Чрезвычайное законодательство в Великобритании и США в XX в.: закон «О чрезвычайных полномочиях» 1920 г., закон Маккарена-Вуда 1950 г., закон Хемфри-Батлера1945 г. и др.

Конституции большинства иностранных государств

предусматривают два режима осуществления

государственной власти – обычный и чрезвычайный.

Чрезвычайный режим предусматривается для ситуаций,

при которых нормальное функционирование государства и

общества является невозможным.

Юридическая регламентация института

государственного режима – гарантия против произвола

органов государственной власти при чрезвычайных

ситуациях, одна из определяющих характеристик

правового государства.

Существуют два правовых института,

регламентирующих чрезвычайный режим – это институт

«чрезвычайного положения» и институт «военного

положения». Первый из них содействует защите общества

и государства от какой либо внутренней угрозы, второй –

от внешней. Эти институты могут иметь свои виды.

Например, во Франции в кризисных ситуациях

допускается введение чрезвычайного, осадного положения

и состояния войны (2, с. 36).

Британское право знает два основных вида особого

положения: чрезвычайное и военное. Однако «военное

положение» в классическом понимании этого термина,

означающее приостановку обычного права и временное

подчинение страны или какой-то части ее территории

военным властям, неизвестно британскому праву. В

современном конституционном праве Великобритании под

военным положением понимается «такое существующее

во время войны положение вещей, при котором Корона

прокламацией или уведомлением, изданным военными

властями, предупреждает граждан о том, что рассмотрение

определенных категорий дел и вынесение по ним

приговоров будет осуществляться военными судами».

Таким образом, в Великобритании военное положение

является частным видом чрезвычайного режима, а его

основной признак – учреждение военных судов (1, с.382).

В США на конституционном уровне вопросы

чрезвычайного режима подробно не регламентируются.

Более того, законодательство не проводит строго различия

между отдельными видами чрезвычайного режима, сводя

их, по сути, к единому институту чрезвычайного

положения. Об этом свидетельствует и основополагающий

федеративный акт – Закон о национальном чрезвычайном

положении 1976 года, не только не различающий виды

чрезвычайного режима, но и не определяющий оснований

для их введения. При этом доктрина и практика различают

два вида чрезвычайного режима – чрезвычайное

положение и военное положение. Первое связывают с

чрезвычайными обстоятельствами, возникающими внутри

самого государства (восстание, мятежи, эпидемии и т.д.).

Второе – с чрезвычайными ситуациями, обусловленными

внешней угрозой (война или возможность начала военных

действий, международный терроризм и т.д.) Помимо этого,

различают также общенациональный и локальный

чрезвычайные режимы в зависимости от территории их

действия (3, с. 422).

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство,

что проблема видов правовых институтов,

регламентирующих чрезвычайный режим осуществления

государственной власти имеет важное практическое

значение. Оно состоит в том, что выделение какого-либо

вида института чрезвычайного режима требует подробного

законодательного регулирования по следующим вопросам:

- какие органы государственной власти

уполномочены вводить чрезвычайный режим;

- по чьей инициативе может быть введено

чрезвычайное или военное положение;

- основания для введения чрезвычайного режима;

- каковы последствия введения чрезвычайного или

военного положения;

- каков порядок прекращения действия чрезвычайного

или военного положения.

В законодательстве зарубежных стран содержится ряд

решений, вызывающих большой интерес как для

теоретических разработок проблем правовых институтов

чрезвычайного режима, так и для практической

деятельности по их регламентации.

Особо следует подчеркнуть, что среди причин,

являющихся основанием для введения чрезвычайного

режима, во многих странах преобладают такие, которые по

своему характеру представляют собой очевидные,

объективные факты, не нуждающиеся в оценке органа

государственной власти, наделенного правом принимать

решение о введении в действие институтов чрезвычайного

режима. Это обстоятельство делает невозможным

использование таких институтов в каких-либо иных целях,

нежели защита общественных и государственных

интересов. Так, во Франции основаниями для принятия

чрезвычайных мер Президентом Республики являются

серьезная и непосредственная угроза: институтам

Республики; независимости нации; целостности ее

территории; выполнению ее международных обязательств

и, наконец, прекращение нормального функционирования

конституционных государственных органов.

