Четырехпольной матрицы

Методика балльного SWOT – анализа с использованием

Методика SWOT – анализа с использование четырехпольной матрицы

 

Основным недостатком методики проведения SWOT – анализа с использованием четырехпольной таблицы является трудность принятия решения и разработки возможный действий по учету факторов рыночной среды из-за небольшой информативности. Методика SWOT – анализа с использование четырехпольной матрицы решает часть этих проблем (рис. 1.4.).

Рассматриваемая методика позволяет получить не только перечень сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз рыночной среды, но и возможные стратегии для учета их при разработке программ предприятия.

 

  Возможности (ВО)   Показатель ВО 1 Показатель ВО 2 Показатель ВО 3 Показатель ВО 4 Показатель ВО 5   Угрозы (УГ)   Показатель УГ 1 Показатель УГ 2 Показатель УГ 3 Показатель УГ 4 Показатель УГ 5
Сильные стороны (СИС) Показатель СИС 1 Показатель СИС 2 Показатель СИС 3 Показатель СИС 4 Показатель СИС 5   Группа 1   Разработка стратегий, использующих «силу» для реализации «возможностей» СИВ Группа 2   Разработка стратегий, использующих «силу» для устранения «угроз» СИУ
Слабые стороны (СЛС)   Показатель СЛС 1 Показатель СЛС 2 Показатель СЛС 3 Показатель СЛС 4 Показатель СЛС 5   Группа 3   Разработка стратегий, минимизирующих «слабость», преодоление слабости за счет выявления «возможностей» СЛВ Группа 4   Разработка стратегий, минимизирующих «слабость», и избавления от слабостей и предотвращения «угроз» СЛУ

 

Рис. 1.4. Матрица четырехпольного SWOT – анализа.

Количественные методы SWOT – анализа позволяют оценить важность и силу влияния фактора на предприятие. На практике часто решения о возможных действиях и программах предприятия принимаются в условиях ограниченных ресурсов: временных, административных, материальных и финансовых. В таком случае очень важно правильно распределить ресурсы для достижения поставленных целей с учетом приоритетности и эффективности. Кроме того, информативность и простота работы с результатами анализа при использовании количественных методик повышаются.

Этапы реализации методики:

1. Определение объекта анализа: предприятие в целом, отдельные подразделения (филиалы и т.д.) или бизнес - единицы.

2. Определение критериев отбора и отбор экспертов (анализ проводится методом экспертных оценок или методом Дельфи).

3. Разработка формата для занесения результатов анализа факторов экспертами и итоговой формы.

 

Внешняя среда Внутренняя среда
Слабые стороны (СЛС) Сильные стороны (СИС) Всего
СЛС 1 СЛС 2 СЛС 3 Итого СИС 1 СИС 2 СИС 3 Итого
Возможности (ВО)                  
ВО 1                  
ВО 2                  
ВО 3                  
Угрозы (УГ)                  
УГ 1                  
УГ 2                  
УГ 3                  
Итого                  

 

Рис. 1.5. Матрица четырехпольного балльного SWOT – анализа.

 

4. Заполнение согласованного экспертами формата SWOT – анализа осуществляется в два этапа.

На первом этапе каждый эксперт определяет набор факторов микросреды и внутренней среды предприятия, которые с его точки зрения, наиболее важны. Факторы оцениваются по группам: сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы рыночной среды. Данная методика предусматривает ограничения по числу факторов, оцениваемых экспертами, - обычно 3-5 по каждой группе. Заполняются внешние колонки формата по группам.

На втором этапе каждый эксперт сопоставляет данные четырех групп факторов и проставляет балльную оценку возможной связи факторов по четырем группам (внутренние колонки формата). Пример использования матрицы четырехпольного бального SWOT – анализа представлен на рис.1.6.

Внешняя среда Внутренняя среда
Слабые стороны (СЛС) Сильные стороны (СИС) Всего
Отсутствие региональных представительств     Слабая координация подразделений по обслуживанию потребителей Недостаток оборотных средств Итого Собственная база НИОКР Сравнительная низкая себестоимость Наличие сертификата ISO 9000 Итого
Возможности                  
Высокие темпы спроса на товар в России -3 -2 -3 -8 -2
Возможность получения квоты на экспорт в ЕС -3 -3 -3 -9 -3
Отсутствие товаров - субститутов -1 -1
Угрозы                  
Ужесточение конкуренции -3 -3 -1 -7
Сезонные колебания на товар -1 -3 -4
Угроза со стороны движения в защиту природы в регионе -3 -3
Итого -10 -12 -10 -32

 

Рис. 1.6. Пример матрицы четырехпольного бального SWOT – анализа для

предприятия.

 

 

Возможно использование следующей шкалы оценки в баллах:

Негативное влияние:

-3 – сильное;

-2 – среднее;

-1 – слабое;

0 – влияние отсутствует.

Позитивное влияние:

+1 – слабое;

+2 – среднее;

+3 – сильное.

Колонки «Итого» показывают сумму баллов по строкам матрицы, колонка «Всего» - общую сумму по строкам матрицы. Строка «Итого» показывает сумму по колонкам матрицы.

5. Подготовка итогового формата анализа заключается в суммировании балльной оценки отдельных экспертов и нахождении среднего или средневзвешенного значения, если были предусмотрены рейтинговые коэффициенты для экспертов.

6. Использование результатов итогового SWOT – анализа в процессе стратегического планирования.

7.Проведение после окончания планового периода оценки запланированных действий с точки зрения достижений целей предприятием.