В конце XIX в и в начале XX в используется уже механизированная обработка гранита, что интереса не представляет (да и уровень не тот).

Учитывая наличие огромного количества мастеров удивляет то, что начиная с середины XIX в. подобного уже не производилось.

А выполненные работы действительно высокого качества. Вот и возникают всякие сомнения о возможности в XVIII -XIXвв. их выполнить. Тут можно смело проводить аналогии с очень древним Египтом. А Исаакиевский собор, например, можно в какой-то степени сравнивать с римским пантеоном.

Появляется некий иностранец, не видавший местных каменоломен и не работавший ни с гранитом, ни с какими-то было тяжестями. Составляет очень сомнительный проект.

А работа с мегалитами выглядит так.

Объяснять сразу все - это равносильно наплодить массу сказок. Пока приходиться разбираться с достоверностью написанной истории города. Очень много вопросов.

Как звучит Официальная версия (упрощенный вариант):

Вся история города - пришел барин на болота и с великими трудностями построил... Казалось бы, что все описано вплоть до каждого дома. А на деле все подробности опущены. С картографией города тоже многое не понятно. По культурному слою опять же есть вопросы. И все это при условии, что по области вскрыто тысячи могильников и никаких неожиданностей в них не наблюдается. Да и в редких городских археологических отчетах больших сенсаций не произошло.

Их Высочества его утверждают. Проводят тендер на самых дешевых исполнителей (при этом опыт работы не требуется).

И поехало...

Для большей правдоподобности добавляют одно или несколько ЧП на каждый проект. Рабочие, как правило, смекалистые, но все равно в итоге их при расчете обманывают. Несколько дипломатов и несколько других высокопоставленных персон напишут в своих мемуарах пару слов о виданном ими чуде технических возможностей русских (в то же время в простой переписке мирных горожан, которых на подобные мероприятия собирается десятками тысяч, об этом нет никаких упоминаний). Газеты тоже не молчат - проверял (правда есть сомнения, что в библиотеках они не могли появится задним числом). Далее автор или авторы проекта напишут за бугром на иностранном языке отчет о проделанной работы с правдоподобным (но никем не проверенным) описанием производства работ (тираж как правило мизерный - для избранных). И все. Дело сделано...

На русский язык переводов за небольшим исключением не делается. Проходит время. И начинаются восхищаться и исследовать (опуская сомнительные места) произведенные работы.

Исакиевский собор: