Предмет истории психологии, ее задачи.
Вопросы к зачету 2 курс, осенняя сессия
- Периодизация истории психологии.
- Источники и движущие силы развития истории психологии.
- Принципы историко-психологического анализа.
- Методы истории психологии.
- Понимание души античными философами.
- Учение о познании в античности.
- Роль психических явлений в жизни человека по представлению античных мыслителей.
- Учение Ибн-Сины, Ибн –аль - Хайсама и Ибн - Рошда для развития психологии.
- Основные психологические идеи средневековой Европы.
- Психологические идеи эпохи Возрождения.
- Учение Р. Декарта о рефлексах и «страстях души».
- Б. Спиноза как один из первых оппонентов Р. Декарта.
- Проблема бессознательного в философских воззрениях Г.-В. Лейбница.
- Т. Гоббс как родоначальник эмпиризма.
- Дж. Локк и его определение сознания.
- Д. Гартли как основатель ассоциативной психологии.
- Толкование принципа ассоциаций у Дж. Беркли и Д. Юма.
- Психологические взгляды французских просветителей.
- Психологические идеи в немецкой классической философии.
- Психологическая мысль в России в XVIII веке.
- Становление немецкой эмпирической психологии в начале XIX века.
- Развитее ассоциативной психологии в трудах Т. Брауна, Дж. Миля, А. Бэна и др.
- Дж. Ст. Миль и Г. Спенсер как одни из основоположников позитивизма.
- Развитии психологии в России в XIX веке.
- Развитие физиологии нервной системы и органов чувств.
- Психофизика как источник формирования экспериментальной психологии.
- Психометрия и ее развитие в трудах Ф. Дондерса.
- Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии.
- Физиологическая психология В. Вунда.
- Программа построения психологии И. М. Сеченова.
- Теоретическая борьба периода становления психологии как самостоятельной науки.
- Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Ждан А.Н. История психологии от античности до современности. – М., 1990.
2. История зарубежной психологии. Тексты. – М., 1986.
3. Марциновская Г.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. – М., 1995.
4. Петровский А.В. Вопросы теории и истории психологии. – М., 1984.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2-х т. – Ростов-на-Дону, 1996.
6. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. – М., 1997.
Дополнительная литература:
7. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.
8. Бехтерев В.М. Объективная психология. – М., 1991.
9. Джемс У. Психология. – М., 1991.
10. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – Мозырь, 1998.
11. Карандашев Ю.Н. Психология развития: Ч. I: Введение. – Мн., 1997.
12. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб., 1997.
13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. – М., 1983.
14. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. – Дубна, 1995.
15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – Мозырь, 1999.
16. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. – Мн., 1994.
17. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1991.
18. Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы личности. – М., 1993.
19. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.
20. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.
21. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980.
22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб., 1997.
23. Юнг К.Г. Конфликты детской души. – М., 1997.
24. Ярошевский М.Г. Выготский: в поисках новой психологии. – СПб., 1993.