Билет 2. Образование древнерусского раннефеодального государства. Центры зарождения славянской государственности.

2 основные гипотезы образования Древнерусского государства: норманская и антинорманская.

Норманская теория опирается на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники. Утверждает, что государственность на Русь привнесена извне варягами – братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.

Антинорманская теорияосновывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположник теории – Михаил Ломоносов.

Существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Норманисты считают их скандинавами, обычно шведами, а часть антинорманистов, с Ломоносовым, считают их западнославянами.

Проблема этнического происхожения варягов независима от вопроса происхождения государственности на Руси.

Современная наука:противопоставление норманнской и антинорманской теории политизировано. Предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее происхождение правящей династии – широко распространенный в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособность народа создать государство, а конкретнее институт монархии.

После смерти Рюрика в 879 г. в Новгороде власть перешла к вождю одного из варяжских отрядов – Олегу.

В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, обманом убил киевских князей Аскольда и Дира (последних из рода Кия).

Эта дата (882 г.) традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Центром объединенного государства стал Киев. Тем самым объединяется Новгород и Киев что и послужило началом образования единого государства.

Билет 3. Основные направления политики первых русских князей (Олег, Игорь, Святослав).

В 879 г. правитель Рюрик умирает, князем становится его родич Олег. В 882г. Олег объединяется с варягами, Русью, чудью, кривичами, словенами взял Смоленск, Любеч и Киев. переносит в Киев столицу. Принято считать 882г. образованием страны – Киевская Русь.

В этот же период Олег покоряет другие племена (древляне, северяне, родимичи и др.) и облагает их данью, те кто с ним не воевал платили легкую дань, выплата дани явилась основной формой зависимости племен от Киева. Данью распоряжался князь, эти средства позволяли ему осуществлять функции государства (суд, военные действия и др.)

Олег не был монархом, он был главой древнерусского государства. По чрезвычайным событиям собиралось – вече. Князь был ограничен и советом с дружиной старшей (воеводы, наместники, советники) и младшей (княжеские слуги)

Олег заключил договор с Византией по поводу торгового пути «из Варяг в Греки», который предполагал беспошлинную торговлю для русских купцов.

После смерти Олега киевским князем стал Игорь. При Игоре с Византией был подписан новый договор, по которому русские купцы были обязаны платить пошлины. Игорь был менее успешен, чем Олег, дружина роптала, нужны были средства и Игорь отправляется за данью к древлянам. Затем решил повторить поход и тогда древляне на вече приняли решение – дать грабителям отпор, Игорь и его отроки (дружина) погибли, князя разорвали на части.

С 945г. Русью правит жена Игоря Ольга. Она отомстила древлянам за смерть мужа. Она ввела уроки– количество дани которую должен платить подданный, погосты – места где передавалась дань и повоз – вторая после полюдья форма налога.

В 962г. сын Святослав вырос и принял власть. В 965-967г. разгромил Хазарию. В 967-68гг. византийцы наняли Святослава и он занял дунайские земли и сел в Переяславце-на Дунае. В Киеве он посадил старшего сына Ярополка. В древлянской земле – второго сына Олега. В Новгороде – побочного сына Владимира. Сам же отправился на Дунай откуда не хотел уезжать.

970-971гг. второй Дунайский поход. 972г. Святослав умирает.

 

Билет 4. Причины, характер, обстоятельства крещения Руси. Церковь и государство в XI – XIII вв.

Язычество затрудняло международные контакты, что мешало политическому и культурному становлению государства. Для внутреннего порядка язычество тоже стало препятствием, язычество несло в себе агрессивность, алчность, племенную замкнутость.