Недостатки лизинга

Однако лизинг имеет и недостатки, главный из них – относительная дороговизна предмета лизинга для лизингополучателя по сравнению с покупной его за счет собственных заемных средств. При заключении договора лизинга стоимость привлекаемого заемного капитала будет больше, чем при использовании кредита, так как лизинговая компания получает вознаграждение за проведение лизинговой операции. Кроме того, на лизингодателя ложиться риск морального старения имущества и получения лизинговых платежей.14

В случае выхода оборудования из строя платежи производятся в установленные сроки независимо от состояния оборудования. Если объектом лизингового договора является крупный и уникальный объект, то в связи с большим разнообразием условий арендный сделок подготовка договоров об их лизинге требует значительного времени и средств.15

В случае повышения остаточной стоимости оборудования, лизингополучатель не получает выгоды. Кроме этого, платежи по лизинговому договору включают маржу лизингодателя, что увеличивает процентную ставку. Этот недостаток проявляется в случае привлечения лизинговой компаний дополнительных средств в банках, так как при этом лизинговая компания выступает в роли своеобразного посредника, а лизинговый платёж будет включать в себя кредит, маржу лизингодателя и ряд других расходов.

Также сдерживает развитие лизинговой отрасли недостаточная проработанность нормативно-правовой базы лизинга.

Действующая статья Гражданского Кодекса имеет ряд недостатков, так, например, она ограничивает работу лизинговых компаний с некоммерческими организациями, так как согласно ГК, имущество, полученное лизингодателем, может использоваться только в предпринимательских целях.

Существующее положение по бухгалтерскому учету также имеет ряд неточностей. Например, в нём отсутствуют нормы, регулирующие смену балансодержателя в течение договора лизинга.

Однако в законодательстве остаётся нерешённым вопрос об определении выкупной стоимости имущества. Этот связано с неясностью по налоговому учёту выкупной стоимости предмета лизинга, так как все существующие на сегодня уточнения Минфина не дают однозначного ответа на этот вопрос.

Острой проблемой на рынке лизинговых услуг остаётся также вопрос о возврате из бюджета налога на добавленную стоимость (НДС), уплаченного при покупке предмета лизинга, которое предусмотрено законодательством. На практике возврат НДС занимает достаточно много времени и связан с рядом проверок налоговыми органами на схемы ухода от налогов. Задержки в возврате НДС блокируют значительные средства лизинговых компаний и, таким образом, тормозят развитие этого рынка.

 

30.Медицинская услуга как рыночная экономическая категория. Функции медицинской услуги. Отличительные особенности медицинской услуги.

Основными функциями рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения являются:

воспроизводственная,обеспечивающая непрерывность процесса производства и воссоздания, расширения всего многообразия медицинских услуг, лекарственных средств, специального оборудования и других товаров медицинского назначения, их доступности, качества и развития. Поставляя и сбывая на рынке свою продукцию потребителям медицинских товаров и услуг, предприниматель приобретает на вырученные средства необходимые ему производственные ресурсы и за счет этого продолжает оказывать услуги и производить товары не только в прежних объемах, но и увеличивать их посредством инвестиций, создавать новые рабочие места во внебюджетном секторе здравоохранения, уменьшая число бюджетополучателей;

регулирующая,обеспечивающая сохранение управляемости в медикопроизводственном комплексе (МПК) при возникновении в нем негосударственного, частного сектора. Реагируя на происходящие изменения в производстве и потреблении медико-фармацевтической продукции, рынок помогает приспосабливать производство к структуре потребностей населения страны в целом и ее регионов в медикофармацевтической помощи, устанавливать и поддерживать прямые и обратные связи между производителями и потребителями медицинских услуг, работ, товаров, налаживать взаимовыгодное сотрудничество врачей с производителями медицинских средств, препаратов, способствуя тем самым укреплению и развитию единого МПК на основе производственно-торговых связей;

 

ценообразующая,заключающаяся в том, что, объединяя и сопоставляя спрос и предложение товаров и услуг, рынок уравновешивает их и одновременно формирует рыночную цену как результат торга между продавцами и покупателями. Ценообразующая функция сочетается и объединяется с регулирующей;

