Анализ рентабельности предприятия.
Шкромада В.И.
Анализ эффекта финансового рычага
Система директ- костинг, основой кот явл-ся деление затрат на постоянные и перемнные, позволяет определить операционный рычаг.
Применительно к экономике рычаг трактуется как некий фактор, наибольшее изменение кот может привести к существен изменению результ пок-ля. Он показывает степень чувствит-ти к изменению V пр-ва.
Эффект опер рычага ^П(%) / ^ ОР(%) ----^- дельта
Любое изменение V продаж всегда порождает более сильное измен-е П от продаж за за счет изменения структуры с/с.
ЭОР= МД / П
Кэор= С пост / С/с полн
Повышение уд веса пост затрат повышает действие ЭОР. При одинаковых темпах прироста V реализации предпр-я эмеющие большую долю Кэор при проч равных условиях получают прирост П больший, чем предпр-я с меньш зн-ем этого коэф-та.
Начиная с точки безубыточности рост V продаж приводит к значительному росту П, тк увел-е П начин-ся с нуля.
Последующий рост продаж увеличит П в меньшей степени.
Пример:
Пок-ли (т руб) | № | Баз пер | Баз пер |
Выручка | 13750 (12500*1,1) | ||
Перем расходы | 10 000 | 11 000 | |
Марж доход (1 -2) | |||
Пост расходы | |||
Прибыль (3 -4) | 750 (2750 – 2000) | ||
ЭОР (3 /5) | 2500/500 =5 | ||
Кэор (4/(2+4)) | 16,67 | 2000/(2000+11000=15,38 |
^П(%)= 5*10%= 50%
^П=500*0,5=75 т руб
В случае уменьш-я объема продаж возраст степень предприним риска. Предприятие может достичь порога рент-ти и уйти в убыток.
Следует иметь в виду , что при высоком значении ЭОР даже незначит спад пр-ва приводит к значит снижению прибыли.
Особенно это опасно для предпр-й, имеющ высок технич оснащенность. В них велика доля пост затрат, они имеют более высок долю ЭОР , значит увел-ся степень недополуч-я для возмещения затрат.
Этот анализ важен для прогн-я прибыли.
На лекциях и практических занятиях особое внимание уделяется таким основополагающим моментам анализа финансово-хозяйственной деятельности, как:
Анализ производства и реализации продукции.
Анализ использования персонала предприятия.
Анализ использования основных средств.
Анализ себестоимости и прибыли.
Анализ использования прибыли предприятия.
Анализ движения денежных средств.
Анализ финансовых коэффициентов (будет позже).
В ходе обучения на лекциях и работы на практических занятиях студенты получают навыки практического применения полученных знаний по осуществлению аналитической деятельности в бизнесе.
Лекция 1: Сущность анализа хозяйственной деятельности1.1 Содержание, функции и принципы анализа хозяйственной деятельности предприятияПредметом АХД является причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.Объектами АХД являются экономические результаты хозяйственной деятельности. На промышленном предприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Финансовые результаты производства, финансовые состояние предприятия.Содержание анализа хозяйственной деятельности(АХД) определяется необходимостью всестороннего мониторинга всех аспектов хозяйственной и финансовой жизни предприятия и вытекает, прежде всего, из тех функций, которые он выполняет в общей системе управления хозяйственной деятельностью предприятия.Функции АХД предприятия: изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия; научное обоснование текущих и перспективных планов; контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов; поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики; оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей; разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.Таким образом, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятияпредставляет собой систему специальных мероприятий, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.Принципы анализа хозяйственной деятельности предприятия: Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования (оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие экономической, социальной экологической, международной политике и законодательству). Анализ должен носить научный характер, т.е. учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований. Анализ должен быть комплексным (охват всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия). Анализ должен обеспечивать системный подход (каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из элементов, определенным образом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов). Анализ должен быть объективным, конкретным, точным. (д. базироваться на достоверной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его д. обосновываться точными аналитическими расчетами). Анализ должен быть действенным (активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия). Анализ должен производиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Анализ должен быть оперативным (быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь). Анализ должен быть демократичным (участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия обеспечивает более полное выявление передового опыта и использования имеющихся внутрихозяйственных резервов). Анализ должен быть эффективным, то есть, затраты на его проведение должны давать многократный эффект.1.2 Методика комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятияМетод – способ исследования предмета. Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методом индукции (заключается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения частных факторов к обобщениям, от причин к результатам) и дедукции (исследование осуществляется от общих факторов, от результатов к причинам). Индуктивный метод в анализе используется в сочетании и единстве с дедуктивным.Детализация (выделение составных частей) тех или других явлений проводится в той степени, которая необходима для выяснения наиболее существенного и главного в изучаемом объекте.Систематизация элементов проводится на основе изучения их взаимосвязей, взаимодействия и взаимозависимости и взаимоподчиненности. Позволяет построить приблизительную модель изучаемого объекта, определить его главные компоненты, функция соподчиненности элементов системы, раскрыть логико-методологическую систему анализа, которая соответствует внутренним связям изучаемых показателей.Обобщение (синтез) – необходимо из всего множества изучаемых факторов отделить типичные от случайных, выделить главные и решающие от которых в основном зависят результаты деятельности.Метод анализа хозяйственной деятельности (АХД) предприятияпредставляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства.Методика – совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы.Общая методика это система исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов экономичического анализа в различных областях национальной экономики. Частные методики конкретизируют общую относительно к определенным отраслям экономики, к определенному типу производства или объекту исследования. Два элемента методики АХД предприятия: последовательность выполнения аналитической работы; способ исследования изучаемых объектов.При выполнении комплексного АХД выделяют следующие этапы: уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы; разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуются объекты анализа; собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид); проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли в целом; проводится факторный анализ: выделяются факторы и определяется их влияние на результат; выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышение эффективности производства; проводится оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.Такая последовательность выполнения аналитических исследований является наиболее целесообразной с точки зрения теории и практики АХД.В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические приемы и способы анализа. Они используются на различных этапах исследования для: первичной обработки собранной информации (проверки, группировки и систематизации); изучения состояния закономерности развития исследуемых объектов; определения влияния факторов на результаты деятельности предприятия; подсчета неиспользуемых и перспективных резервов увеличения эффективности производства; обобщения результатов анализа и комплексной оценки деятельности предприятий; обоснование планов экономического и социального развития, управленческих решений различных мероприятий.В АХД используется много различныхспособов: традиционные способы обработки информации (сравнение, относительные средние величины, графический, группировка, балансовый); способы детерминированного факторного анализа (для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов): цепные подстановки, индексный метод, абсолютные и относительные разницы, интегральный, пропорциональное деление; способы стохастического факторного анализа: корреляционный анализ, дисперсионный, компонентный, современный многомерный факторный анализ; способы оптимизации показателей: экономическо-математические методы, программирование, теория массового обслуживания, теория игр, исследование операций.Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов.
Лекция 2 Анализ производства и реализации продукции
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
Основные задачи анализа:
оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции. Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам и группам однородной продукции.
Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Динамика выпуска и реализации продукции
Год | Объем производства продукции в текущих ценах, тыс. руб. | Индекс цен | Объем производства продукции в ценах базисного года, тыс. руб. | Темпы роста, % | Объем реализации, тыс.руб. | Темпы роста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||||
ххх1 | 1,00 | |||||||
ххх2 | 1,50 | 98,0 | 98,0 | 98,0 | 98,0 | |||
ххх3 | 1,46 | 93,6 | 95,5 | 94,0 | 95,8 | |||
ххх4 | 1,40 | 94,5 | 101,1 | 95,7 | 101,8 | |||
ххх5 | 1,33 | 97,5 | 103,0 | 98,1 | 102,4 | |||
ххх6 | 1,28 | 103,3 | 106,0 | 102,8 | 104,8 |
Из таблицы видно, что в первые три года происходил спад производства продукции, а за последние три наметился некоторый его рост. В итоге за пять лет объем производства вырос всего на 3,3%, а объем реализации – на 2,8%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации приблизительно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно опередили темпы реализации продукции. Это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Исчислим его по среднегеометрической:
(3.1)
где: Твп – темп роста выпуска продукции;
Трп – темп роста реализации продукции;
Тпр – темп прироста.
