Все это явилось главными причинами падения влияния коммонсовско-висконсинской школы после второй мировой войны.

Другой отправной принцип Коммонса был обусловлен историко-хозяйственной схемой Бюхера, положившего в основу периодизации экономического развития общества уровень товарно-денежных отношений. Согласно Коммонсу, на ранней стадии развития капитализма в США промышленная буржуазия находилась в полной зависимости от ссудного капитала и торговой буржуазии и вынуждена была искать выход за счет эксплуатации наемных рабочих. Когда же в конце ХIX в. предприниматели получили самостоятельность и возможность увеличить прибыль, борьба между капиталистами и рабочими, вызванная условиями найма, стала затихать. По Коммонсу, организованное рабочее движение в лице тред-юнионов было в первую очередь вызвано к жизни не противоречиями между трудом и капиталом, а главным образом конкуренцией между соперничающими группами самих рабочих, прежде всего между квалифицированными (с более высоким заработком) и неквалифицированными рабочими из числа эмигрантов.

Школа Коммонса. Историография рабочего движения. В тесной связи с либерально-реформистским (прогрессистским) направлением в историографии развивалась коммонсовско-висконсинская школа истории рабочего движения. Для нее характерен интерес к экономическим фактам, использование методов экономической интерпретации и ориентация на либеральные государственные реформы.

Важным шагом в развитии этой школы стал выход в свет в 1918 г. двух начальных томов коллективного труда "История рабочего движения в США"[18], завершенного уже в 1935 г. (в этом году вышли 3 и 4-й тома, доводившие исследования до 1932 г.). Руководителем и автором основополагающих концепций труда был Джон Коммонс (1862-1945). Начав свою научно-педагогическую деятельность в 80-х годах XIX в., Джон Коммонс с 1904 г. прочно связал свою судьбу с Висконсинским университетом, в стенах которого и формировалась его школа. Им был опубликован ряд работ по истории экономического развития США и тред-юнионизма. Под его редакцией вышла еще в 1910-1911 гг. 10-ти томная "Документальная история американского индустриального общества", которая в американской историографии считается классической.

Исследовательские принципы были сформулированы Коммонсом под влиянием немецкой исторической школы в политэкономии и особенно историко-хозяйственной схемы ее представителя Карла Бюхера. Главный постулат немецкой исторической школы заключался в закреплении за национальными историческими условиями и потребностями главенствующей роли в определении характера экономики, социального развития, политических институтов той или иной страны.

Выдвинутая немецкой исторической школой концепция уникальности социально-экономического развития каждой страны была распространена Коммонсом на американское рабочее движение: "Рабочее движение в Америке возникло из специфических американских условий и только путем осознания этих условий мы окажемся в состоянии провести различие между характером движения и методами его организации в США и других странах". Это положение послужило еще одним аргументом в обосновании тезиса о преимущественно рыночном сознании американских рабочих.

Историки данной коммонсовско-висконсинской школы уделили первостепенное внимание воздействию на рабочее движение постоянного притока эмигрантов, наличию свободных земель, огромных ресурсов внутреннего рынка, своеобразной системе механизма государственного управления. Все это проливало новый свет на особенности рабочего движения в США сравнительно с европейским: неразвитость самосознания американских рабочих, ограниченность их политического видения, слабость социалистических партий и т.д. (Американские марксисты, выдвигавшие нереальную программу немедленных революционных социалистических преобразований, обращали внимание главным образом на общие закономерности развития капитализма и оставляли в тени специфику американского развития и условия рабочего движения в США).

В свою очередь, абсолютизация особенностей рабочего движения обусловила внимание висконсинцев почти исключительно к истории тред-юнионистского движения, объединявшего в лучшие годы не более пятой части американских рабочих (в центре исторических работ Американская федерация труда); в их книгах не нашлось места ни радикальному юнионизму, ни действиям и умонастроениям массы неорганизованных рабочих.

Леворадикальное направление. Левее прогрессистской школы стояли по их политическому звучанию работы историков радикального направления, выступавшего с открыто антимонополистических позиций. В 1920-е гг. его наиболее ярким представителем являлся Вернон Л. Паррингтон (1871-1929). В фундаментальной трехтомной монографии "Основные течения американской мысли"[19] он создал синтетическую картину трехвековой эволюции американского "духа": от экономических, социологических, политико-правовых идей и доктрин до "высокой" прозы и поэзии. Суть американской истории заключалась, по Паррингтону, в борьбе сторонников права собственности и концепции прав человека. Элементы противоречий были заложены в самих Декларации независимости 1776 г. и федеральной конституции 1787 г.: "Мы, пожалуй, не совершим большой ошибки, если будем рассматривать политическую историю Америки после 1790 г. в основном как борьбу между идеалами "Декларации независимости", в которой провозглашались, главным образом, права человека, и положениями американской конституции, призванной служить узкопрактическим целям защиты прав собственности". Паррингтон с сочувствием относился к рабочим США, но подлинными героями американской истории у него выступали так называемые "третьи партии" - по преимуществу, мелкобуржузно-радикального и социально-реформистского толка, вынуждавшие двухпартийную систему в интересах самосохранения идти на уступки трудящимся массам. Жесткой критике подвергнуты Паррингтоном выразители консервативной идейно-политической традиции в США. В 30-е годы на книге Паррингтона воспитывалось целое поколение американской радикальной интеллигенции.

В 30-е годы лидером радикального направления выступил М. Джозефсон, подготовивший серию ярких исследований, посвященных раскрытию экономических и политических аспектов и последствий утверждения господства монополистического капитала в США[20]. Джозефсон одним из первых среди немарксистских авторов использовал для обозначения новой эпохи капиталистического развития определение "монополистический капитализм". Он уделил определенное внимание экономическим основам монополизации, но в еще большей степени, следуя канонам антимонополистической критики, подчеркивал роль буржуазных политических партий и государства в обеспечении самых благоприятных условий для поглощения или порабощения крупным капиталом мелких предпринимателей. Важным отличием Джозефсона от Бирда, Шлезингера-старшего и других видных представителей прогрессистской школы было критическое отношение к либеральному реформизму. Джозефсон считал, что антимонополистическое законодательство конца XIX - начала XX века предназначалось его инициаторами для успокоения общественного мнения, но отнюдь не для расправы с "баронами-грабителями", как характеризовал он монополистов. Если либерально-реформистские историки видели смысл усилий президентов—реформаторов типа Т. Рузвельта и В. Вильсона в реализации демократических требований третьих партий, то Джозефсон определял буржуазный реформизм республиканской и демократической партий США как способ утонченной борьбы с антимонополизмом и независимыми политическими действиями третьих партий.

С позиций радикального реформизма выступила группа исследователей рабочего движения, среди них Г. Дэвид, Дж. Коулман, С. Йелн, подвергшие всесторонней критике коммонсовско-висконсинскую школу. С. Йелн в монографии "Бои американских рабочих" (1936) проследил историю стачечного движения американского пролетариата, начиная с "великих стачек" 1877 г. Йелн отмечал, что в истории американского пролетариата происходили стачки разных типов - от простых экономических до радикальных политических, обнаруживших высокий уровень классовой сознательности части пролетариата США. Историк дал высокую оценку деятельности "Индустриальных рабочих мира", заключавшей, по его мнению, радикальную альтернативу оппортунистической практике АФТ. Йелн доказывал, что профсоюзы США смогут противопоставить себя в качестве реальной силы капиталу, преодолев разобщенность между белыми и черными, квалифицированными и неквалифицированными рабочими.