стимулирующая,выполняющая роль эффективного инструмента снижения удельных производственных затрат, содействующая экономии общественного труда и повышению продуктивной занятости работников МПК. Реализация этой функции непосредственно зависит от состояния конкуренции в отрасли и уровня рыночных цен, в которых учитываются необходимые затраты труда врачей, фармацевтов и других специалистов, потребительские качества услуг и товаров, предложение и спрос на них. Рыночный механизм, благодаря конкуренции и возможности выбора, заставляет организации МПК повышать производительность и эффективность труда, улучшать качество, совершенствовать лечебно-диагностические и другие производственнотехнологические и организационно-технологические процессы. Даже

самый строгий административный контроль не способен устранить с рынка услуги и товары низкого качества так эффективно, как это делает конкурентный рынок;

санирующая,проявляющаяся в том, что рыночные отношения укрепляют «здоровье» экономического организма медико-фармацевтических структур, излечивают их от разного рода «болезней» консервативным, а нередко и хирургическим путем. Вынуждая предпринимателей совершенствовать технологию производства, снижать издержки, заниматься информационно-рекламной деятельностью, экономно расходовать материальные, финансовые, трудовые и временные ресурсы, заниматься санитарно-просветительской работой, повышать эффективность медицинского обслуживания населения, рынок очищает здравоохранение от профессионально слабых и экономически неэффективных организаций и субъектов, создавая в то же время дополнительные возможности для более продуктивных и перспективных;

 

конкурентная,выражающаяся в профессиональном и социальноэкономическом рыночном соперничестве организаций МПК за достижение высоких результатов в диагностике, лечении и реабилитации больных, в сервисном обслуживании пациентов, в производстве лекарственных средств и других товаров медицинского назначения, а также в их стремлении к наиболее полному удовлетворению потребностей здравоохранения в услугах и товарах повышенного спроса.

Следует иметь в виду, что успешная реализация перечисленных функций рынка медицинских услуг и товаров имеет место лишь в условиях развитых, законодательно подкрепленных, цивилизованных рыночных отношений, гармонично сочетающихся с надежным государственным регулированием коммерческой деятельности в сфере здравоохранения и подкрепляемых высокой культурой субъектов этой деятельности. В противном случае рыночные механизмы вступают в противоречие с государственными, конкуренция вытесняется монополией и рынок становится «полем чудес» для коррумпированных элементов.

Практически все участники медицинской, медико-производственной деятельности в той или иной степени вовлечены в рыночные отношения, представлены на рынке товаров и услуг. Коммерческие организации, предприниматели непосредственно связаны с рынком, продавая на нем результаты своей деятельности и приобретая необходимые ресурсы. Но и государственные по форме собственности медицинские организации, и даже государственные учреждения не избавлены от участия в рынке медицинских товаров и услуг, так же как и СМО. Если государственный заказ медицинским организациям или заказ на предоставление медицинских страховых услуг предоставляется на конкурентной основе, с применением торгов, то и здесь налицо рыночные отношения. Индивидуальные потребители медицинских товаров и услуг напрямую участвуют в рыночных отношениях, избирая производителя, продавца и оплачивая приобретаемые блага. Но и потребители товаров и услуг, оплачиваемых из бюджетных средств, внебюджетных, страховых фондов, косвенно участвуют в рынке медицинского продукта, будучи его потребителем.

 

31. Рыночная модель ценообразования в здравоохранении.

Ценообразование в системе здравоохранения имеет ряд особенностей. Первое, с точки зрения оценки затрат. Затраты на диагностику и лечения разные, равно как и разные затраты в поликлинике и стационаре, также разные затраты в стационарах разных лечебно-профилактических учреждений и т.п.. Оснащения, которое выполняет одни и те же функции имеет стоимость, которая различается в несколько порядков, например, стоимость аппарата УЗД составляет от 10 до 200 тыс.долларов, итак, амортизационные отчисления за проведение УЗД на разных аппаратах тоже будет отличаться в несколько порядков..

Второе, являются определенные проблемы с оценкой интеллектуальной работы врачей. Сегодня практикуется платить врачу определенную ставку и его рабочее время учитывать определенным количеством часов. При такой системе вознаграждения врач мало заинтересован в результатах своей работы. Проводить оплату за сложность случаев или количество пролеченных или вылеченных больных тоже не выход, поскольку результаты работы врача не всегда зависят от его умений и квалификации. В системе здравоохранения сложным есть самая количественная оценка работы врача, как в конце концов и всего другого медицинского персонала.

Третье, сложность состоит в оценивании риска работы самого медицинского персонала. Не смотрясь на средства индивидуальной защиты, профессиональный риск для медицинского персонала есть во всех странах, несмотря на степень их развития. Другой вопрос, что степень этого риска разная. В условиях рыночной экономики врачи имеют определенные страховки. У нас обязательному страхованию от несчастных случаев застрахованные врачи быстрой помощи и от Вола-инфекции некоторая категория врачей. Нужно ли учитывать такой риск при оплате работы медицинского персонала? Бесспорно, что так, а отразится ли это на стоимости предоставления медпомощи – также так. Ведь цены на медицинские услуги будут возрастать в зависимости от степени опасности заболевания.

И четвертое, индивидуальность пациента и переменчивость его состояния, как предмета работы. Динамичность поведения организма каждого пациента практически не дает возможности точно определить затраты, которые необходимые будут для его лечения. Калькуляцию (срок калькуляция – означает подсчет) можно будет провести лишь после завершения его лечения. Такой подход также содержит значительную судьбу риска для полноты оплаты услуги. Понятно, что санкции к неплательщикам употреблять в системе здравоохранения есть нереальным.

Таким образом, процесс ценообразования в системе здравоохранения происходит в состоянии сплошной неопределенности, которая предопределяет отдельные трудности и требует единого методологического подхода.

Основным требованием рыночного механизма ценообразования является свободное формирование цен на основе договора производителя медицинских услуг и покупателя. В этих условиях необходимо формирование продуманной государственной и региональной политики цен, учитывающей, что искусственное сдерживание, “замораживание” цен на услуги здравоохранения может привести к снижению качества и эффективности медицинской помощи населению.

основные задачи, решаемые в процессе рыночного ценообразования. 1. Постановка задачи ценообразования. По существу это выработка (обоснование) высшим руководством предприятия политики в области ценообразования (для предприятия в целом и/или для конкретного товара), а также определение ценовой стратегии на краткосрочную и долгосрочную перспективу. 2. Анализ спроса и предложения. По определению рыночная цена формируется в процессе свободного торга. Отсюда процесс ценообразования должен основываться на данных о динамике спроса и предложения в зависимости от изменения цены. Кроме того, необходимо знать степень реакции спроса и предложения на изменение цены на один пункт, то есть их ценовую эластичность. 3. Анализ издержек производства и обращения товара. В общем случае суммарные затраты на производство и реализацию товара формируют минимальную его цену. Однако структура издержек может существенно повлиять на величину удельных затрат на единицу товара. Это обстоятельство и необходимо учитывать на всех этапах ценообразования. 4. Анализ цен и товаров конкурентов. Как правило, на любом рынке имеет место тот или иной уровень конкуренции. При этом каждый из конкурентов реализует свою товарную, ценовую и др. стратегию. Отсюда, 16 для эффективной деятельности на рынке необходимо учитывать особенности товаров-аналогов, а так же действия в области ценообразования предприятий-конкурентов. 5. Выбор метода расчета цены. В настоящее время разработано и используется множество различных методов расчета цены. Однако каждый из них эффективен только при определенных условиях. Задача состоит в обосновании адекватного для конкретного случая ценообразования метода расчета цены. 6. Расчет базовой цены товара. Собирается необходимая информация и выполняется расчет базовой цены товара на основе выбранного ранее метода. В случае необходимости осуществляется проверка экономической адекватности полученной при расчете базовой цены. 7. Оперативное регулирование цены. Базовая цена устанавливается как исходная при выводе товара на рынок. Последующие за этим действия (реакция рынка на такой товар по такой цене) могут потребовать корректировки цены в ту или иную сторону. Однако возможен возврат к какому-либо из блоков модели с целью пересмотра принятых ранее положений (например, изменение ценовой стратегии предприятия, уточнение реакции спроса или предложения по цене и т.п.). В результате рыночное тестирование, как механизм обратной связи, показывает, насколько эффективен реализуемый процесс ценообразования. 8. Учет внешних факторов. На процессы рыночного ценообразования оказывают воздействие факторы, не контролируемые инициатором цены товара – производителем. Основными и наиболее действенными из них являются: меры государственного воздействия при установлении рыночной цены; характеристика типа рынка товаров; инфляционные и другие процессы, обусловливающие предпринимательские риски в процессе установления цены товара. Эти и другие факторы являются объективными ограничителями свободы предприятий при установлении цены на свой товар

32.Формирование механизма государственно-частного партнерства на рынке медицинских услуг РК.