В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 0,65%, а реализации продукции – 0,55%.
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методике, приведенной в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции
Изделие | Объем производства продукции в плановых ценах, тыс.руб. | Реализация продукции в плановых ценах, тыс руб | ||||||
план | факт | +,– | % к плану | план | факт | +,– | % к плану | |
Программный модуль 1 | +16500 | +33 | +10455 | +20,0 | ||||
Программный модуль 2 | -12900 | -43 | -12423 | -41,2 | ||||
Итого: | +3600 | +4,5 | -1968 | -2,39 |
Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,5%, а по реализации недовыполнен на 2,39%, что также свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца и отклонение от плана (таблица 3.4).
Таблица 3.4 – Плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции
Вид продукции | План | План с начала месяца | 02.01.20____г. | 03.01 и т.д. | ||||
на сутки | на месяц | Фактический объем | Отклонение | |||||
за сутки | с начала месяца | |||||||
Изделие А | ||||||||
Выпуск | -20 | |||||||
Отгрузка | +5 | |||||||
Изделие Б | ||||||||
Выпуск | +5 | |||||||
Отгрузка | +3 | |||||||
ИТОГО | ||||||||
Выпуск | -15 | |||||||
Отгрузка | +8 | |||||||
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.
Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повышение процентных ставок по вкладам; демографические, социально-экономические, политические и другие причины.
Риск невостребованной продукции можно подразделить на:
преодолимый;
непреодолимый.
Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот.
Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет меньшим – это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме указанных расходов войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции.
В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция – это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.
Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж.
Важным обобщающим показателем, используемым для характеристики скорости реализации продукции, является продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж; рост его уровня свидетельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребованной продукции.
Анализ ассортимента продукции, анализ структуры продукции. Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.
При формировании ассортимента и структуры вы пуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:
определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает коэффициент ассортимента продукции, уровень которого определяется следующим образом:
(3.2)
В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но ее количество учитывается в объемах, не более, чем выпуск продукции в базовом (плановом, прошлом) периоде.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам, и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других – уменьшается.
Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень структурной активности на предприятии. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние па все экономические показатели: объем вы пуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Анализ рынков сбыта. От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д. В первую очередь в процессе анализа нужно изучить динамику реализации каждого вида продукции на рынках сбыта за последние 3-5 лет.
Из приведенной ниже таблицы 3.5 видно, что за последние два года спрос на продукцию Б и уровень ее рентабельности начали падать, а объем продаж и доходность изделия А увеличились как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Таблица 3.5 – Анализ рынков сбыта
Показатель | Внутренний рынок | Экспорт | ||||
Годы | Годы | |||||
xxx1 | xxx2 | xxx3 | xxx1 | xxx2 | xxx3 | |
Изделие А | ||||||
Объем реализации продукции, шт. | ||||||
Цена единицы продукции, тыс. руб. | 3,4 | 4,4 | 5,8 | 3,7 | 5,2 | 6,5 |
Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. | 2,8 | 3,6 | 4,6 | 3,2 | 4,2 | 5,0 |
Прибыль, тыс. руб. | ||||||
Рентабельность, % | 21,4 | 22,2 | 26,1 | 15,6 | 23,8 | 30,0 |
Изделие Б | ||||||
Объем реализации продукции, шт. | - | - | - | |||
Цена единицы продукции, тыс. руб. | 2,2 | 2,7 | 3,5 | - | - | - |
Себестоимость продукции, тыс. руб. | 1,9 | 2,4 | 3,1 | - | - | - |
Прибыль, тыс. руб. | - | - | - | |||
Рентабельность, % | 15,8 | 12,5 | 12,9 | - | - | - |
Основываясь на результатах анализа, выделяют четыре категории товаров:
«звезды», которые приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту;
«дойные коровы» – эти товары переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование «трудных детей»;
«трудные дети» – это, как правило, новые товары, нуждающиеся в рекламе, продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звездами»;
«мертвый груз», или «неудачники» – нежизнеспособные товары, не способствующие экономическому росту, не приносящие прибыли.
Такая группировка продукции предприятия позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование «трудных детей», которые в ближайшее время могут стать «звездами», на поддержку достаточного количества «звезд», которые призваны обеспечить долгую жизнь предприятия, и «дойных коров», способствующих финансированию «трудных детей».
При этом нужно учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на отдельных сегментах рынка:
а) нулевая стадия – изучение и апробация идеи разработки нового товара, а потом и самого товара;
б) первая стадия (выпуск товара на рынок и внедрение) – выяснение, будет ли товар иметь успех на рынке; прибыль на этой стадии невысока, так как значительные средства расходуются на рекламу;
в) вторая стадия (рост и развитие продаж) – товар начинает приносить прибыль, он быстро покрывает все издержки и становится источником прибыли, хотя требует еще больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынке;
г) третья стадия (зрелость) – товар имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, т.е. находится в самом прибыльном периоде, так как требует затрат не на продвижение на рынок, а только на рекламную поддержку его «известности»;
д) четвертая стадия (насыщение и спад) – вначале незаметное, а затем резкое сокращение объема продаж по предсказуемым и непредсказуемым причинам. Способность вовремя уловить и предвосхитить спад спроса на изделие путем его совершенствования или замены другим требует определенного мастерства. Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры.
В процессе анализа необходимо также выявить реальных и потенциальных конкурентов, проанализировать показатели их деятельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые возможности, цели и стратегию в области экспансии на рынке, технологии производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать образ поведения конкурентов и выбрать наиболее приемлемые способы конкурентной борьбы.
Анализ качества продукции. Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Для инновационного бизнеса высокая степень этого показателя наиболее актуальна, так как инновационной продукции завоевать рынок наиболее проблематично.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
удельный вес продукции высшей категории качества;
средневзвешенный балл продукции;
средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
удельный вес сертифицированной продукции;
удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);
надежность (долговечность, безотказность в работе);
технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
эстетичность изделий.
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.
Первая задача анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции (таблица 3.6).
Таблица 3.6 – Анализ обобщающих показателей качества продукции
Показатель | Прошлый год | Отчетный год | |
план | факт. | ||
Средневзвешенный балл качества продукции | 0,70 | 0,75 | 0,74 |
Удельный вес, %: продукции высшей категории качества | 75,0 | 76,0 | 78,0 |
Экспортируемой продукции | 29,0 | 35,0 | 36,5 |
Забракованной продукции | 0,55 | 0,40 | 0,50 |
Как видно из таблицы, за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.
Вторая задана анализа – определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции, выручку от реализации продукции (ДВ) и прибыль, рассчитывая:
(3.3)
где Ц0 и Ц1 –цена изделия до и после изменения качества;
С0 и С1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;
VВП1 – объем произведенной продукции повышенного качества;
VРП1 – объем реализации продукции повышенного качества.
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести способом абсолютных разниц (таблица 3.7): изменение удельного веса по каждому сорту нужно умножить на цену соответствующего сорта (Цi), результаты сложить и умножить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении (VВПобщ1):
(3.4)
Таблица 3.7 – Влияние сортового состава на изменение среднего уровня цены изделия А
Сорт продукции | Цена, руб. | Структура продукции | Изменение средней цены, руб. | ||
Первый сорт | 0,70 | 0,75 | +0,05 | (+0,05)*5400=+270 | |
Второй сорт | 0,30 | 0,25 | -0,05 | (-0,05)*4000=-200 | |
Итого | - | 1,00 | 1,00 | - | +70 |
Как видно из таблицы, в связи с улучшением качества продукции (увеличением доли первого сорта и уменьшением, соответственно, доли второго сорта) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 70 руб. Стоимость всего фактического выпуска данного изделия увеличилась на 931 тыс. руб. (70 руб. * 13 300 шт.), а сумма выручки – на 878,22 тыс. руб. (70 руб. * 12 546 шт.).
Аналогичным образом определяют изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава (таблица 3.8).
Подобные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, и результаты обобщают.
