание товарного и рыночного подходов, при котором управляющие по товарам отвечают за планирование сбыта и прибыли от продажи своих товаров, а управляющие по рынкам отвечают за развитие выгодных рынков для существующих и потенциальных товаров. Преимущества и недостатки этой формы отражены в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Преимущества товарно – рыноной организации | Недостатки товарно – рыночной организации |
1. Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок | 1. Высокие затраты на содержание службы |
2. Достаточно достоверный прогноз рынка с учетом его специфики | 2. Возможность возникновения противоречий между отделами службы |
3. Лучшая координация отделов при выходе на рынок | 3. Низкий уровень специализации сотрудников по сферам деятельности (сбыт, реклама, стимулирование и др.) |
4. Достаточно полное знание товара | 4. Трудности повышения квалификации сотрудников службы |
5. Изучение специфики потребностей и потребителей по каждому товару |
Служба маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия, содействующим его социально – экономическому и техническому развитию за счет повышения конкурентоспособности товаров и самого предприятия.
Служба маркетинга осуществляет связь с другими подразделениями и предприятия (таблица 2.5).
Таблица 2.5.
Взаимосвязь службы маркетинга с другими подразделениями предприятия