Государственно-частное партнерство – форма взаимодействия государственного и частного секторов, предусматривающая полную или частичную передачу субъектам частного сектора ответственности за оказание услуг, традиционно относящихся к сфере ответственности государственного сектора, на условиях справедливого разделения между его участниками рисков и выгод, а также контроля со стороны государства.

государственно-частное партнерство, прежде всего, помогает избежать возможного негативного эффекта от исключительной прерогативы государства на собственность и оказание услуг, с одной стороны, и полной приватизации, с другой. Государственно-частное партнерство сочетает в себе лучшее из «двух миров»: частный сектор и его ресурсы, управленческие навыки и технологии, а также государственный сектор с его регулирующей деятельностью и защитой общественных интересов. Этот сбалансированный подход особенно приветствуется в предоставлении общественных услуг, которые касаются основных потребностей каждого человека.

Государственно-частное партнерство основывается с целью обеспечить финансирование, планирование, исполнение и эксплуатацию объектов, производств и предоставления услуг государственного сектора.

Государственно-частное партнерство обращается к инновационным методам, применяемым государственным сектором для заключения контракта с частным сектором, использующим свой капитал и управленческий потенциал при реализации проектов в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом, в то время как государственный сектор сохраняет ответственность за обеспечение населения этими услугами выгодным для него способом и оказывает позитивное воздействие на экономическое развитие и повышение качества жизни населения.

Достоинства государственно-частного партнерства:

- увеличение эффективности реализации проектов вследствие потенциально возможного снижения объема инвестиций и эксплуатационных издержек за счет использования управленческого опыта частного партнера;

- разделение рисков проекта между государством и частным партнером, на принципах «лучшей управляемости» (каждая из сторон принимает на себя только те риски, которыми она может управлять более эффективно по сравнению с партнером);

- возможность реализации приоритетных проектов «немедленно», а не в будущем;

- отсутствие пика государственных бюджетных капиталовложений, замена их на поток платежей, распределенный во времени на весь период действия соглашения о партнерстве.

- наличие долгосрочных обязательств перед государством со стороны частного партнера;

- выполнение работ по проекту строго в соответствии со сметой и временным графиком;

- привнесение в проект более высоких управленческих стандартов частного сектора;

- перенос на частного партнера ответственности за сохранение и поддержание актива на протяжении жизненного цикла проекта;

- осуществление контроля со стороны государственного сектора за качеством оказываемых услуг;

- исключение коррупции и незаконной практики на всех этапах реализации проекта.

Недостатки государственно-частного партнерства:

- невозможность коррекции условий соглашения при неблагоприятных для государства изменениях внешних условий (финансовых, экологических или иных) в процессе действия соглашения;

- сложность реализуемых проектов и, как следствие, вероятность возникновения высоких транзакционных издержек;

- более дорогое финансирование, по сравнению с прямым государственным финансированием.

Развитие государственно-частного партнерства в различных странах можно разделить на этапы подготовки, внедрения и совершенствования.

С момента обретения независимости Казахстан также поэтапно внедряет государственно-частное партнерство, постепенно расширяя сферы его применения начиная от более простых схем, до сложных.

Применение более простых схем государственно-частного партнерства, таких, как контракты на управление, лизинговые соглашения было характерно на этапе становления рыночных отношений в Казахстане в 90-е годы прошлого века.

Следующим этапом в становлении государственно-частного партнерства в Казахстане стало расширение взаимодействия государства и бизнеса в рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года.

Были созданы институты развития Казахстана, в том числе Инвестиционный и Инновационные фонды Казахстана, ставшие реальными инструментами государственно-частного партнерства в процессах диверсификации экономики страны.

Кроме того, Правительством Республики Казахстан планируется детально обсудить с международными экспертами и казахстанскими специалистами как концептуальные вопросы, так и вопросы практической реализации механизмов государственно-частного партнерства с учетом передового международного опыта, выработать рекомендации и пошаговый план дальнейших действий.

