Борьба за границы

ХОРВАТИЯ

Внешняя политика

Особенностью современной истории Словении является не только высокая стабильность внутреннего положения, что делает ее привлекательной и для туристов, и для зарубежных бизнесменов, но и отсутствие серьезных колебаний во внешней политике. С самого начала внешний курс был сориентирован на тесное сотрудничество с Западом. Усилия Любляны по обретению суверенитета были активно поддержаны государствами Европейского сообщества. Страна без проволочек была принята в ООН, а также в ряд других международных организаций, в том числе и региональных. Так, она присоединилась к Центральноевропейскому соглашению о свободной торговле (ЦЕССТ), Центральноевропейской инициативе (ЦЕИ), Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы и др.

После обретения независимости словенские власти в числе первых на постсоциалистическом пространстве взяли курс на интеграцию в общеевропейские институты. Достичь этой цели было не так просто из-за позиции Италии, блокировавшей заключение соглашения об ассоциации Словении с Европейским союзом. Причиной этого была неурегулированная проблема компенсации за собственность, оставленную 350 тыс. итальянцами, вынужденными в послевоенные годы под давлением режима Тито покинуть Истрию и Далмацию и эмигрировать в Италию. Эту проблему с помощью Брюсселя удалось урегулировать только в 1996 г. В 2004 г. Словения первой из республик бывшей Югославии вступила в НАТО и Европейский союз.

Но при этом, в отличие от некоторых других славянских государств, она понимает потенциальную опасность потери своей культурной самобытности. Весьма показательно, что именно Словения стала инициатором создания Форума славянских культур, учредительная конференция которого состоялась в 2004 г. Участниками этого Форума стали 10 славянских стран: Белоруссия, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Польша, Россия, Сербия и Черногория, Словения, Хорватия, Украина. Словакия и Чехия имеют статус наблюдателя.

 

 

В Хорватии первые многопартийные выборы прошли в два тура в апреле и мае 1990 г. Находившиеся у власти коммунисты их проиграли. Убедительную победу одержала радикально настроенная национальная партия Хорватское демократическое содружество (ХДС), которая получила абсолютное большинство мест в парламенте. Лидер этой партии Франьо Туджман (1922-1999) и был избран председателем Президиума Хорватии.

Ф. Туджман ― участник партизанского движения в годы Второй мировой войны, комиссар партизанской бригады, после войны стал самым молодым генералом в Югославской народной армии. Выйдя в отставку в 1961 г. занялся историей, принимал участие в массовом движении хорватов (т.н. «Хорватская весна») в 1971 г. В связи с этим был исключен из КПЮ. Дважды отбывал тюремное заключение. В большую политику вернулся в 1989 г., основатель партии Хорватское демократическое содружество.

Предвыборная программа ХДС включала требование независимости республики. При этом не предусматривалось предоставления каких-либо прав и тем более автономии сербскому меньшинству, составлявшему около 11 % из 4,5-миллионного населения республики.

В конце 1990 г. была принята новая конституция Хорватии (т.н. «рождественская»), которая провозгласила ее унитарным «национальным государством хорватского народа» (до этого республика определялась как государство хорватского и сербского народов). Согласно основному закону в Республике Хорватия (РХ) вводилась сильная президентская власть. Президент избирался всеобщим голосованием сроком на пять лет, не более чем на два срока. Он был наделен полномочиями определять дату проведения парламентских выборов и референдумов, назначать и отправлять в отставку премьер-министра, а по предложению последнего - его заместителей и членов правительства, распускать парламент.

Высшая законодательная власть принадлежала сабору, состоявшему из палаты представителей (от 100 до 160 депутатов) и менее влиятельной палаты жупаний, то есть областей (68 депутатов до 2000 г., затем их число было сокращено до 65). Депутаты палаты представителей избирались на основе всеобщего и равного избирательного права путем прямых выборов при тайном голосовании, для представителей национальных меньшинств выделялось 5 мест. Состав палаты жупаний определялся в ходе всеобщего голосования в каждой области.

После принятия основного закона Хорватии ее руководители некоторое время воздерживались от разрыва с федерацией, но активно вели подготовку к этому шагу, в том числе активно закупалось в Венгрии оружие для организуемых военных формирований. Это до крайности накалило отношения между хорватской и сербской общинами. С марта 1991 г. между хорватскими военными формированиями и сербскими ополченцами, которых поддерживали добровольцы из Сербии, начались столкновения, в том числе и вооруженные.

19 мая 1991 г. в Хорватии был проведен референдум по вопросу об отделении от Югославии. Более 90% его участников высказалось за самостоятельное государство. Сербское население Хорватии референдум бойкотировало. 25 июня 1991 г. парламент принял декларацию о провозглашении суверенитета и независимости Хорватской Республики. В январе 1992 г. Хорватию под сильным нажимом Германии признали страны Европейского сообщества.

Федеральные власти попытались пресечь сепаратистские действия хорватского руководства (парадоксальность ситуации заключалась в том, что в это время именно представители Хорватии занимали посты премьера и президента СФРЮ). Югославской народной армии был отдан приказ восстановить в республике конституционный порядок. Подразделения ЮНА быстро овладели районами Хорватии с компактным проживанием сербов (Краина, Восточная и Западная Славония) и остановились в 40 км от Загреба. Хорватское руководство вначале согласилось приостановить действие декларации о независимости, что позволило ему выиграть время, необходимое для создания собственных вооруженных сил. 8 октября хорватский парламент принял окончательное решение о выходе из состава Югославии. В ответ на это 19 декабря 1991 г. сербы в Хорватии провозгласили создание собственного государственного образования - Республики Сербская Краина (РСК), в которой сохранялось действие конституции Югославии. В РСК сложилась однопартийная система власти, исполнительную власть и парламент возглавляла Сербская демократическая партия.

Межэтническая гражданская война в Хорватии прошла несколько стадий. С марта по август 1991 г. происходили вооруженные столкновения между военизированными формированиями хорватов и краинских сербов. Затем в войну вступили регулярные войска Хорватии и ЮНА. Этот период характеризовался большими разрушениями и жертвами, особенно среди мирного населения. Он закончился 20 ноября 1991 г. взятием сербами города Вуковара в Восточной Славонии. После заключения под международным давлением соглашения о прекращении огня между хорватской армией и ЮНА в марте 1992 г. в Хорватию были введены миротворческие силы ООН.

Наступил период затишья на фронте, длившийся до мая 1995 г. В этот период международными посредниками был разработан специальный план «Загреб-4» («З-4»), предусматривавший предоставление автономии части территорий с сербским населением. Однако обе стороны были настроены непримиримо и этот план отвергли.

В мае и августе 1995 г. хорватская армия, не обращая внимания на присутствие международных миротворческих сил, провела две масштабные операции против хорватских сербов, приведших к фактической ликвидации Республики Сербская Краина. Сотни сербов были убиты, десятки тысяч бежали в сербскую часть Боснии и далее ― в Сербию. «Реинтеграция» в состав Хорватии последней сербской территории в Восточной Славонии была делом времени. Об этом было заключено специальное соглашение между Хорватией и сербскими властями Восточной Славонии.

Война, названная в Хорватии «отечественной», унесла жизни более 30 тыс. человек. Материальный ущерб от военных действий оценивался в 18,7 млрд долларов. Внешний долг Хорватии превысил за это время более 10 млрд долларов, безработица достигла уровня 20%. Война перекроила этническую карту Хорватии, ее покинуло около 280 тыс. сербов. Фактически Хорватия стала моноэтническим государством, в котором сербов осталось не более 4%.