Возрождение дизайнерского образа в СССР после ВОВ

Ульмская школа дизайна

Это учебное заведение было создано в 1953 г. Школа включала 4 факультета: факультет худ. конструирования промышлен. изделий, факультет строительства, факультет коммуникаций, факультет информации. Кроме того ,при Ульмской школе были созданы два проектно-конструкторных института: Институт худ. конструирования промышлен. изделий и Институт индустриальных методов строительства.Первоначально в своей деятельности школа опиралась на теор. разработки основателя Баухауза В. Гропиуса, позже на педагогическую систему Т.Мальдонадо, ставшего в 1964 г. ректором. Несмотря на то, что идейный глава школы в своих теоретич-х воззрениях пришел в тупик, деятельность этого дизайнерского заведения сыграла большую роль в развитии послевоенного европейского дизайна, а на практике в наибольшей степени была осущ-на ставшей впоследствии всемирно известной нем. фирмой "Браун".

31. Дизайн фирмы «Браун» и «браунстиль»

В начале 1950-х гг. дизайнерскую группу возглав. Фриц Айхлер – препод-ль Ульмской школы. Диз-ры «Брауна» создали первую в мире дизайн-программу, по котор. осущ-ли свою дизайн-ю деят-ть. В послевоенное время в Германии происходил отказ от старых, связанных с фашистской идеологией социальных и эстет-х стереотипов и устоявшихся образцов культуры, зарождались новые представл-яя и вкусы. На этот-то нарождавшийся вкус «культ-го потребителя» и сделал ставку фирма «Браун». Первым шагом диз-в фирмы была модернизация старой продукции. Затем нач. работа по созд-ю долговременной дизайн-программы предпр-я. Первым шагом программы стало определение «портрета» потребителя, котор. адресована продукция. След-м этапом программы было опред-е среды потреб-ля. Далее на основе первых 2-х этапов дизайнеры состав. номенклатуру изделий, через котор. предполагалось формир-ть вещную среду потребителя. Конечным продуктом дизайн-программы был пункт, котор. можно обозначить как «продукт». Продукт рассматр-ся дизайнерами в 3-х ипостасях: как проектируемый продукт, как производимое изделие и как потребляемая вещь. Осн. идея продукта дизайнеров фирмы «Браун» - быть ненавязчивыми помощниками человека – их не должно быть видно, они должны тихо появл-ся и исчезать. На практике, продукция фирмы характеризовалась геометричностью и простотой форм, сдержанностью и строгостью цвет-х решений. «Браунстиль» был лишен какой-либо внешн. стилизации, форма была скромна, гармонична и функц-на.

Война нанесла огромн. ущерб советской экономике. В марте 1946 г. был принят 4-й пятилетний план – план восстановл-я и развит. хозяйства,особенно тяжелой промышл-ти. Поэтому активную роль в выполн-и этого плана стали играть художники-конструкторы Ленинграда, Москвы и др., задачей котор. было возрождение разрушенного войной хоз-ва. После ликвидации ВХУТЕМАСа подгот-ка художников-конструкт-в не велась и поэтому ощущалась явная нехватка дизайнерских кадров. В феврале 1945 г. вышло постановление Совнаркома СССР о восстановл-ии в Москве Моск-го центр-го художственно-промышл-го училища (бывш. Строгановское), а в Ленинграде – Ленингр-го художественно-промышл-го училища (бывшее барона Штиглица). Училища должны были готовить специалистов для худож-й промышл-ти, ученых рисовальщиков и художн-в декоративно-прикладного искусства. Первым подготовку промышл-х дизайнеров начало Ленинградское училище. Первым ректором был И. А. Вакс. В 1953 г. ЛВХПУ присваивается имя В. И. Мухиной. 1 октября 1945 г. открылось и Строгановское училище. Первым ректором был С. П. Маркелов.