 

39, Эффективность в здравоохранении: виды и способы оценки,

Эфф. Здр-Экономической эффективность деятельности органов и учереждении здравоохранении соотнесенный с суммой затраченных средств на здравоохранение. . Часто медицинская эффективность является доминирующей, требующей значительных затрат, отдача от которых может иметь место в отдаленном будущем или вовсе исключается. При организации медицинского обслуживания пожилых людей с хроническими дегенеративными заболеваниями, больных с умственной отсталостью, тяжелыми повреждениями центральной и периферической нервной системы и некоторыми другими состояниями при явной медицинской и социальной эффективности экономический эффект будет отрицательным.

. По виду эффективности: медицинская; социальная; экономическая

Медицинская эффективность - это степень достижения медицинского результата. В отношении одного конкретного больного это выздоровление или улучшение состояния здоровья, восстановление утраченных функций от-дельных органов и систем. На уровне учреждений здравоохранения и отрасли в целом медицинская эффективность измеряется множеством специфических показателей: удельный вес излеченных больных, уменьшение случаев перехода заболевания в хроническую форму, снижение уровня заболеваемости населе-ния.

Социальная эффективность - это степень достижения социального ре-зультата. В отношении конкретного больного - это возвращение его к труду и активной жизни в обществе, удовлетворенность медицинской помощью. На уровне всей отрасли - это увеличение продолжительности предстоящей жизни населения, снижение уровня показателей смертности и инвалидности, удовлетворенность общества в целом системой оказания медицинской помощи.

Экономическая эффективность - это соотношение полученных результатов и произведенных затрат. Расчет экономической эффективности связан с поиском наиболее экономичного использования имеющихся ресурсов. Этот показатель является необходимым составляющим звеном в оценке функционирования системы здравоохранения в целом, отдельных ее подразделений и структур, а также экономическим обоснованием мероприятий по охране здоровья населения.

Методы экономической оценки в здравоохранении – это сопоставление эффектов альтернативных вариантов мед. Вмешательстве и различных программ здравоохранении. В расчете на единицу вложенных ресурсов сколько стоит болезнь ?т ОЭкономическая эффективность здравоохранения создает следующие виды экономических выгод для государства: снижение временной нетрудоспособности, инвалидности, преждевременной смертности, уменьшение затрат на медицинскую помощь.

40. система оплаты труда работников здравоохранения и их характеристика

Оплата труда — главный источник формирования денежных доходов работника. Работодатель обязан компенсировать затраты умственного и физического труда работающего путем денежной выплаты в виде заработной платы. При этом одна из вечных проблем — в какой сумме компенсировать затраты труда работающего, чтобы заработная плата не только возмещала трудовые затраты работника, но и стимулировала его интерес к качественному и производительному труду.

Финансовые средства организаций здравоохранения распределяются на две составляющие: первая — фонд оплаты труда с начислениями во внебюджетные государственные фонды, вторая — средства, направляемые на содержание и развитие организаций здравоохранения. В последующем эти средства подлежат распределению между подразделениями организации здравоохранения, а в рамках подразделений — между сотрудниками с учетом квалификационных групп и достигнутых показателей объема и качества выполненной работы.

В соответствии со статьей 7 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения», со статьей 236 Трудового Кодекса Республики Казахстан, с подпунктом 4) пункта 4 постановления Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» и с постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2011 года № 1539 «О ведомственных наградах некоторых государственных органов, входящих в структуру Правительства республики Казахстан» ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 13.04.2012 № 245 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
1. Утвердить следующие виды поощрения Министерства здравоохранения Республики Казахстан:
1) награждение нагрудным знаком «Денсаулық сақтау ісіне қосқан үлесі үшін»;
2) награждение нагрудным знаком «Денсаулық сақтау ісінің үздігі»;
3) награждение Почетной грамотой Министерства здравоохранения Республики Казахстан;
4) объявление Благодарности Министра здравоохранения Республики Казахстан;
5) денежное вознаграждение.

Правила оплаты труда медицинских работников в зависимости от объема, качества оказываемой медицинской помощи и отраслевой системы поощрения

Порядок оплаты труда медицинских работников в зависимости от объема, качества оказываемой медицинской помощи путем поощрения в виде денежного вознаграждения за счет экономии средств

Сумма экономии средств на дифференцированную доплату определяется по результатам эффективного планирования доходов и расходов, рационального использования ресурсов на основании отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, утвержденного первым руководителем субъекта здравоохранения.