Таблица 3.8 – Влияние сортового состава на изменение среднего уровня себестоимости изделия А
Сорт продукции | Себестоимость изделия, руб. | Структура продукции | Изменение среднего уровня себестоимости за счет сортового состава, руб. | ||
Первый сорт | 0,70 | 0,75 | +0,05 | (+0,05)*4200=+210 | |
Второй сорт | 0,30 | 0,25 | -0,05 | (-0,05)*3500= -175 | |
Итого | - | 1,00 | 1,00 | - | +35 |
Анализ конкурентоспособности. Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:
техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
эстетическим (внешний вид товара);
эргономическим (соответствие свойствам человеческого организма);
нормативным (соответствие товара нормам и стандартам);
экономическим (уровень цен на товар, сервисное обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения потребности).
Методика анализа конкурентоспособности продукции рассмотрена на рисунке 3.1:
Рисунок 3.1 – Методика анализа конкурентоспособности продукции
Для оценки конкурентоспособности продукции по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.
Единичные показатели (g) отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Р100), принимаемого за 100%:
(3.5)
Групповой показатель (С) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (ai), определяемых экспертным путем:
(3.6)
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):
(3.7)
Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.
Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долю рынка, контролируемую данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше – низкой.
Важное направление повышения конкурентоспособности продукции – совершенствование организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.
Анализ ритмичности работы предприятия. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Для оценки ритмичности работы используются прямые и косвенные показатели:
Прямые показатели – это коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции за i-й период (декаду, месяц, квартал) в годовом объеме производства.
Косвенные показатели ритмичности – это наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.
Один из наиболее распространенных показателей – коэффициент ритмичности – определяется суммированием фактического удельного веса выпуска продукции за каждый период, но не более базового уровня.
Исчислим его значение по данным таблицы 3.9:
Критм = 25 + 22 + 21 + 25 = 93%.
Таблица 3.9 – Ритмичность выпуска продукции по кварталам
Квартал | Выпуск продукции, тыс. руб. | Удельный вес продукции,% | ||
t0 | t1 | t0 | t1 | |
I | 25.0 | |||
II | 25.0 | |||
III | 25.0 | |||
IV | 25.0 | |||
За год |
Коэффициент вариации (Кв) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:
0,14,(3.8)
где: квадратическое отклонение от среднеквартального (среднемесячного) задания;
n – число периодов;
хпл. – среднеквартальный плановый (среднемесячный) выпуск продукции.
В нашем примере коэффициент вариации составляет 0,14, то есть, выпуск продукции по кварталам отклоняется от графика в среднем на 14%.
Причины аритмичности – трудности сбыта продукции, низкий уровень организации, технологи и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля.
Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции. В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
Анализ увеличения выпуска продукции. Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема (рисунок 3.2). Из рисунка видно, что классификация основных факторов изменения объема выпуска продукции включает такие основные виды, как трудовые ресурсы, средства труда и предметы труда.
Анализ основных показателей по данной классификации позволяет выявить резервы увеличения объема выпуска продукции.
Также важное значение имеет анализ изменения остатков нереализованной продукции.
Рисунок 3.2 – Структурно-логическая модель объема реализации продукции
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:
ГПН + ТП = РП + ГПК.
Отсюда
РП = ГПН + ТП - ГПК.
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать таким образом:
ГПН + ТП + ОТН - РП + ОТК + ГПК.
Отсюда
РП = ГПН + ТП + ОТН - ОТК - ГПК, (3.9)
где: ГПН, ГПК – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП – стоимость выпуска товарной продукции;
РП – объем реализации продукции за отчетный период;
ОТН, ОТК – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базовыми данными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (таблица 3.10).
Таблица 3.10 – Анализ факторов изменения объема реализации продукции
Показатель | Стоимость продукции в базовых ценах, тыс. руб. | Изменение объема реализации | ||
тыс. руб. | % | |||
Остаток готовой продукции на начало периода | +90 | +4,6 | ||
Выпуск продукции за отчетный период | +3600 | +182,9 | ||
Остаток готовой продукции на конец периода | -5658 | -287,5 | ||
Реализация продукции | -1968 |
Особое внимание в анализе необходимо уделять изучению влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы:
1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсам и эффективность их использования:
ВП = ЧР х ГВ;
РП = ЧР х ТВ х ДВ, (3.10)
где: ВП – выпуск продукции за отчетный период;
ЧР – среднесписочная численность работников предприятия;
ГВ – среднегодовая выработка продукции одним работником;
РП – объем реализации продукции за отчетный период;
Дв – доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода;
2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:
ВП = ОПФ х ФО;
РП = ОПФ х ФО х Дв, (3.11)
где: ОПФ – среднегодовая сумма основных производственных
фондов предприятия;
ФО – фондоотдача основных производственных фондов;
3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
ВП = МЗ х МО;
РП = МЗ х МО х Дв, (3.12)
где: МЗ – сумма потребленных материальных запасов
для производства продукции;
МО – материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).