Основаниями для введения чрезвычайного положения

правительством являются: неотвратимая опасность,

возникшая в случае серьезных посягательств на публичный

порядок, и события, имеющие по своей природе и тяжести

характер общественного бедствия. Осадное положение

может быть введено: в случае внешней войны или

вооруженного восстания (2, с.37).

В Великобритании Закон о чрезвычайных

полномочиях 1964 года указывает, что чрезвычайное

положение может быть объявлено по решению

исполнительной власти, если окажется, что произошли или

могут произойти «события», влекущие за собой нарушения

правильного снабжения продуктами питания, водой,

топливом или электроэнергией либо нарушения

нормальной работы транспорта, лишить общество или

значительную его часть необходимых условий

существования (1, с.384).

Законодательство США не содержит четких

критериев оценки основания для введения чрезвычайного

режима. Это дает возможность весьма широко применять

этот институт. Так, основаниями для введения

чрезвычайного режима на федеральном уровне являются:

стихийные бедствия, забастовки или иные социально-

трудовые конфликты, вооруженное нападение на США

или угроза начала военных действий, угроза развитию

сельского хозяйства, восстановление либо угроза

национальной безопасности, внешней политике или

экономике страны со стороны других государств. Более

узко регламентирует основания для введения

чрезвычайного режима законодательство отельных штатов,

ограничиваясь в основном такими обстоятельствами, как

стихийные бедствия, эпидемии и эпизоотии, внутренние

беспорядки, угроза начала военных действий (3, с39).

В большинстве стран чрезвычайное положение, с

точки зрения субъектов, обладающих правом его введения,

можно разделить на два вида: чрезвычайное положение,

вводимое главой государства и чрезвычайное положение,

вводимое органами исполнительной власти.

Последствия введения чрезвычайного положения

разнообразны.

Во Франции решение Президента Республики о

принятии чрезвычайных мер влечет созыв Парламента, и

его нижняя палата – Национальное Собрание – не может

быть распущена в период действия чрезвычайных

полномочий Президента. Президент наделяется

практически неограниченными полномочиями, что

способствует снижению роли исполнительной и

законодательной власти.

Более того, Президент может подменять их и

принимать решения в законодательной и регламентарной

сферах.

Введение чрезвычайного положения правительством

расширяет компетенцию исполнительной власти, особенно

в сфере правового положения граждан. Возможно введение

военных судов для рассмотрения преступлений,

подсудных обычным судом в период, когда чрезвычайное

положение не действует. Одним из основных последствий

введения осадного положения является передача

гражданской администрации военным со значительным

расширением полномочий полиции (2, с. 40).

В США введение чрезвычайного режима изменяет

полномочия, порядок деятельности и формы

взаимодействия органов исполнительной власти и

должностных лиц на всех трех уровнях власти –

федерации, штатов и местных органов власти. В частности,

в непосредственное подчинение Президента переходит

Национальной гвардия, он же самостоятельно определяет

вопросы дальнейшего функционирования

государственного аппарата. Совещательные функции

исполняет Совет национальной безопасности,

координирующая роль отводится Федеральному агентству

по вопросам управления в чрезвычайных обстоятельствах.

Предписания, установление Президентом на случай

чрезвычайного режима подлежат строгому исполнению (1,

с.423).

В отличие от конституционной системы права, для

которой характерно наделение исполнительной власти

соответственными чрезвычайными правами, в

Великобритании переход к чрезвычайным методам

регулирования и перенос центра тяжести в управлении

государством на исполнительную власть достигается

посредствам делегирования чрезвычайных полномочий.

Таким образом, в период чрезвычайного положения

правительство от имени Короны может издавать

постановления по всем вопросам государственного

управления при некоторых ограничениях, установленных

Палатой общин.