Распределение суммы экономии средств, направляемой на выплату дифференцированной доплаты, между структурными подразделениями, медицинскими работниками и руководителями (заместителями руководителей) субъекта здравоохранения с медицинским образованием и осуществляющими медицинскую деятельность осуществляется в соответствии с их трудовым вкладом в достижении результата деятельности субъекта здравоохранения.

Порядок оплаты труда медицинских работников субъектов здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в зависимости от объема и качества оказываемой медицинской помощи за счет средств республиканского бюджета в виде целевых текущих трансфертов на оплату стимулирующего компонента комплексного подушевого норматива

41. факторы влияющие на объем медицинских услуг методика их оценки

 

42издержки :понятие сущность классификация. Постоянные и переменные издержки их характеристика.

Издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирова­ние, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполне­нием планов торгово-финансовой деятельности.

Текущие расходы авансируются ежегодно как по стоимости, так и в натурально-вещественной форме в виде средств и пред­метов труда, а также фонда потребления работников торговли Однако не все затраты торговли можно относить на издержки обращения. Так, затраты и потери, возникающие в результате небрежного отношения к собственности, убыт­ки, образующиеся по причине наличия дебиторской задолженно­сти, не востребованной в срок, штрафы и пени, уплачиваемые вследствие невыполнения хозяйственных договоров, и прочие по­добные потери не должны учитываться как издержки обраще­ния. Указанные расходы необходимо взыскивать с виновных лиц, либо списывать на результаты хозяйственной деятельности. Классификация Внешние связаны с тем, что фирма оплачивает работников, топливо, комплектующие изделия, то есть все то, что она не производит сама для создания данного изделия. В зависимости от специализации предприятия величина внешних издержек для производства одной и той же продукции колеблется. Так, на сборочных заводах удельный вес внешних издержек больше. Научная классификация издержек обращения предопределя­ется содержанием и структурой занятого в торговле живого и овеществленного труда, характером услуг, оказываемых торговле другими отраслями хозяйства. В соответствии с этим издержки обращения торговли делятся на следующие группы:

1) оплата труда работников;

2) оплата услуг других отраслей на­родного хозяйства (транспорта, связи, коммунального хозяйства и др.);

3) материальные затраты (амортизация основных средств и тары, износ спецодежды и малоценного оборудования, расход топлива, упаковочных материалов и т. п.);

4) материальные потери (товаров и тары при перевозке, хранении и продаже);

5) прочие расходы

Для целей учета, анализа и планирования издержек обраще­ния установлена их номенклатура для розничной и оптовой тор­говли. Согласно этой номенклатуре к прямым затратам магазинов, оптовых баз и складов относятся следующие расходы:

1) на железнодорожные, водные и воздушные перевозки;

2) автомобиль­ный и гужевой транспорт;

3) заработную плату (основную и допол­нительную), аренду и амортизацию основных средств;

4) содержа­ние зданий, помещений, сооружений и инвентаря;

5) текущий ремонт;

6) на хранение, подработку, подсортировку и упаковку то­варов, содержание холодильных установок;

7) проценты за кредит;

8) рекламу;

9) недостачи товарно-материальных ценностей в пути и при хранении в пределах норм, а также сверх норм убыли;

10) рас­ходы и потери по таре; отчисления на подготовку кадров и др. Постоянные издержки — это такой вид затрат, который несет предприятие в рамках одного производственного цикла. Определяется предприятием самостоятельно. Все эти затраты будут характерны для всех циклов производства товара.

Переменные издержки — это такие виды затрат, которые переносятся на готовое изделие в полном объеме.

Общие издержки — те затраты, которые несет предприятие в течении одной стадии производства.

Общие = Постоянные + Переменные Постоянные издержки

В краткосрочном периоде часть ресурсов остается неизменной, а часть меняется для увеличения или сокращения совокупного выпуска.

В соответствии с этим экономические издержки краткосрочного периода подразделяются на постоянные и переменные издержки. В долгосрочном периоде данное деление теряет смысл, поскольку все издержки могут меняться (т.е. являются переменными).

Постоянные издержки — это издержки, не зависящие в краткосрочном периоде от того, сколько фирма производит продукции. Они представляют собой издержки ее постоянных факторов производства.