После этого определяют резервы увеличения производства и реализации продукции, основные источники которых приведены на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3 – Источники резервов увеличения производства
В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции.
Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.
При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме того, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и, реальную возможность ее реализации, а также риск невостребованной продукции.
Чтобы выявить данные резервы, необходимо более детально проанализировать использование трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда на предприятии.
Лекция 3 Анализ использования персонала предприятия
Обеспеченность трудовыми ресурсами. От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как следствие – объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Основные задачи анализа:
изучение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений персоналом по количественным и качественным параметрам;
оценка экстенсивности, интенсивности и эффективности использования персонала на предприятии;
выявление резервов более полного и эффективного использования персонала предприятия.
Источники информации – план по труду, статистическая отчетность «Отчет по труду», данные табельного учета и отдела кадров.
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется путем сравнения фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Особое внимание уделяется анализу обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных профессий (таблица 3.11).
Таблица 3.11 – Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами
Категория работников | Численность | Процент обеспеченности | |
план. | факт. | ||
Среднесписочная численность | |||
В том числе рабочие | 102,5 | ||
Из них: закройщики | 106,7 | ||
Швеи | 104,4 | ||
Вспомогательные рабочие | 95,0 | ||
Инженерно-технические работники и служащие | 90,0 |
Необходимо также анализировать качественный состав персонала по уровню квалификации (таблица 3.12).
Таблица 3.12 – Качественный состав персонала по уровню квалификации
Разряд рабочих | Тарифные коэффициенты | Численность рабочих на конец года, чел. | |
Прошлый год | Отчетный год | ||
I | 1,00 | ||
II | 1,30 | ||
III | 1,69 | ||
IV | 1,96 | ||
V | 2,27 | ||
VI | 2,63 | ||
Итого | |||
Средний тарифный разряд рабочие | 3,96 | 4,08 | |
Средний тарифный коэффициент | 1,95 | 1,99 |
Судя по среднему тарифному разряду и среднему тарифному коэффициенту рабочих, рассчитанных по средневзвешенной арифметической, их квалификационный уровень за отчетный год несколько повысился.
Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования и т.д. Поэтому в процессе анализа изучают изменения в составе рабочих по этим признакам.
Поскольку изменения качественного состава происходят в результате движения рабочей силы, то этому вопросу при анализе уделяется большое внимание (таблица 3.13).
Таблица 3.13 – Движение рабочей силы на предприятии
Показатель | Прошлый год | Отчетный год |
Численность ППП на начало года | ||
Приняты на работу | ||
Выбыли | ||
В том числе: по собственному желанию | ||
уволены за нарушение трудовой дисциплины | ||
Численность персонала на конец года | ||
Среднесписочная численность персонала | ||
Коэффициент оборота по приему работников | 0,3 | 0,4 |
Коэффициент оборота по выбытию работников | 0,12 | 0,2 |
Коэффициент текучести кадров | 0,07 | 0,14 |
Коэффициент постоянства кадров | 0,77 | 0,7 |
Необходимо изучить причины увольнения работников (по собственному желанию, сокращение кадров, нарушение трудовой дисциплины и др.).
Напряженность в обеспечении предприятия трудовыми ресурсами может быть несколько снята за счет более полного использования имеющейся рабочей силы, роста производительности труда работников, интенсификации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новой, более производительной техники, усовершенствования технологии и организации производства. В процессе анализа должны быть выявлены резервы сокращения потребности в трудовых ресурсах в результате проведения перечисленных мероприятий.
Если предприятие расширяет свою деятельность, увеличивает свои производственные мощности, создает новые рабочие места, то следует определить дополнительную потребность в трудовых ресурсах по категориям и профессиям и источники их привлечения.
