Экспозиция

Экспозиция – размещение для обозрения и просмотра экспонатов в определённой системе. Экспозиции должны состоять большей частью из памятников-подлинников.

Первоначально при организации школьного музея создаются тематические выставки. Выставки, по сравнению с экспозицией обычно ограничены относительно узкой тематикой. Принципы их создания аналогичны экспозициям.

Экспозиция – важнейшая и основная форма работы музея (в т. ч. с помощью экскурсий). Экспозиции всегда строятся по определённым схемам. По тематическому принципу, в хронологическом порядке, по систематическому признаку.

В экспозиции должны быть представлены материалы основного и научно-вспомогательного фондов и различные виды памятников: вещественные материалы, личные вещи, фотографии, документы, произведения искусства, карты, схемы и др.

В систематической экспозиции предметы группируются по классификационным признакам: вид памятника, район, материал и т. п.

Выбор тематики экспозиций диктуется профилем музея, интересами учебного процесса, культурно-просветительской деятельности, интересами учащихся и фондовыми коллекциями музея (основного фонда). Экспозиция школьного музея отличается от государственных музеев. Аудитория школьных музеев более-менее однородна – это учащиеся. Проблемы формирования постоянной аудитории, как в государственных музеях, здесь нет. Учащиеся в период своего обучения всегда связаны с музеем. Но тут есть другая трудность: не возможно все 10 лет смотреть на одни и те же экспонаты. Вывод: подвижность и лабильность – одно из основных требований к экспозиции школьных музеев.

Приёмы лабильности:

– Введение новых дополнительных экспозиционных комплексов и разделов

– Частичная реэкспозиция отдельных разделов, замена одних экспонатов другими

– Постоянные выставки новых поступлений и результатов поисковой работы самих школьников (с указанием тех, кто это нашёл или приобрёл). Это нужно заранее учитывать при разработке концепции музея и структуры экспозиции.

– Так же необходимы фрагменты открытых экспозиций, когда вещи можно потрогать и подержать в руках.

Экспозиция должна строиться на базе основного фонда, который играет в экспозиции главную роль. Больше всего материала, который можно помещать в экспозицию обычно имеется по экономике, хозяйству, быту, обычаям, культуре, природе (географии и т. п.) района, населённого пункта, школы, или историческим событиям периода XX в. Обычно в экспозиции материалы, относящиеся к разным периодам времени и темам, неравноценны, что необходимо учитывать при разработке схемы экспозиции.

При разработке экспозиции важное место принадлежит отбору материала. По сути, отбор – это отдельное научное исследование. Отбор материала – начальный этап создания экспозиции. На отобранные для экспозиции памятники составляется картотека:

1. Название темы экспозиции, для которой отобран экспонат

2. Основные сведения об экспонате (название, время изготовления, авторство, материал, назначение)

3. № предмета и основное место хранения

4. Размер

5. Сохранность

Следующий этап – составление тематического плана в следующем порядке:

1. Основная цель экспозиции

2. Тема

3. Имеющиеся экспонаты

4. Какие экспонаты необходимы дополнительно

Следующий этап – составление тематико-экспозиционного плана: определение тем, комплексов и предметов задействованных в них. Тематико-экспозиционный план строится в следующем порядке (составляется таблица с графами):

1. Порядковый номер

2. Название темы, подтемы, раздела

3. Перечисление подлинных материалов или их воспроизведение (графическое, фото и т. п.)

4. Перечисление вспомогательных материалов

5. Местонахождение экспоната в экспозиции

6. Примечание

Необходимы объяснительные тексты: этикетаж (номера, подписи, этикетки), главительные тексты, тексты из источников. Для экспозиции необходимо оборудование (витрины, шкафы, тумбы, осветительные приборы и др.). Экспозиция должна быть удобна для просмотра, освещена, для проведения экскурсий и даже уроков в музее.

Составляется график экспозиции, где графически (или схематично) обозначается размещение экспонатов в экспозиции. График вычерчивается на миллиметровой бумаге в масштабе 1:10.

При размещении экспонатов обычно соблюдают следующие правила:

– Крупные изображения и ведущие тексты помещаются в верхней части экспозиционного комплекса

– Мелкие предметы, изображения и документы, требующие детального рассматривания, помещаются на уровне глаз

– Наиболее важные экспонаты должны занимать лучшую экспозиционную площадь

– Экспонаты на стене, стенде, витрине располагаются таким образом, чтобы возможно было восприятие, как каждого отдельного экспоната, так и всей системы экспонатов раздела в единстве

– Существует три зрительных плана экспозиции: 1) Вертикальные и наклонные плоскости (стены, щиты, вертикальные и наклонные витрины). Экспонаты на них лучше доступны для обозрения; 2) Горизонтальные витрины; 3) Скрытая экспозиция (турникеты, выдвижные и откидные щиты, альбомы) – это обычно из вспомогательных материалов.

В этикетках даётся название предмета, краткие сведения о его происхождении и значении. В этикетках к письменным источникам даётся название документа, дата, и основная идея его составления (в связи с чем он составлен). Если документ трудно прочесть в этикетке указывается его основное содержание. Возможно помещать фотокопии или ксерокопии подлинных документов. В этикетке к фотографии, картине даются сведения о том, кто или что изображено и где, а так же даётся характеристика изображаемых событий. В этикетке к портрету указываются инициалы, фамилия, даты жизни и краткая характеристика.

При оформлении экспозиции необходимо чтобы окраска стен, оформление витрин, выбор шрифта текстов, общее решение зала и расположение материала способствовали пониманию основной темы выставки. Стены красятся в спокойные, нейтральные тона. Если какой либо экспонат выглядит блекло и маловыразительно, его помещают на ярком фоне. Окраска витрин, штор и др. должна соответствовать стенам. Задники витрин надо обтягивать простой тканью, холстом.

Освещение, как естественное, так и искусственное должно быть сильным, но не утомительным. Для этого применяют шторы на окна из светлой ткани.

При экспонировании различные памятники большей частью помещаются под стекло (история, природа и др.) с различными вариантами.