Чрезвычайными постановлениями на любое лицо,

действующее от имени Короны, могут быть возложены

такие права и обязанности, какие исполнительная власть

сочтет необходимым для: 1) поддержания мира; 2)

обеспечения правильного снабжения продуктами питания,

водой, топливом, электроэнергией и иными предметами

первой необходимости; 3) обеспечения нормальной работы

транспорта; 4) любых иных целей, необходимых для

обеспечения безопасности и жизни общества.

В заключении стоит отметить тот факт, что институт

чрезвычайного положения не всегда детальнейшим

образом регламентирован в самой конституции того или

иного государства.

И это совершенно не справедливо, ибо как

нормальный, обычный режим осуществления

государственной власти устанавливается конституцией,

таким же образом и чрезвычайный режим должен

определяться конституцией.

13.3. Конституция IV и V республик во Франции (1946 и 1958 гг.)

Важнейшим вопросом внутриполитической жизни Франции после ее освобождения являлись будущее государственного строя, разработка новой конституции. В августе 1945 г. временное правительство Франции утвердило положения, согласно которым одновременно с проведением выборов в Учредительное собрание, призванное составить новую конституцию, должен был состояться референдум. Избирателям предлагалось ответить на два вопроса: 1) хотят ли они, чтобы была принята новая конституция или остались в силе конституционные законы 1875 г.? 2) будет ли проект конституции, принятый Учредительным собранием, окончательным или он должен быть утвержден последующим референдумом? Выборы в Учредительное собрание дали следующие результаты: коммунистическая партия собрала наибольшее количество голосов — 5004 тыс. голосов и получила 152 мандата, социалистическая партия — 4491тыс. и 139 мандатов, МРП — 4580 тыс. голосов и 145 мандатов (МРП — народно-республиканское движение, было создано в 1944 г.; в его состав вошло значительное число членов довоенных по преимуществу католических организаций и партий, ее поддерживали Ватикан и крупные банковско-промышленные корпорации).

В ходе референдума 96,4% голосовавших высказались за принятие новой конституции, 66,3% — за последующее утверждение конституции народным голосованием.

В апреле 1946 г. Учредительное собрание завершило составление проекта конституции, согласно которому предполагалось создание однопалатного суверенного парламента, президент лишался ряда своих прерогатив (права отлагательного вето, права роспуска парламента, права помилования и т. д.); закреплялась национализация отдельных отраслей промышленности, В ходе референдума этот проект был отклонен («за» — 9300 тыс. избирателей, «против» — 10 600 тыс.).

Второе Учредительное собрание.Результаты референдума потребовали выборов нового состава Учредительного собрания. В ходе этих выборов коммунистическая партия собрала почти 5204 тыс. голосов, социалистическая партия — 4190 тыс., МРП — 5596 тыс. Был составлен новый проект конституции, который в октябре 1946 г. был утвержден референдумом.

Конституция 1946 г.В преамбуле Конституции торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались равные права всех граждан независимо от пола; право политического убежища для лиц, борющихся за свободу; обязанность работать и право на получение должности независимо от происхождения, взглядов, вероисповедания; право на организацию профсоюзов и проведение стачек, но «в рамках законов, которые регламентируют эти вопросы»; право на заключение коллективных договоров. Декларировалась социальная помощь детям, матерям, «престарелым труженикам», инвалидам; обязательство республики не вести завоевательных войн: «...Не употреблять силы против свободы какого-либо народа». Объявлялось, что «всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает национальное или общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества».

Конституция предусматривала учреждение парламентской республики.

Парламент должен был состоять из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избирается на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Только Национальное собрание имело право принятия законов. Законодательной инициативой наделялись члены парламента и председатель Совета министров.

Совет республики избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. В соответствии со ст. 20 Конституции Совет республики получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием. Свое заключение по законопроектам Совет республики должен представлять в двухмесячный срок. Если заключение не соответствует тексту законопроекта, принятого Национальным собранием, последнее рассматривает проект или предложение закона во втором чтении и выносит окончательное решение только по поводу предложенных Советом республики поправок, принимая или отклоняя их полностью или частично. В случае полного или частичного отклонения поправок голосование закона во втором чтении происходит открытой подачей голосов, причем для его принятия требуется абсолютное большинство голосов состава депутатов Национального собрания, но при условии, что в Совете республики голосование закона в целом было проведено при этих же условиях.

Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президента республики. Он избирается парламентом сроком на семь лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент информируется относительно международных переговоров, подписывает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, осуществляет обнародование законов. Вместе с тем президент может потребовать от обеих палат нового обсуждения принятого парламентом закона (но повторное решение парламента является окончательным). Он утверждает также важнейшие правительственные декреты. Но каждый из актов президента должен быть скреплен подписью председателя Совета министров и одним из министров, по ведомству которого должен осуществляться соответствующий нормативный акт.

Органом, возглавляющим непосредственное государственное управление страной, является Совет министров во главе с председателем. Последний выдвигается президентом после консультаций с лидерами политических фракций в парламенте. Кандидат на пост председателя представляет на рассмотрение Национального собрания программу будущего кабинета. Если он получает вотум доверия при открытом голосовании абсолютным большинством голосов, то декретом президента проводится назначение его и министров.

Председатель Совета министров обеспечивает исполнение законов, непосредственно руководит всем государственным аппаратом, осуществляет общее руководство вооруженными силами.

Конституция возлагает на министров коллективную ответственность перед Национальным собранием за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за их личную деятельность. Правительством в лице председателя Совета министров может быть поставлен вопрос о доверии перед Национальным собранием. Отказать кабинету в доверии может только абсолютное большинство депутатов Национального собрания. Такой отказ влечет за собой коллективную отставку кабинета. Принятие Национальным собранием резолюции порицания кабинета также влечет его коллективную отставку.

Вместе с тем Конституция предусматривает систему противодействия возможному злоупотреблению правом порицания со стороны Национального собрания: если в течение 18 месяцев произойдет два министерских кризиса, Совет министров может принять решение о роспуске Национального собрания. В соответствии с этим решением роспуск объявляется декретом президента. Не ранее 20 и не позднее 30 дней после этого должны быть проведены новые выборы в Национальное собрание.

Конституция фактически сохранила прежнюю систему местного управления, как и прежний порядок контроля правительства за деятельностью органов местного самоуправления. Глава VIII Конституции посвящалась Французскому союзу. Провозглашалось равенство всех частей французской колониальной империи, которые вместе с метрополией отныне составляли Французский союз. Вопросы, общие для всего Союза, должны рассматриваться в учреждаемой Ассамблее Французского союза.

Такая «реорганизация» не предусматривала каких-либо конкретных мер, обеспечивающих радикальное изменение положения во французских колониях. Более того, вскоре правящие круги страны развязали войну против народов колоний, борющихся за свою свободу и независимость.

Таким образом, Конституция 1946 г. сохранила основные традиции французских республиканских конституций XIX в. Вместе с тем ей были присущи и некоторые специфические черты, во многом обусловленные подъемом демократического движения в стране и одновременно необходимостью компромисса между левыми и правыми (консервативными) политическими силами.

1. Была сохранена двухпалатная система парламента. Это придавало стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся двукратному обсуждению в независимых друг от друга палатах, должен быть более совершенным. Вместе с тем Конституция, учитывая опыт Сената Третьей республики, тормозившего принятие демократического законодательства, существенно ограничила права верхней палаты.

2. Право принимать законы было предоставлено только одной палате — Национальному собранию, которому Конституция запрещала его делегирование.

3. Конституция не предусматривала сильную и независимую от парламента президентскую власть.

4. Вводился режим с зависимой от Национального собрания правительственной властью.

Конституционные реформы.В 1948 г. вводится мажоритарная система выборов в Совет республики, а вскоре и в Национальное собрание. В соответствии с законом от 8 мая 1951 г. партия или блок партий, набравшие в каком-либо округе более 50% голосов, получали все депутатские мандаты от этого округа. Это дало партиям возможность блокирования. В случае если ни одна из партий или блок партий, выступающих на выборах единым списком, не получали абсолютного большинства, предусматривалось пропорциональное представительство. Таким образом, был отменен закон от 5 октября 1946 г., предусматривавший избрание членов Национального собрания исключительно по системе пропорционального представительства. Новый закон позволил многочисленным консервативным и центристским партиям, соединявшим голоса своих избирателей, потеснить левых кандидатов, хотя последние получали приблизительно столько же голосов, сколько и на предыдущих выборах.