Резерв увеличения выпуска продукции за счет создания дополнительных рабочих мест определяется умножением их прироста на фактическую среднегодовую выработку одного рабочего отчетного периода.
Фонд рабочего времени. Полноту использования персонала можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени (ФРВ). Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому производственному подразделению и в целом по предприятию (таблица 3.14).
Таблица 3.14 – Анализ использования фонда рабочего времени
Показатель | Значение показателя | Изменение (+,-) | |
t0 | t1 | ||
Среднегодовая численность рабочих (ЧР) | +4 | ||
Отработано дней одним рабочим за год (Д) | -10 | ||
Отработано часов одним рабочим за год (Ч) | 1612,5 | -142,5 | |
Средняя продолжительность рабочего дня (П), ч | 7,8 | 7,5 | -0,3 |
Общий фонд рабочего времени (ФРВ), чел.-ч | -16350 |
ФРВ зависит от численности рабочих (ЧР), количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год (Д) и средней продолжительности рабочего дня (П). Эту зависимость можно представить следующим образом:
ФРВ – ЧР * Д * П.
Для выявления причин целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени сопоставляют данные фактического и планового баланса рабочего времени.
После изучения экстенсивности использования персонала нужно проанализировать интенсивность его труда.
Анализ производительности труда. Для оценки уровня интенсивности использования персонала применяется система обобщающих, частных и вспомогательных показателей производительности труда. Обобщающие показатели – это среднегодовая, среднедневная и среднечасовая выработка
Анализ использования персонала. Большое значение для оценки эффективности использования трудовых ресурсов па предприятии в условиях рыночной экономики имеет показатель рентабельности персонала (отношение прибыли к среднесписочной численности).
Частные показатели – это затраты времени на производство единицы продукции определенного вида (трудоемкость продукции) или выпуск продукции определенного вида в натуральном выражении за один человеко-день или человеко-час.
Вспомогательные показатели – затраты времени на выполнение единицы определенного вида работ ил и объем выполненных работ за единицу времени.
Наиболее обобщающий показатель производительности труда – среднегодовая выработка продукции одним работником. Его величина зависит не только от выработки рабочих, но и от удельного веса последних в общей численности персонала, а также от количества отработанных ими дней и продолжительности рабочего дня.
Особенно тщательно анализируется изменение среднечасовой выработки как одного из основных показателей производительности труда и фактора, определяющего уровень среднедневной и среднегодовой выработки рабочих. Величина этого показателя зависит от многих факторов: степени механизации производственных процессов, квалификации рабочих, их трудового стажа и возраста, организации труда и его мотивации, техники и технологии производства, экономических условий хозяйствования и др.
Весьма эффективен при изучении влияния факторов на уровень среднечасовой выработки корреляционно-регрессионный анализ. В многофакторную корреляционную модель среднечасовой выработки можно включить следующие факторы:
фондовооруженность или энерговооруженность труда;
средний тарифный разряд рабочих;
средний срок службы оборудования;
доля прогрессивного оборудования в общей его стоимости и т.д.
Коэффициенты уравнения множественной регрессии покажут, на сколько рублей изменяется среднечасовая выработка при изменении каждого факторного показателя на единицу в абсолютном выражении.
Изменение уровня среднечасовой выработки (ΔЧВxi) за счет определенного фактора (ΔФРВxi) можно рассчитать по следующей формуле:
(3.13)
Предположим, за счет применения компьютерных технологий затраты труда на производство продукции сократились на 15 000 ч, или на 5,34%. В связи с этим уровень среднечасовой выработки повысился на 5,64%, или на 16,07 руб. (284,9 * 5,64% : 100):
Непроизводительные затраты труда из-за брака в работе составили 1640 ч. За счет этого уровень среднечасовой выработки снизился на 0,6%, или на 1,71 руб.
Модернизация действующего оборудования позволила сократить затраты труда на 5670 чел./ч, или на 2,02%, из-за чего уровень среднечасовой выработки повысился на 2,06%, или на 5,87 руб.
Существенное влияние на средний уровень выработки оказывает изменение структуры продукции: при увеличении доли более трудоемкой продукции увеличиваются затраты труда на ее производство (таблица 3.15).
Таблица 3.15 – Изменение структуры продукции