ВВЕДЕНИЕ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ «МАМИ»
C. П. Измайлов, А. А. Ходяков, А. В. Каменный
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» для направления подготовки дипломированных специалистов 190600.65 (653300) «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования» по специальности 190603.65 (230100) «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» очной и очно-заочной форм обучения
Одобрено методической комиссией по специальности 140501.65 «Двигатели внутреннего сгорания», направлению подготовки бакалавров 140500.62 «Энергомашиностроение», направлению подготовки магистров 140500.68 специализация «Поршневые и комбинированные двигатели»
Москва
Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО 2000 г. для специальности: 190603.65 (230100) «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования», на основе примерной (рабочей) программы дисциплины «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов»
Рецензенты: доцент кафедры «Транспортные газотурбинные двигатели» МГТУ «МАМИ», к.т.н., А. В. Костюков
Рецензенты: доцент кафедры «Транспортные газотурбинные двигатели» МГТУ «МАМИ» Кузнецов В. В.
Работа подготовлена на кафедре «Автомобильные и тракторные двигатели»
Эксплуатационные материалы: методические указания к лабораторным работам / C. П. Измайлов, А. А. Ходяков, А. В. Каменный – М.: МГТУ «МАМИ», 2011. – 40 с.
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки дипломированных специалистов 190600.65 (653300) «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования» по специальности 190603.65 (230100) «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» очной и очно-заочной форм обучения
© МГТУ «МАМИ», 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………... | ||
1. | Лабораторная работа №1. Определение фракционного состава бензинов…………………….……………………..................... | |
2. | Лабораторная работа №2. Определение кислотности бензинов………………………………………..…………………...…..... | |
3. | Лабораторная работа №3. Определение вязкостно-температурных свойств моторных масел…………………………..…………………….... | |
4. | Лабораторная работа №4. Определение температуры каплепадения пластичных смазочных материалов…………………………………….. | |
Литература……….…………………………..………………………..... |
ВВЕДЕНИЕ
Мировой автопарк сейчас составляет более 900 млн. единиц, а темпы его роста 40-45 млн. в год. Потребление бензина превышает 600 млн. т в год. Возрастает число тяжелых грузовых автомобилей и автобусов, а также объем потребляемого ими дизельного топлива. В России парк автотранспортных средств составляет более 30 млн. единиц (в Московском регионе число автомобилей превышает 3 млн. при ежегодном приросте до 200 тыс.).
Увеличиваются объемы производства и реализации нефтепродуктов на российском внутреннем рынке. Годовые объемы производства моторных топлив достигают 35 млн. т бензина, 66 млн. т дизельного топлива, около 3 млн. т смазочных материалов, в том числе 1 млн. т моторных масел.
Наряду с количественным ростом автотранспорта усложняется конструкция автомобилей, возрастают энергетические, экономические и экологические требования, которые вынуждают нефтяные компании и научные организации постоянно вести работу по улучшению качества и разработку новых эксплуатационных материалов: бензинов, дизельных топлив, масел, пластичных смазок, тормозных и охлаждающих жидкостей.
На автомобильном транспорте применяется широкий спектр эксплуатационных материалов, что объясняется конструктивными особенностями агрегатов автомобилей различных типов и марок, разнообразием климатических и других условий их использования, а также недостаточной универсальностью выпускаемых в настоящее время топлив, масел, смазок и технических жидкостей. Для обеспечения эффективной эксплуатации автомобилей в каждых конкретных условиях необходимо применять определенные топлива и смазочные материалы, обладающие эксплуатационными качествами, отвечающими этим условиям.Поэтому знание состава, свойств, областей применения и эксплуатационных характеристик этих материалов является необходимым для специалистов, занимающихся разработкой, производством, эксплуатацией и ремонтом автомобильной техники.
Для успешного решения этих задач будущим специалистам необходимо приобрести практические навыки оценки качеств топлив и смазочных материалов, а также уметь самим проводить простейшие лабораторные анализы и опыты.
При составлении данного методического указания по лабораторным работам был учтен многолетний опыт их проведения в лаборатории топлив и смазочных материалов кафедры «Автомобильные и тракторные двигатели» Московского автомеханического института (МГТУ «МАМИ»).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ для студентов!!!
Приступая к проведению лабораторных работ, познакомьтесь с правилами техники безопасности и пожарной защиты. Входить в помещение лаборатории с открытым пламенем, курить, зажигать спички и другие источники открытого пламени – строго воспрещается. Серная кислота, анилин, бромная вода и другие реактивы, с которыми Вам придется работать, требуют особого внимания и осторожности. Серная кислота вызывает сильные ожоги, а бромная вода и анилин – ядовиты. Будьте внимательны сами и требовательны к другим.
ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ПРАВИЛА И ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ЛАБОРАТОРИИ ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ!!!
Работа с нефтепродуктами, особенно с бензином, требует особой осторожности и строгого соблюдения, определенных правил. Пожары, взрывы, возгорание одежды, как правило, возникают там, где при обращении с нефтепродуктами допускается небрежность, халатность и несоблюдение правил техники безопасности. Каждый, приступающий к выполнению работ по испытанию топлив и смазочных материалов, должен быть тщательно проинструктирован. Он должен расписаться в специальном журнале, что знаком и твердо усвоил правила техники безопасности.
НЕОБХОДИМО ЗАПОМНИТЬ!!!
Строго воспрещается:
1. Курить, пользоваться зажигалками и спичками.
2. Ходить по лаборатории с открытым пламенем.
3. Находиться в лаборатории в пальто, куртках, плащах и головных уборах.
4. Производить подготовку проб нефтепродуктов (переливание, замеры количества и т.п.) при включенных нагревательных приборах.
5. Нагревать легковоспламеняющиеся вещества (особенно бензин, бензол, спирт и т.п.) на открытых очагах пламени, в том числе на открытых электроплитках (с открытой спиралью).
6. Оставлять включенными нагревательные приборы без присмотра, даже на самые короткие промежутки времени.
7. Держать на лабораторных столах бутылки или колбы с горючими или другими реактивами, не используемые в испытаниях.
8. Продолжать испытания при случайном проливе горючего на лабораторный стол, на пол лаборатории или на одежду.
9. Оставлять открытой посуду с горючими жидкостями (бензином, спиртом, бензолом и др.).
10. Сливать остатки нефтепродуктов в раковины водопроводной канализации.