Существенно изменился и статус Совета республики. Ему постепенно предоставляются почти все права и полномочия довоенного Сената. Его членам было возвращено звание сенаторов. Важной вехой в этом процессе явился нормативный акт от 7 декабря 1954 г., согласно которому устанавливалось почти полное равноправие палат в области законодательства.

Усиливается власть правительства, прежде всего за счет увеличения его независимости от парламента. Упрощался процесс формирования правительства и усложнялась процедура его отставки. Этому в немалой степени способствовало восстановление сессионного режима работы Национального собрания. Раньше, согласно ст. 9 Конституции, оно было постоянно действующим органом, что, разумеется, усиливало его контроль и соответственно подчиненность ему правительства. Актом от 7 декабря 1954 г. определялись периоды, в течение которых Национальное собрание считалось правомочным или неправомочным осуществлять свои функции.

Конституция 1958 г.Проведенные преобразования в известной мере возвращали созданный в 1946 г. конституционный строй к режиму Третьей республики. Но многие политические группировки уже не были удовлетворены этим. В условиях новой волны социально-политических противоречий, возникших в 50-е годы, обусловленных начавшейся структурной модернизацией национальной экономики, во многом проводимой за счет трудящихся, поражениями в колониальных войнах и крахом колониальной империи, они хотели не только дальнейшего усиления исполнительной власти, возвышения главы государства, но и придания ему особых правомочий некоего надпартийного арбитра. Особенно последовательно эти установки, равно как и идеи социального мира, социального партнерства, пропагандировала созданная в 1947 г. сторонниками генерала Ш. де Голля партия «Объединение французского народа».

Непосредственной причиной отмены Конституции 1946 г.. явились события в Алжире. В апреле — мае 1958 г. там резко активизировались правые силы, требовавшие решительного подавления национально-освободительного движения. Начались открытые проколониалистские выступления французских военных, считавших, что правительство недостаточно энергично ведет войну. Угроза гражданской войны назревала и в самой Франции. Правые и центристские партии в парламенте потребовали и добились передачи всей полноты государственной власти де Голлю как деятелю, имеющему наибольший авторитет в стране. По требованию де Голля ему были предоставлены чрезвычайные полномочия, для составления новой конституции. Парламент, ограничившись общими пожеланиями относительно будущей конституции, по существу устранился от участия в ее составлении. Вскоре проект конституции, минуя парламент, был передан на общенациональный референдум и одобрен большинством рядовых избирателей.

Принятие Конституции 1958 г. знаменовало рождение Пятой республики.

Основу Конституции составили идеи де Голля относительно современного французского государства. В своих «Военных мемуарах» он писал: «Я вижу в нем не сумму противоречивых частных интересов, итогом которой могут быть лишь гнилые компромиссы, как это было вчера и восстановления чего желали бы партии, а инструмент решительных, честолюбивых действий, инструмент, выражающий только интересы нации и поставленный на службу только им. Чтобы планировать и принимать решения, государство нуждается в органах власти, во главе которых стоит компетентный арбитр».

Идея главенства президентской власти нашла в Конституции свое воплощение. Президент «обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов» (ст. 5). Его компетенции, исключающей необходимость контрассигнации премьер-министра или министров, подлежит право распускать Национальное собрание (новые выборы должны проводиться не более чем через 40 дней после роспуска), по существу вводить чрезвычайное положение, по предложению правительства или совместному предложению палат парламента передавать на референдум любой законопроект, а также ряд других правомочий.

В области нормотворческого процесса президент наделен правом законодательной инициативы. Он подписывает и обнародует законы, может потребовать от парламента нового обсуждения закона или его частей, созывает парламент на чрезвычайные сессии, может передать принятый парламентом закон в Конституционный совет для выяснения степени его соответствия Конституции.

Велики правомочия президента и в исполнительно-распорядительной сфере. Он назначает премьер-министра, а по предложению последнего — министров, председательствует в Совете министров; проводит назначения на высшие гражданские и военные государственные должности; являясь главой вооруженных сил, председательствует в советах и высших комитетах национальной обороны.

Президент представляет страну на международной арене. Особое значение имеет ст. 16 Конституции: «Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти... нарушено, президент Республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами, после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат парламента, а также Конституционным советом». Условия, при которых президенту передается фактически вся полнота государственной власти, сформулированы весьма расширительно, поскольку констатация их наступления целиком зависит от президента. Вместе с тем при этом сохраняются некоторые формы парламентского контроля (парламент собирается по праву, т. е. автоматически, он может учредить Верховный суд для разбора дела по обвинению президента в государственной измене).

Вторым лицом в государстве Конституция называет премьер-министра, который руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов. По определенному Поручению президента и с определенной повесткой дня он может председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом (исключение составляют акты президента, относящиеся к его исключительной компетенции).

Парламент республики состоит из двух палат — Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием граждан, а члены Сената — косвенным голосованием. Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжительность которых не может превышать 170 дней. Внеочередные сессии открываются и закрываются декретом президента. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов. Императивные мандаты объявляются недействительными.

Особое внимание Конституция уделяет отношениям между парламентом и правительством. Парламент законодательствует лишь в строго очерченных в ст. 34 пределах (гражданские права, уголовное право, суды и судопроизводство, налоги, трудовое право, принципы организации государственного аппарата и др.).Вопросы, не входящие в область законодательства, решаются в административном порядке, т. е. прежде всего путем декретов кабинета. Допускается возможность делегирования парламентом своих законодательных правомочий правительству Предусматривается приоритет правительственных законопроектов при обсуждении их в палатах парламента. Если парламент не принял решения по финансовым законопроектам в течение 70 дней, они могут быть введены в действие на основе правительственного акта. Устанавливается ответственность правительства перед парламентом (ст. 49). Однако «резолюция порицания» — наиболее действенный инструмент современного парламентского контроля в отношении правительственной власти — может быть применена в ограниченных пределах. Наделение Сената почти равными правомочиями с Национальным собранием воссоздает систему внутрипарламентских противовесов.

Среди новых органов, учрежденных на основе Конституции, особое место принадлежит Конституционному совету, который состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и президентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом, и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты. Конституционный совет решает вопросы законности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия Конституции нормативных актов, принятых парламентом. Контроль за нормативными актами исполнительной власти осуществляет Государственный совет, значение которого после 1958 г. несколько возросло.

В итоге Конституция 1958 г. установила форму правления, сочетающую черты как парламентской, так и президентской республики при очевидном доминировании элементов последней.

Развитие Пятой республики. В 1962 г. был изменен порядок выборов президента. Он стал избираться не выборщиками, а непосредственно избирателями. Эта конституционная реформа имела принципиальное значение: еще более укреплялась независимость президента, ставшего непосредственным избранником народа, от остальных конституционных учреждений. В 2000 г. Сенат подтвердил сокращение срока избрания президента с 7 до 5 лет.

Среди других преобразований наиболее важным явилось усиление ответственности правительства перед главой государства.

Вместе с тем фактически перестали действовать разделы XII и XIII Конституции, посвященные сообществу автономных государств — бывших французских колоний (они стали юридически независимыми).

В последующие годы правящим кругам удалось обеспечить преемственность власти, особенно в критический момент ухода де Голля с поста президента (апрель 1969 г.). Режим, который вначале многими воспринимался как временный, созданный под определенную личность, оказался достаточно устойчивым, способным адаптироваться к новым, современным условиям. С его помощью были в той или иной мере решены многие острые проблемы, стоявшие перед страной: структурная перестройка экономики в соответствии с требованиями общего рынка, стабилизация национальной валюты, перестройка отношений с юридически независимыми государствами — бывшими колониями, упрочение международного положения страны. Хотя глубокие социальные антагонизмы в обществе сохранились.