Культура и общество
Социо-антропологические основания культуры
Общественное бытие – это вся практическая жизнедеятельность людей во всех многосторонних её проявлениях (политической, юридической, трудовой, бытовой и т.д.).
По отношению к обществу культура является формой его существования, а не его содержанием, так как общество – не совокупность людей, а система отношений между людьми.
Система эта состоит из двух уровней:
1) экономические отношений («базис»);
2) политико-правовые («надстройка»).
Тип общества зависит от характера этих отношений. Экономическая, политическая и правовая культуры – способы реальной, практической организации этих отношений.
Практическая деятельность людей имеет коллективный характер. Она предполагает определённые принципы, способы, методы организации совместных действий людей – т.е. практическое общение. Это практический уровень отношений культуры и общества.
Наиболее наглядно связь культуры и общества проявляется в способах разрешения противоречий:
3) силовой способ унаследованот животных предков (борьба за выживание – войны, бунты, революции).
4) собственно культурный способ – политический, дипломатический, т.е. диалог.
Ещё один уровень отношений культуры и общества – практически-духовный. Эти отношения складываются в обыденном сознании людей, в их повседневной жизни и выражаются в создании фантастических образов, опредмечивающихся в мифологии, религии и искусстве.
Духовно-теоретический уровень характеризуется отношениями, выражающимися в познании законов общества и в ценностном их осмыслении.Теоретическая мысль осваивает реальность тремя способами: научным, идеологическим и проектирующим.
Сферы проявления взаимоотношений культуры и общества:
- в предметной сфере связь культуры и общества 1)приводит к созданию разнообразных институтов – организаций, которые придают культурные формы общественным отношения; 2)опредмечивают эти отношения в продуктах духовного и художественного производства.
- в сфере человека общество и культура встречаются, занимаясь воспитанием человека. Это процесс двусторонний: одновременно социализация и культурация. На ранних стадиях развития социальное и культурное почти сливались. В дальнейшем механизмы социализации и культурации личности действовали не всегда согласованно. В процессе культурации удельный вес индивидуальных качеств личности учитывается всё больше и больше, а система «обработки» индивида обществом является общей для всех. Человек не выбирает общества, в котором он рождается и находится в первые свои годы, поэтому влияние общества на личность зависит в основном от характера самого общества. А культурные ценности человек выбирает позже в большей степени свободно и самостоятельно. Задача современной педагогики, тем самым, очень сложна – одновременно реализовать принцип индивидуального подхода и принцип коллективизма.
История взаимодействия культуры и общества имеет несколько вариантов:
· нерасчленённость культуры и общества, характерная для первобытного общества;
· общество подчиняет себе культуру. Это характерно для ранних стадий развития общества;
· в средневековье и далее развивается автономия культуры по отношению к обществу (и к его экономической, и к политически-правовой структуре). Решающим импульсом для такого типа отношений явилась свобода человеческой деятельности.
· новое слияние культуры и общества как потенциально возможное в будущем.